ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | | | | | |
| | |||||
Раздел: «Искусство в жизни современного человека» 3ч. | ||||||
1 четверть | ||||||
1/1 | Искусство вокруг нас. | 1 | 6.09 | | Компьютер, видеопроектор, фортепиано, фонотека, портреты композиторов. Музыкальный материал: Прелюдия № 24. Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен. | Определять место и роль искусства в жизни человека и общества. Различать виды, стили и жанры искусства. Воспринимать художественные произведения разных видов искусства и выражать свое отношение к ним. Раскрывать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения. Записывать свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта, от просмотра телевизионных передач и кинофильмов; от полюбившихся художественных произведений (рассказывать о них) Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов. Разбираться в соотношении научного и художественного творчества. Правильно употреблять термины. Характеризовать многообразие форм художественного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. Различать основные жанры народной и профессиональной музыки. Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примерах произведений различных видов искусства. |
2/2 | Художественный образ — стиль — язык. | 1 | 13.09 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, репродукции картин. Музыкальный материал: Музыкальный материал: Красный сарафан. А. Варламов. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов. Калитка. А. Обухов. Колокольчик. А. Гурилев. | |
3/3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | 1 | 20.09 | | Компьютер, видеопроектор, магнитофон, фортепиано, фонотека, репродукции картин. Музыкальный материал: Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной. | |
Раздел: «Искусство открывает новые грани мира» 6 ч. | ||||||
4/1 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. | 1 | 27.09 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, репродукции картин. Музыкальный материал: Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). | Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки. Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства. Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Самостоятельно осваивать какое- либо явление и создавать художественную реальность в любом виде творческой деятельности. Создавать средствами любого искусства модель построения мира какой-либо эпохи (по выбору). Составлять музыкально-литературные композиции. Проводить беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы. Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных, музыкальных). Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений и оценивать их художественную значимость. Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Определять, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением). Устанавливать ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами-представлениями и анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, графики и др. Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений. Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального и изобразительного искусства. |
5/2 | Пейзаж поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка. | 1 | 4.10 | | Магнитофон, портреты композиторов, фортепиано, фонотека, репродукции картин, Музыкальный материал: Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев. | |
6/3 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | 1 | 11.10 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, репродукции картин. Музыкальный материал: Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). | |
7/4 | Портреты наших великих соотечественников | | 18.10 | | Компьютер, видеопроектор, магнитофон, фортепиано, фонотека, репродукции картин. Музыкальный материал: Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). | |
8/5 | Портрет композитора в литературе и кино. | | 25.10 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, репродукции картин. Музыкальный материал: Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин. | |
9/6 | Обобщающий урок 1 четверти. Исследовательский проект «Музыкальный театр: прошлое и настоящее». | 1 | 1.11 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, тексты песен, репродукции картин. Музыкальный материал: Гаудеамус. Нам нужна одна победа. Из кинофильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы. Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого. Милая моя. Слова и музыка Ю. Визбора. | |
Раздел: «Искусство как универсальный способ общения» 7 ч. | ||||||
2 четверть | ||||||
