Файл: Задача 2 Описание ситуации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 2035

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики
Кейс-задача 2

Описаниеситуации:

Вы работаете в коммерческой организации в роли финансового аналитика. От руководства компании Вам поступила задание провести мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумаг, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков для этого, воспользовавшись общедоступной информацией о рыночной ситуации на финансовых и товарных рынках и специальными информационными источниками финансовой информации, Вам необходимо:

Содержаниезадания:

  • Собрать исходные данные о состоянии различных сегментов финансового рынка: рынка ценных бумаг, банковских услуг, иностранной валюты и товарно-сырьевых рынков.

  • Оценить состояние, динамику и тенденции развития данных рынков.

  • Определить перспективные сегменты финансового и товарно-сырьевого рынков и аргументировать свой выбор

Подготовить прогноз изменений анализируемых сегментов финансового и товарно-сырьевого рынков

Ответ:

Кейс-задача 2

В рамках данной задачи рассмотрим состояние, динамику и тенденции развития рынка ценных бумаг, банковских услуг, иностранной валюты и товарно-сырьевых рынков. Анализ каждого из них представим отдельно.

1. Рынок ценных бумаг — это часть финансового рынка, где осуществляется привлечение и перераспределение капитала за счет выпуска и обращения ценных бумаг. Рынок ценных бумаг позволяет формировать справедливое ценообразование финансовых инструментов. В структуре современного фондового рынка выделяют также рынок производных финансовых инструментов. Рынок ценных бумаг образуют субъекты торгово-расчетной и учетной инфраструктуры, финансовые посредники, дилеры, информационные и аналитические агентства, инвесторы и эмитенты. Выход инвесторов на рынок ценных бумаг, как правило, доступен через финансовых посредников — профессиональных участников рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг — это брокеры, дилеры, доверительные управляющие, инвестиционные советники, регистраторы и депозитарии.

По данным на конец 2021 года на российском рынке ценных бумаг действует 449 организации, в том числе 194 кредитные организации, 239 некредитных финансовых организаций и 16 инвестиционных советников — индивидуальных предпринимателей.

Рынок ценных бумаг развивается, предоставляя инвесторам множество способов и форм участия. Одним из недавно появившихся на российском рынке ценных бумаг инструментов инвестирования является индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), позволяющий диверсифицировать инвестиции и предоставляющий инвестору право на получение налоговых льгот.

Банк России обеспечивает устойчивое развитие рынка ценных бумаг, регулирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также осуществляет контроль и надзор за ними, обеспечивает защиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе противодействуя недобросовестным практикам, неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Банк России также осуществляет регулирование в области допуска ценных бумаг на финансовый рынок, формирует реестры финансовых инструментов. Большое внимание Банк России уделяет развитию корпоративных отношений и совершенствованию практик корпоративного управления в российских публичных компаниях, что способствует развитию акционерного финансирования.

Перспективы развития российского фондового рынка напрямую зависит от динамики развития национальной экономики. Несмотря на то, что фондовый рынок и в частности рынок акций активно набирает обороты, он до сих пор находится на развивающейся стадии. К перспективам развития можно отнести выход российских предприятий не только на отечественные товарно-валютные биржи, но и на международные, что повысит их конкурентоспособность. Для повышения эффективности функционирования рынка ценных бумаг, необходима активная роль государства в упорядочении процессов, протекающие на фондовом рынке, а именно совершенствование и обеспечение соблюдения законодательства, развитие рынков государственных и муниципальных ценных бумаг, формирование благоприятного инвестиционного климата, ужесточение контроля за спекуляциями на торговых площадках и др.

Таким образом, развития рынка акций и фондового рынка в целом, это важная, но трудная задача, которая должна быть решена при качественной работе всех субъектов рынка.
2.Анализ банковских услуг. На современном этапе развития экономики важной особенностью банковской деятельности является предоставление банковских услуг населению. В условиях постоянной конкуренции банки стремятся расширять спектр предоставляемых услуг в целях привлечения клиентов, что оказывает непосредственное влияние на увеличение доходной базы банка, повышение рентабельности и конкурентоспособности.

Банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности.

В разработке перечня услуг банки приоритетным направлением ставят привлечение физических лиц, но в то же время все предлагают однотипные виды услуг. Клиенты становятся более требовательными, ожидают обслуживания на высоком уровне, а в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой это стало делать еще сложнее.

Развитие розничного банковского бизнеса может расцениваться как индикатор состояния экономики с точки зрения спроса и многих других социально-экономических процессов. Качество развития розничного банкинга, помимо состояния банковской сферы и экономики в целом, зависит от того, какие услуги банки оказывают населению, чем один банк отличается от другого и как меняются запросы клиентов.

За последние несколько десятилетий банковская отрасль претерпела значительные изменения. Этому способствовал ряд факторов, таких как финансовые кризисы, развитие информационных технологий, появление новых клиентоориентированных игроков. Важную роль сыграла и государственная политика в сфере развития банковской деятельности, и активное освоение государством банковского рынка.

Бизнес-модель, используемая банком, определяет все основные аспекты и характер его работы с клиентами: от способов покрытия всех первоочередных потребностей целевой аудитории до главных принципов взаимодействия с ней, включая необходимую частоту обращения в банк для удовлетворения этих потребностей.

В результате исследования лидером стал ПАО «Сбербанк России», значительная часть населения страны пользуется услугами этого банка. Показатели розничного бизнеса данного игрока значительно превышают показатели его ближайший конкурентов.

Универсальной модели бизнеса придерживается также и ПАО «ВТБ», однако он все равно уступает ПАО «Сбербанк России» по размерам розничной сети. Согласно текущей стратегии банк активно развивает все сегменты и работает над улучшением опыта взаимодействия с клиентами, в том числе за счет ускорения цифровизации.

Бизнес-модель АО «Почта Банк» основана на построении региональной сети. В отличие от остальных банков он имеет большое количество точек по всей России (более 19 тыс.), открытых на базе почтовых отделений АО «Почта России» и МФЦ, это помогает привлекать клиентов массовых сегментов в самых отдалённых регионах страны. Но, несмотря на это, розничный портфель банка существенно меньше, чем у вышеперечисленных игроков.

Одним из ключевых элементов в стратегии формирования отношений с клиентом и, как следствие, в структуре бизнес-модели является продуктовое предложение. Анализ основных продуктов дает общее представление о финансовых потребностях населения, а также позволяет более четко понимать, чем обусловлен выбор граждан в пользу определенного игрока банковского сектора.

Результаты проведения опроса компанией АО «Делойт и Туш СНГ» показали, что наибольшую популярность среди клиентов имеют традиционные продукты, такие как дебетовые карты (25%) и накопительные счета или вклады (49% и 30% соответственно). Высокая популярность дебетовых карт подтверждается общей структурой розничного банковского портфеля: по состоянию конец 2021 года объем средств населения в банках более чем на 70% превышает розничный кредитный портфель (Рисунок 1).



Рисунок 1. Доля респондентов, использующих данные финансовые продукты, %

Популярность банковских карт как основного продукта наблюдается не только в целом по сектору, но и у отдельных игроков. Банковские карты наиболее востребованы в повседневной жизни, поэтому популярность использования данного продукта может являться одним из показателей относительной величины базы активных клиентов.

Однако подходы к формированию продуктовой линейки, которые банки выбирают для обеспечения своей конкурентоспособности, различаются.

В 2021 году темпы прироста розничного кредитования во всех сегментах существенно замедлились. Отрицательное влияние на розничный кредитный рынок ограничительных мер, связанных с распространением корона-вирусной инфекции, может оказать влияние на динамику рынка в 2022 году. Поэтому разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг требует постоянных нововведений и улучшений.

С начала пандемии банки пересмотрели критерии риск-профиля заемщиков, тем самым повысив требования к кредитной истории и показателю долговой нагрузки клиента. Данные условия были введены для удобства обслуживания задолженности без ущерба для своего материального положения.

