Файл: Список сокращений 11 Учебный модуль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 1033

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53


Учебный модуль 3. Кровь как внутренняя среда организма



Анатомия и физиология


Переливание такой плазмы допустимо лишь в ограниченном объёме. При переливании больших количеств агглютинины донора уже не разводятся плазмой крови реципиента, и наступает агглютинация.

В настоящее время допускают переливание только одногрупп- ной крови, совместимой по системе АВ0. Для определения групповой принадлежности по системе АВ0 исследуемую кровь на предметном стекле смешивают со стандартными сыворотками к агглютиногенам А и В, а затем смотрят, где наступила агглютинация. При обратной пробе сыворотку обследуемого смешивают с эритроцитами известной группы.

Чтобы свести к минимуму ошибки, связанные с переливанием крови (неправильный подбор сыворотки, ложная оценка результата, либо, в редких случаях, несовместимость по другим групповым признакам), в начале переливания проводят перекрёстную биологическую пробу
. Для этого эритроциты донора смешивают на стекле со свежей сывороткой крови реципиента при 37 °С. Это прямая проба, с помощью которой проверяют присутствие в сыворотке реципиента антител к эритроцитам донора. Переливание крови возможно лишь при безусловно отрицательном результате прямой пробы (при отсутствии агглютинации и гемолиза). При обратной пробе эритроциты реципиента помещают в сыворотку крови донора при 37 С для выявления в крови донора антител к эритроцитам реципиента.

Значение резус-фактора. Среди агглютиногенов особенно большое практическое значение принадлежит резус-фактору, впервые найденному у обезьян макака-резус. Сегодня система Rh-фактора состоит из 50 антигенов на мембране эритроцита. Среди них наиболее важны антигены D, С, с, Е и е, но иммуногенные свойства более выражены у антигена D. Следовательно, если кровь содержит D-эритроциты, её называют резус-положительной, а если не содержит — резус-отрицательной. Установлено, что 85% европейцев резус- положительны (Rh+), а остальные 15% — резус-отрицательны (Rh-).

Таким образом, перед переливанием крови необходимо выяснить не только совместимость крови донора и реципиента по системе АВ0, но и по резус-фактору. Если кровь резус-положительного донора перелить резус-отрицательному реципиенту, то в организме последнего постепенно (в течение нескольких месяцев) будут образовываться специфические антитела по отношению к эритроцитам донора с последующим разрушением эритроцитов. При повторных гемотрансфузиях резус-положительной крови реципиенту у него разовьётся резус-конфликт (гемотрансфузионный шок). Соответственно, резус- отрицательным реципиентам можно переливать только резус-отри- цательную кровь.



54





Резус-конфликт возникает также при несовместимости по резус- фактору матери и плода, что опасно развитием гестоза и гемолитической болезни плода. При беременности из крови Rh+ плода в кровь Rh- матери могут проникать небольшие количества эритроцитов. В результате в крови матери постепенно накапливаются агглютинины к эритроцитам плода. При первой беременности осложнений обычно не возникает, поскольку процесс протекает медленно, и титр антител невысок. Однако при повторной беременности Rh- матери Rh+ плодом титр антител достигает высокого уровня в результате проникновения агглютиногенов через плаценту. Следует учесть, что эти агглютиногены достаточно мелкие, они свободно проникают через плаценту, вызывая разрушение эритроцитов плода и угрозу внутриутробной смерти.

Образование антител в организме матери можно подавить с помощью анти-профилактики. Если непосредственно после родов (в том числе преждевременных) женщине ввести анти-глобулин, то Rh+ эритроциты в её крови разрушатся, и выработка антител иммунной системой прекратится. Реакции «антиген-антитело» могут возникать при несовместимости матери и плода по другим групповым признакам (в том числе, по АВ0), но обычно такие реакции слабо выражены.

Для установления Rh-совместимости обычно ограничиваются определением антигена D в крови: при наличии этого антигена кровь считают Rh+, а при отсутствии — Rh-. Тем не менее, у всех больных, которым необходимо повторное переливание крови, и у женщин детородного возраста следует определять подгруппы Rh, чтобы не допустить сенсибилизации к Rh-фактору.

При больших кровопотерях, сниженном уровне гемоглобина, осложнениях во время тяжёлых полостных операций и по другим показаниям делают переливание крови и её составляющих. Для этого необходима донорская служба,
организованная на станциях переливания крови, где у доноров берут кровь и хранят её в специальных условиях. В банках крови можно годами хранить кровь человека, взятую небольшими порциями в течение его жизни. При необходимости человек может использовать эту кровь для собственных нужд, что позволяет снизить риск несовместимости и гемотрансфузионных осложнений, возможных при переливании донорской крови.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Кровь как внутренняя среда организма.

  2. Функции крови.

  3. Свойства крови.


55


Учебный модуль 3. Кровь как внутренняя среда организма



Анатомия и физиология


  1. Состав плазмы крови.

  2. Строение, функции клеток крови.

  3. Лейкоцитарная формула и лабораторные анализы крови, их значение.

  4. Гемолиз и его виды.

  5. Фазы свёртывания крови. Свёртывающие и противосвёртыва- ющие факторы.

  6. Группы крови человека по системе АВ0, их краткая характеристика.

  7. Значение резус-фактора.