10/1 | Мир в зеркале искусства. | 1 | 15.11 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, репродукции картин. Музыкальный материал: Произведения разных жанров и стилей (М. Глинка, М. Мусоргский, А. Даргомыжский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). | Определять роль и значение искусства в жизни человека и общества и уметь рассуждать о них. Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения и использовать коммуникативные свойства искусства. Воспринимать произведения разных видов искусства, анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. «Считывать» информацию, заключенную в памятниках культуры. Интерпретировать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового музыкального искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности. Называть музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения. Посещать театры, музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего края (города, поселка и др.) и рассказывать о значимых культурно-исторических объектах своего края. Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности и знакомиться с творческими достижениями их лауреатов. Проявлять творческую активность при создании своего варианта афиш конкурса или фестиваля, при разработке вопросов интервью с победителями. Участвовать в разных видах художественно-исполнительской деятельности, понимать ее коммуникативное значение. Определять значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности. Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста и др.). Определять специфику художествен но-образной информации и ее отличия от научной, повседневной и др. Раскрывать смысл художественного образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля. Различать знаки и символы искусства и интерпретировать их. Разрабатывать сценарий народного праздника (по выбору учащихся), использовать его знаки и символы. Участвовать в разработке совместного художественно-исследовательского проекта. Раскрывать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы), песнопений. Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.). Анализировать синтетический характер образов кино, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма. Определять значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии. Создавать/воспроизводить в образно-символической форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или информационных технологий. Выбирать произведения, наиболее полно отражающие сущность человека, из золотого фонда мирового искусства. Обосновывать свой выбор. Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве. |
11\2 | Искусство — проводник духовной энергии. | 1 | 22.11 | | Магнитофон, портреты композиторов, репродукции картин, шумовой оркестр. Музыкальный материал: Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди. | |
12/3 | Как происходит передача сообщения в искусстве. | 1 | 29.11 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, фортепиано, фонотека, репродукции картин. Музыкальный материал: Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин. | |
13/4 | Знаки и символы искусства. | | 6.12 | | Магнитофон, фортепиано, фонотека, шумовой оркестр, видеофрагменты опер, компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, тексты песен. Музыкальный материал: Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Ч. Айвз. Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев. Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис. | |
14/5 | Разговор с современником. | 1 | 13.12 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, тексты песен, репродукции картин. Музыкальный материал: Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.). | |
15/6 | Звучащий цвет и зримый звук. | 1 | 20.12 | | Компьютер, видеопроектор, тексты песен, репродукции картин, видеофрагменты кинофильмов. Музыкальный материал: Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Побудь со мной. Н. Зубов. Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня. | |
16/7 | Обобщающий урок 2 четверти. Исследовательский проект «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители». | 1 | 27.12 | | Магнитофон, фортепиано, фонотека, шумовой оркестр, видеофрагменты опер, компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, тексты песен. Музыкальный материал: Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский. | |
Раздел: «Красота в искусстве и жизни» 10 ч. | ||||||
3 четверть | ||||||
17/1 | Что есть красота. | 1 | 17.01 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов. Музыкальный материал: Увертюра. Песенка о веселом ветре. Из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский. Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. | Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу. Различать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы. Создавать музыкальную композицию на заданную тему с использованием ИКТ (клавишный синтезатор, компьютер и др.). Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения), понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты. Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени. Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений и раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения. Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. Определять значения символов культуры. Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений. Различать истинные и ложные ценности; понимать самоценность различных явлений. Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства; знать специфические особенности языка. Передавать красоту современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе рисунке, живописи, скульптуре, фотографии музыке. Воплощать красоту различных состояний природы и человеческих отношений средствами одного из видов искусства (живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). |
18/2 | Откровенье вечной красоты. | 1 | 24.01 | | Компьютер, видеопроектор, магнитофон, репродукции картин. Музыкальный материал: Произведения различных жанров и стилей (Д. Кач- чини И -С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж Бизе М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). | |