Список отказов по кредитованию пополнили такие отрасли, как ресторанный и гостиничный бизнес, оказание бытовых услуг, розничная торговля отдельными видами непродовольственных товаров, так как они вследствие коронавирусной инфекции пострадали больше всего, кроме коммерческих предприятий повышенное внимание стали уделять стабильности дохода клиента с целью минимизации риска по новым выдачам. Еще одной мерой предосторожности стало снижение максимальной суммы предоставляемых средств по кредитам наличными, в результате во II квартале 2021 года средний размер задолженности снизился на 20%, а в POS-кредитах и кредитных картах размер предоставляемых средств уменьшился на 10%.

Из-за ужесточившихся процедур андеррайтинга уровень одобрения кредитных заявок снизился. К постоянным клиентам банки отнеслись чуть более лояльно, и уровень одобрения снизился на 20% по кредитам наличными, а по кредитным картам на 40%, тогда как по новым заявкам снижение произошло на 33% и более чем на 50% соответственно.

В результате ужесточения условий выдачи POS-кредитов и кредитных карт доля кредитов наличными в продуктовой структуре портфеля потребительских кредитов банковской системы за 1-е полугодие 2021 года выросла с 72,6 до 73,2 %.

Во II квартале 2021 года портфель потребительских кредитов впервые за два года продемонстрировал отрицательную динамику, сократившись на 1%. Уровень одобрения новых кредитных заявок снизился почти в два раза по сравнению с показателем за январь – март.

Быстрый рост кредитов у населения обеспокоил Банк России, поэтому он предпринял ряд мер, призванных сдержать динамику выдачи новых кредитов. Несмотря на постепенное замедление темпов роста, положительный тренд в

потребительском кредитовании продолжился и в I квартале 2021 года: портфель вырос на 4%, а на 01.04.2021 достиг исторического максимума в 9,2 трлн. рублей. Однако карантин из-за пандемии COVID-19 вынудил банки сократить объемы выдачи новых кредитов. Так, объем потребительских кредитов, выданных с апреля по июнь, был почти на 40% ниже показателей предыдущего квартала, что и явилось причиной снижения объема портфеля за II квартал 2010 года на 1%. Данные по объему потребительских кредитов на 01.07.2021 представлены в таблице 1.

Таблица 1. Рэнкинг по объему потребительских кредитов на 01.07.2021

Наименование банка

Объем потребительских ссуд, млн. руб.

В том числе

Прирост за период, %

01.01.2021

01.07.2021


кредитные карты

прочие потребительские ссуды

1. ПАО Сбербанк

3 425 600

3 592 600

822 100

2 770 500

4,9


2. Банк ВТБ (ПАО)

1 606 900

1 665 300

145 200

1 520 100

3,6


3. АО «АЛЬФА БАНК»

546 772

576 624

185 114

391 510

5,5


4. ПАО «Почта Банк»

410 960

418 090

21 945

396 145

1,7


5. АО «Тинькофф Банк»

326 263

326 820

253 801

73 019

0,2



В 2021 году сохранялись позитивные тенденции в динамике корпоративного кредитования, продолжался рост активности в корпоративном сегменте кредитного рынка. Годовой темп прироста портфеля увеличился с 3,6% до 4,8%. Главным фактором стала государственная программа поддержки корпоративного кредитования. Значительно вырос спрос на краткосрочное кредитование и составил 12,4%, это было связано с замедлением экономической активности, вызванной пандемией, так как было необходимо поддерживать текущие и промежуточные расходы.

Качество корпоративного кредитного портфеля не претерпело существенных изменений: доля просроченных обязательств в портфеле на конец апреля составила 7,4%.

2021 год показал, что банковский сектор не в полной мере готов к рискам внешней среды, таких как усиление санкционного давления и усиление негативных последствий пандемии коронавируса.