  8. Переливание крови.

  9. Значение донорства, станций переливания крови и банков крови.



УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 4


АНАТОМИЯ И БИОМЕХАНИКА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА


Студент должен знать:

  • строение, функции аппарата движения;

  • виды, формы, функции костей и скелетных мышц;

  • кость и мышца как органы;

  • вспомогательный аппарат мышц;

  • отделы скелета;

  • развитие и рост костей в длину и толщину;

  • виды соединений костей;

  • классификацию суставов;

  • морфофункциональную характеристику опорно-двигательного аппарата по отделам скелета.

Студент должен уметь:

  • различать отдельные кости, их соединения, мышцы и называть и показывать детали их строения;

  • пальпировать мышечные группы, называть составляющие их мышцы и движения, которые они совершают в суставах.

  • использовать анатомические (латинские) термины.



Анатомия и физиология


4.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И БИОМЕХАНИКИ АППАРАТА ДВИЖЕНИЯ

Движение — важнейшая потребность человека, относится ко

  1. ступени пирамиды А. Маслоу. Взаимодействие человека и внешней среды невозможно без движения. Благодаря перемещению в пространстве человек не только наилучшим образом адаптируется к среде обитания, но и удовлетворяет все остальные потребности. Различают два вида движений: рефлекторные и произвольные. Безусловные рефлекторные двигательные реакции

возникают непроизвольно в ответ на различные раздражители. Они важны для регуляции мышечного тонуса, поддержания позы. Основой их является простой рефлекс на растяжение. Произвольные движения — результат реализации сложных программ, формирующихся в двигательных функциональных системах ЦНС. Движения нужны не только для поддержания позы, перемещения в пространстве и выполнения необходимых действий, но и для выражения сложнейших переживаний с помощью речи, письма, мимики и жестов.

Процесс движения — функция опорно-двигательного аппарата, состоящего из костей, их соединений и скелетных мышц. В аппарате органов движения различают две части: пассивную и активную. К пассивной части относят кости и их соединения, к активной — мышцы. Кости скелета служат рычагами, которые приводятся в движение в суставах мышцами. Скелетные мышцы при сокращении укорачиваются и совершают статическую работу по поддержанию позы и динамическую работу по перемещению тела в пространстве. Раздел анатомии, изучающий кости, называется остеология, соединения костей — артрология, а мышцы — миология.

  1. СТРОЕНИЕ, СОСТАВ, РАЗВИТИЕ КОСТИ

Кость (os) — орган, состоящий преимущественно из костной ткани, которая включает клетки и твёрдое межклеточное вещество, богатое коллагеновыми волокнами и минеральными соединениями. Кость содержит 50% воды, органические вещества (оссеин) и неорганические вещества — соединения кальция, фосфора, магния и др. Прочность кости обеспечивается её химическим составом и структурой костной ткани. Преобладание органических веществ у детей придает их костям упругость и гибкость, поэтому в детском возрасте характерны переломы костей по типу «зелёной веточки». В костях пожилых людей больше минеральных веществ, их кости хрупкие, для них характерны оскольчатые переломы.


58



Снаружи кость покрыта надкостницей — тонкой соединительнот-
канной пластинкой, прирастающей к поверхности кости и содержа-
щей много сосудов, нервов, рецепторов. Наружный слой надкост-
ницы волокнистый, а внутренний — ростковый: благодаря молодым
клеткам —
остеобластам. За счёт надкостницы кость растёт в толщи-
ну, а при переломах формируется костная мозоль.

Наружный слой кости представлен пластинкой компактного веще-
ства,
под которым расположено пористое губчатое вещество, состо-
ящее из костных балок с ячейками между ними. Внутри тел труб-
чатых костей находится костномозговая полость, содержащая жёл-
тый (жировой) костный мозг. Компактное вещество диафиза кости
состоит из пластинчатой костной ткани и пронизано продольными
(центральными)
и поперечными тонкими питательными канальцами,
через которые из надкостницы в кость входят сосуды. В толще пла-
стинчатой ткани костные пластинки образуют остеоны — цилиндри-
ческие структуры из 5-20 концентрических пластинок, вставленных
друг в друга. В центральном канале остеона находятся кровеносные
сосуды, соединительная ткань и

остеогенные клетки. Остеон —
структурная единица кости.

Пространства между остеонами
выполнены вставочными пла-
стинками
.

Эпифизы трубчатых костей и
губчатые кости, испытывающие
нагрузку по многим направлени-
ям, состоят из губчатого веще-
ства и покрыты тонким слоем
компактного вещества (рис. 4-1).

Ячейки губчатого вещества в
эпифизах трубчатых костей и в
губчатых костях заполнены крас-
ным костным мозгом,
выполняю-
щим кроветворные функции.

Костные пластинки губчато-
го вещества расположены под
углом друг к другу в соответствии
с линиями сжатия и растяжения,

что обеспечивае равн°мерн°е рис. . Схема расположения кост-

распределение действующих на ных перекладин в губчатом веще-

кость тяги мышц и давления. Стве бедренной кости: 1 — вдоль

Такое арочное и трубчатое стро- направления сил сжатия; 2 — вдоль

ение обеспечивает значительную направления сил растяжения





59


Учебный модуль 4. Анатомия и биомеханика опорно-двигательного аппарата