19/3 | Застывшая музыка. | 1 | 31.01 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, видеофрагменты кинофильмов, тексты песен. Музыкальный материал: «Рассвет на Москва-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского. «Монтекки и Капулетти» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульеттта», «Кошки» Э.-Л. Уэббера. | |
20/4 | Есть ли у красоты свои законы. Композиция. Гармония. | 1 | 7.02 | | Компьютер, видеопроектор, фортепиано, фонотека, портреты композиторов, репродукции картин. Музыкальный материал: Опера «Князь Игорь». А. П. Бородин. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. | |
21/5 | Есть ли у красоты свои законы. Ритм. Симметрия. | 1 | 14.02 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, фортепиано, фонотека, видеофрагменты оперы. Музыкальный материал: Орфей и Эвридика. Опера. К. Глюк. Симфония № 2 «Богатырская» А.П. Бородина. | |
22/6 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | 1 | 21.02 | | Магнитофон, портреты композиторов, репродукции картин, шумовой оркестр, видеофрагменты оперы. Музыкальный материал: Различные исполнительские интерпретации классической и современной музыки. | |
23/7 | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | 1 | 28.02 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, репродукции картин, видеофрагменты оперы. Музыкальный материал: Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах. | |
24/8 | Как соотносятся красота и польза. | 1 | 7.03 | | Компьютер, фортепиано, фонотека, видеопроектор, портреты композиторов, видеофрагменты оперы, тексты песен, репродукции картин. Музыкальный материал: Иисус Христос - суперзвезда. Рок-опера. Э.-Л. Уэббер. Балет (фрагменты). Ж. Бизе - Р. Щедрин. | |
25/9 | Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве. | 1 | 14.03 | | Компьютер, видеопроектор, тексты песен, репродукции картин, видеофрагменты оперы, видеофрагменты кинофильмов. Музыкальный материал: Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян. | |
26/10 | Обобщающий урок 3 четверти. Исследовательский проект «Музыка народов мира: красота и гармония». | 1 | 28.03 | | Компьютер, видеопроектор, видеофрагменты балета, портреты композиторов. Музыкальный материал: «Кончерто гроссо». «Сюита в старинном стиле». А. Шнитке. | |
Раздел: «Значение музыки в жизни человека» 8 ч. | ||||||
4 четверть | ||||||
27/1 | Преобразующая сила искусства. | 1 | 4.04 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, репродукции картин. Музыкальный материал: Симфония № 4(фрагмент финала). П. Чайковский. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. | Выявлять важные, значимые жизненные проблемы в произведениях искусства. Составлять программы концертов (классической музыки, авторской песни, современных композиций и др.) и участвовать в их презентации перед младшими школьниками, раскрывая нравственно-эстетические, гражданственно-патриотические идеалы и ценности общества. Разрабатывать художественную идею и замысел совместного проекта. Определять свою роль (участие) в проекте. Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности. Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта. Использовать опыт художественно творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством. Осуществлять презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города. Участвовать в создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр). |
28/2 | Образы созданной реальности. Красота творческого порыва. | 1 | 11.04 | | Компьютер, видеопроектор, магнитофон, фортепиано, фонотека, репродукции картин. Музыкальный материал: Произведения вокальной и инструментальной музыки (Л. Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича, К.-В. Глюка, П. Чайковского, В. Калиникова, С. Рахманинова, Г. Свиридова и др.). | |
29/3 | Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке. | 1 | 18.04 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, видеофрагменты кинофильмов, тексты песен. Музыкальный материал: Оперы Н. Римского-Корсакова. | |
30/4 | Синтез искусств в создании художественных образов. | 1 | 25.04 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, видеофрагменты оперы. Музыкальный материал: Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. | |
31/5 | Идеал человека в искусстве. Воспитание души. | 1 | 25.04 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, фортепиано, фонотека, репродукции картин. Музыкальный материал: Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония № 40 В.-А. Моцарта. | |
32/6 | Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. | 1 | 2.05 | | Магнитофон, портреты композиторов, репродукции картин, шумовой оркестр. Музыкальный материал: «Утро» Э. Григ. Из сюиты «Пер Гюнт», «Даруй нам мир» В.-А. Моцарт. | |
33/7 | Мир современника в песенном творчестве. | 1 | 16.05 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, фортепиано, фонотека, репродукции картин. Музыкальный материал: Песенное творчество современных авторов (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.). | |
34/8 | Обобщающий урок 4 четверти. Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | 1 | 23.05 | | Компьютер, видеопроектор, портреты композиторов, тексты песен, репродукции картин. Музыкальный материал: Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист. | |
| Итого: | 34 | | | | |