В результате проведенного анализа отметим, что банкам необходимо обратить внимание на качество кредитных портфелей. Из-за ограничений на контакт людей друг с другом остро стал вопрос о бесконтактной оплате и оплате в приложениях. Но не все банки обладали возможностями для реализации новых функций. Для сохранения клиентской базы ими было принято решение о разработке новых систем бесконтактного обслуживания, что является плюсом в развитии банковских продуктов и услуг.
3. Характеристика валютного рынка. Количество операций по покупке россиянами долларов и евро в банках за год выросло на 48%, свидетельствуют данные Сбербанка. Чаще всего клиенты покупают доллары. Тренд может измениться: на максимуме население стремится продать валюту, а во вторник на торгах доллар обновил четырехмесячный максимум, превысив 75 руб. Евро переписал двухмесячный максимум, установив его выше отметки 84,6 руб.

По данным ЦБ, в сентябре 2021 года совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту (сумма купленной в уполномоченных банках, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов) к августу вырос на 48% и составил 4,7 млрд долл. Его объем был больше, чем в сентябре 2019 и 2020 годов, на 10 и 29% соответственно. Спрос населения на доллары в сентябре к предыдущему месяцу вырос на 58%, на евро - на 30%, до 3,2 млрд и 1,4 млрд долл. соответственно. Доля долларов в структуре совокупного спроса выросла до 69% против 64% месяцем ранее, доля евро сократилась с 34 до 30%.



В банке "Русский стандарт" число операций по обмену валюты за год выросло на 43%, в банке "Открытие" - на 50%. При этом граждане стали менять большие суммы, в банке "Русский стандарт" показатель за месяц вырос на 19%, до 73,4 тыс. руб. В банках рост спроса на валюту в начале осени связывают с бархатным сезоном для отдыха на море. Дополнительный интерес к валютообменным операциям связан с тем, что в сентябре 2021 года курс доллара достиг одного из своих минимальных порогов за год и колебался около значений 72,3 руб. за доллар, тогда как в сентябре 2020 года курс находился в промежутке от 73,5 до 79 руб. за доллар.

Совокупное предложение населением наличной иностранной валюты (сумма проданной в уполномоченных банках, направленной на конверсию и зачисленной на валютные счета) в августе по сравнению с июлем снизилось на 5% и составило 2,8 млрд долларов.
4. Российский рынок сельхозсырья и продовольствия характеризуется:

- Относительно стабильными общими размерами площадей в 2021 году и разнонаправленным их изменением в зависимости от конкретной культуры

Размер площадей под всеми культурами, по предварительным данным Росстата, в 2021 году составил 79 935,9 тыс. га, что практически на уровне значений за 2020 год.

При этом площади под зерновыми и зернобобовыми культурами снизились на 1,8%, под масличными культурами - выросли на 14,4%, сахарной свеклой - выросли на 8,5%. Совокупный размер площадей под прочими культурами (в т.ч. картофель, овощи, бахчевые, кормовые культуры) сократился на 7,8%.

Если рассматривать динамику не по группам культур, а по конкретным культурам, то наибольший прирост площадей в процентном выражении отмечается по льну-кудряшу (лен масличный), тритикале, рапсу, подсолнечнику, гречихе, сорго, гороху, сахарной свекле. Также расширились площади под рыжиком, горчицей, рожью, соей, кукурузой, бахчевыми.

В большей степени сократились размеры площадей под просом, льном-долгунцом, овощами открытого грунта. Также изменение площадей в сторону их снижения коснулось риса, ячменя, овса, картофеля и пшеницы.

- Ожидаемыми изменениями в объемах сборов культур по виду

Исходя из динамики площадей, а также промежуточных результатов уборочной кампании, можно ожидать ряд изменений на рынке. В их числе:

А) Рост объемов сборов масличных культур. Соответственно в сезон 2021/2022 возрастет и объем производства масел, шротов, прочих продуктов переработки масличных.

