ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 1025
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, животное самостоятельно, активно воздействует на ситуацию, увеличивая положительную или уменьшая отрицательную стимуляцию. В опытах над животными условные рефлексы вырабатывают в специальных установках (камерах Скиннера), где автоматически происходит предъявление раздражителя, запись реакции животного и выдача вознаграждения.
Многие формы поведения животных и человека приобретаются, сохраняются или подавляются за счёт инструментальных рефлексов. Тем не менее, при сходстве двух видов рефлексов между ними есть некоторые различия. Так считаентся, что оперантный рефлекс вырабатывается только у высокоразвитых организмов, при наличии новой коры. Классические условные рефлексы играют менее важную роль в формировании двигательных реакций, но они важны в выработке вегетативных рефлексов. Установлено, что на уровне ВНС возможны и более сложные процессы обучения. У экспериментальных животных вызывали долговременные изменения ритма сердца, тонуса гладких мышц кишечника, диуреза и кровоснабжения стенки желудка.
С помощью метода оперантных рефлексов также можно влиять на вегетативные функции человека. Например, если испытуемому дать задание следить за ритмом своего сердца при помощи зрительных или слуховых сигналов, то даже небольшие положительные изменения ритма могут расцениваться им как «подкрепление» и стимулировать дальнейшее улучшение достигнутого результата. Указанный метод биологической обратной связи считают эффективным способом воздействия на нарушенные функции организма без применения
290
лекарств. Положительные результаты получены при лечении аритмий, спазмов, мигрени, бессонницы и даже параличей (нервномышечное переобучение).
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ
Для образования, закрепления и поддержания условных рефлексов важно и возбуждение
, и торможение, представляющие две стороны процесса уравновешивания организма с внешней средой. Ответные реакции организма на действие раздражителей всегда вызывают совместное возникновение этих процессов. Иррадиация процессов возбуждения и торможения заключается в распространении этих процессов от места возникновения на соседние участки. Их концентрация противоположна иррадиации. Она заключается в постепенном сосредоточении нервного процесса в одном участке. Всякое вновь возникшее возбуждение сначала характеризуется иррадиацией, затем концентрацией в определённых нервных центрах, необходимых для его проведения. Взаимная индукция возбуждения и торможения заключается в одновременном существовании этих процессов: если в одном участке коры возникает возбуждение, то в другом — торможение и наоборот. Одновременная индукция встречается в разных участках коры, а последовательная индукция — в том же участке: после прекращения здесь возбудительного процесса сразу начинается тормозной и наоборот. Усиление возбуждения под влиянием торможения называется положительной индукцией, а обратный процесс — отрицательной индукцией.
В ходе эволюции процессы возбуждения и торможения постепенно усиливались. В результате у высших беспозвоночных и позвоночных появилась возможность выработки самых разнообразных видов условных рефлексов, обеспечивающих приспособительное поведение особей.
ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
Различают два вида торможения условных рефлексов: внутреннее и внешнее. Если в момент воздействия условного раздражителя, например света, сигнализирующего о времени приёма пищи, подействовать сильным внешним раздражителем — громким звуком, то условный раздражитель не вызовет выделения желудочного сока. Особенность внешнего торможения заключается в том, что оно наступает сразу же и тормозит протекающие в этот момент физиологические процессы.
291
Учебный модуль 11. Аспекты высшей нервной (психич
Анатомия и физиология
Внутреннее торможение возникает внутри нервных структур, участвующих в определённом рефлексе. Условием, способствующим выработке внутреннего торможения, служит отсутствие подкрепления условного раздражителя безусловным. Возможны различные формы внутреннего торможения: в частности, угасание или дифференци- ровка раздражений. Угасание происходит в случае неподкрепления условного раздражителя безусловным. Дифференцировка обусловлена факторами, описанными ниже. Если действие какого-то условного раздражителя, например, звука с частотой 1000 Гц, привело к выработке пищевого рефлекса, то и звуки с частотой 700—1200 Гц могут вызвать такую же реакцию. Такое явление получило название генерализации. Если затем подкреплять пищей звук частотой лишь 1000 --Гц, то через некоторое время только он будет вызывать условно-рефлекторную реакцию. Такой процесс И.П. Павлов назвал дифференци- ровкой. Генерализацию условного рефлекса И.П. Павлов объяснял тем, что при действии условного раздражителя (например, звука) возбуждение распространяется на все клетки коркового конца слухового анализатора, вовлекая их в образующуюся временную связь с центром безусловного рефлекса. В процессе дифференцировки раздражителей внутреннее торможение ограничивает распространение возбуждения, способствуя его концентрации в определённых группах нейронов анализатора. Благодаря внутреннему торможению в организме формируются тончайшие приспособления к внешней среде, при этом происходит торможение биологически нецелесообразных реакций.