Б) Некоторое сокращение сборов зерновых и зернобобовых культур. Сборы по итогам уборочной кампании в 2021 году, по отношению к 2020 году несколько сократятся, но они будут находиться на среднегодовых за прошедшие 5 лет отметках. В зависимости от конкретного вида зерна, динамика будет выглядеть разнонаправленно. Так, например, снизятся объемы по пшенице, ячменю, просо, в то же время вырастут показатели по гречихе, рису.

В) Частичное восстановление объемов сборов сахарной свеклы. Напомним, что в 2020 году объем сборов существенно сократился (собрали 33,9 млн тонн против 54,4 млн тонн в 2019 году), что привело к падению выработки сахара, росту цен на него. В 2021 году, по итогам уборочной кампании, ожидается, что сборы составят 39,0 млн тонн. Это больше, чем в 2020 году, но существенно ниже среднегодовых за прошедшие 5 лет показателей.

Г) Ощутимое сокращение объемов сборов картофеля и овощей открытого грунта. Ожидается, что в промышленном секторе картофелеводства и овощеводства в 2021 году сборы картофеля составят 6,2 млн тонн против 6,8 млн тонн годом ранее, сборы овощей открытого грунта сократятся до 4,7-5,0 млн тонн против 5,4 млн тонн годом ранее.

- Некоторым сокращением производства мяса

Совокупный объем производства мяса всех видов в убойном весе в январе-сентябре 2021 года в хозяйствах всех категорий составил 7 832,3 тыс. тонн, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период 2020 года.

Таким образом, 2021 год - первый год, начиная с 2005 года, когда отмечается сокращение суммарного объема производства мяса. Это обусловлено ростом цен на корма, высокой степенью насыщенности внутреннего рынка. В основном общие объемы просели за счет сокращения производства мяса птицы. Также сократилось производство свинины, баранины. Производство говядины в январе-сентябре 2021 года, напротив, возросло.

В целом в долгосрочной перспективе расширение объемов производства мяса как в целом, так и по виду будет зависеть от реализации экспортного потенциала.

- Разнонаправленной динамикой объемов производства молока и молочных продуктов

В январе-августе 2021 года, по отношению к аналогичному периоду 2020 года, производство молока (кроме сырого) выросло на 2,8%, сливок - на 27,5%, сыворотки сухой - на 2,4%, сыров - на 2,2%, продуктов сырных - на 1,6%, кисломолочных продуктов - на 0,4%, сухого молока - на 0,3%, творога - на 0,2%.

При этом снижение производства коснулось сырого молока - на 0,04%, сливочного масла - на 3,8% и сгущенного молока - на 11,0%.

- Сокращением производства растительных масел

В январе-августе 2021 года, по отношению к аналогичному периоду 2020 года, совокупный объем производства растительных масел в РФ сократился на 13,0%. Главным образом это произошло из-за сокращения показателей по подсолнечному маслу - на 17,4%.

Производство некоторых видов масел, например, рапсового, напротив, существенно выросло. В целом же, по итогам 2021 года, с учетом расширенного предложения по сырьевой базе (высокий урожай масличных в 2021 году) производство выйдет на уровень 2020 года.

- Ростом импорта сельхозсырья и продовольствия в Россию

В январе-июне 2021 года, по сравнению с тем же периодом в 2020 году, отмечается рост импортных поставок сельхозсырья и продовольствия в РФ. В стоимостном выражении (в долларах США) они выросли на 12,4% (без учета отгрузок из Ирана).

В января-июне 2021 года, при сравнении с тем же периодом в 2020 году, больше всего в стоимостном выражении выросли поставки в Россию жиров и масел животного и растительного происхождения (код ТН ВЭД 15) - на 317,4 млн USD, алкогольных и безалкогольных напитков (продукция по коду ТН ВЭД 22, в основном алкоголь) - на 296,0 млн USD, масличных семян и плодов (код ТН ВЭД 12) - на 294,4 млн USD, рыбы и морепродуктов (код ТН ВЭД 03) - на 208,6 млн USD, продукции по коду ТН ВЭД 21 - на 143,0 млн USD.

Сокращение поставок в первую очередь коснулось мяса и мясных субпродуктов (код ТН ВЭД 02) - на 55,5 млн USD, овощей (код ТН ВЭД 07) - на 40,1 млн USD, табака и его заменителей (код ТН ВЭД 24) - на 33,7 млн USD, живых животных (код ТН ВЭД 01) - на 33,6 млн USD, зерна (код ТН ВЭД 10) - на 19,9 млн USD.

- Расширением экспортных поставок сельхозсырья и продовольствия из России

В январе-июне 2021 года, по отношению к аналогичному периоду 2020 года, экспорт сельхозсырья и продовольствия из РФ вырос в стоимостном выражении (в долларах США) на 16,0%(без учета поставок в Иран).

По приросту экспорта в стоимостном выражении в январе-июне 2021 года лидируют жиры и масла животного и растительного происхождения (код ТН ВЭД 15) - на 581,5 млн USD, злаки (код ТН ВЭД 10) - на 532,3 млн USD, жмыхи, шроты и прочие твердые остатки, получаемые при экстракции растительных масел (код ТН ВЭД 23) - на 278,6 млн USD, мясо и мясные субпродукты (код ТН ВЭД 02) - на 122,4 млн USD и продукция по коду ТН ВЭД 21 - на 107,8 млн USD.

Сокращение экспортных поставок коснулось сахара (код ТН ВЭД 17) - на 211,9 млн USD, табака и его заменителей (код ТН ВЭД 24) - на 14,4 млн USD, семян и плодов масличных культур (код ТН ВЭД 12) - на 9,1 млн USD и товаров по коду ТН ВЭД 14 - на 5,0 млн USD.

- Ростом цен на большинство видов сельхозсырья и продовольствия

Рыночная конъюнктура в зависимости от товара характеризуется:

А) Новым витком роста цен на зерно. В июле цены на зерно ощутимо снизились. В августе наметилась тенденция к росту. В сентябре и октябре рост цен заметно усилился.

Б) Беспрецедентным укреплением цен на картофель и овощи. В оптовом звене цены на картофель в октябре 2021 года были в среднем в 2,3 раза выше, чем годом ранее.

Ожидается, что в ноябре цены несколько снизятся, далее будет наблюдаться их дальнейшее укрепление. К концу марта они в оптовом звене могут достигнуть отметки в 32,0 РУБ/кг. По большинству видов овощей наблюдается аналогичное укрепление цен.

В) Ростом цен на куриное яйцо. В августе цены упали до наиболее низких за год отметок, в сентябре они начали расти. Этот тренд в первую очередь носит сезонный характер и наблюдается на протяжении ряда лет.

Г) Укреплением цен на молоко и большинство видов молочных продуктов. Цены на молоко начали свой рост с августа, в сентябре-октябре укрепление цен усилилось. Рост цен здесь также во многом связан с сезонными факторами.

Д) Некоторым ослаблением цен на масличные и продукты их переработки. Ослабление цен произошло в июле-октябре.

Это в первую очередь связано с высокими объемами сборов семян масличных. В условиях стабильно высокого спроса на мировых рынках вскоре может произойти новый виток укрепления цен на данную категорию товаров.

ЦБ: инфляция будет ближе к верхней границе прогнозного диапазона

Е) Укреплением розничных цен. В сентябре 2021 года, по отношению к сентябрю 2020 года, отмечается укрепление розничных цен практически на все виды продуктов питания. Проанализирована динамика по 121-му товару, из них снижение наблюдается только у 4-х товаров. При этом рост цен на продукты питания свыше 25% отмечается у 10-ти товаров, свыше 10% - у 51-го товара. Отметим, что инфляция в стране за год (если сравнить сентябрь 2020 и сентябрь 2021 гг.), согласно калькулятору инфляции на сайте уровень-инфляции.рф, составила 7,33%. Рост цен выше уровня инфляции демонстрируют 80 товаров из 121.