Открытие феномена внутреннего торможения позволило различать положительные и отрицательные условные сигналы. При этом положительные сигналы вызывают физиологическую реакцию, а отрицательные — условное или внутреннее торможение. В ходе эволюции процессы возбуждения и торможения постепенно усиливались, в результате чего у высших беспозвоночных и позвоночных появилась возможность выработки самых разнообразных видов условных рефлексов, обеспечивающих приспособительное поведение особей. Сложнейших взаимоотношений между организмом и разнообразными условиями жизни удаётся достичь благодаря тончайшим взаимодействиям основных нервных процессов в ЦНС (возбуждения и торможения), особенно в нейронах коры больших полушарий.
Только одно возбуждение не может обеспечить нормальную деятельность организма. Ничем не сдерживаемое возбуждение (при отсутствии торможения) постепенно приводит к истощению нервной системы и гибели организма. Напротив, если бы в нервной системе постоянно существовал только процесс торможения, то организм был бы неспособен реагировать на все сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды.
292
ПОНЯТИЕ О ДИНАМИЧЕСКОМ СТЕРЕОТИПЕ
Динамический стереотип — разработанная в процессе жизнедеятельности и зафиксированная в коре больших полушарий человека или животного устойчивая последовательность условных рефлексов, возникающая в результате многократного воздействия условных сигналов, следующих в определённом порядке.
Для образования динамического стереотипа необходимо действие на организм целого комплекса раздражителей в определённой последовательности и через определённые промежутки времени (внешний стереотип). Например, у собаки вырабатывают условный слюноотделительный рефлекс на комплексное воздействие, состоящее из трёх раздражителей: звонка, света и механического раздражения кожи. Если изменить порядок действия раздражителей или интервал между ними хотя бы на 15 с, функции нейронов коры больших полушарий нарушаются, и условный рефлекс угасает, тормозится или полностью исчезает.
При выработке динамического стереотипа в ЦНС происходит соответствующее распределение процессов возбуждения и торможения. В результате у человека или животного возникает последовательная цепь условных и безусловных рефлексов (внутренний динамический стереотип). Стереотип называют динамическим, поскольку он может быть нарушен и вновь образован при изменении условий существования. Его перестройка иногда происходит с большим трудом и может вызвать развитие невроза вследствие нарушения ВНД. С большим трудом ломка динамического стереотипа и образование нового стереотипа происходит у пожилых людей вследствие малоподвижности и ослабленности нервных процессов.
Перестройку динамического стереотипа можно наблюдать в разные возрастные периоды каждого человека в связи с изменениями его условий жизни: например, поступлением в школу, сменой школы на специальное учебное заведение, началом самостоятельной трудовой деятельности. Динамический стереотип лежит в основе выработки различных привычек и практических навыков.
СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Учение И.П. Павлова о сигнальных системах — логическое развитие его учения об условных рефлексах. Как показал известный учёный, в основе ВНД высших животных и человека лежат общие механизмы, но при этом в сигнальных системах существуют качественные различия. Различают I и II сигнальные системы.
Многие формы поведения животных и человека приобретаются, сохраняются или подавляются за счёт инструментальных рефлексов. Тем не менее, при сходстве двух видов рефлексов между ними есть некоторые различия. Так считаентся, что оперантный рефлекс вырабатывается только у высокоразвитых организмов, при наличии новой коры. Классические условные рефлексы играют менее важную роль в формировании двигательных реакций, но они важны в выработке вегетативных рефлексов. Установлено, что на уровне ВНС возможны и более сложные процессы обучения. У экспериментальных животных вызывали долговременные изменения ритма сердца, тонуса гладких мышц кишечника, диуреза и кровоснабжения стенки желудка.
С помощью метода оперантных рефлексов также можно влиять на вегетативные функции человека. Например, если испытуемому дать задание следить за ритмом своего сердца при помощи зрительных или слуховых сигналов, то даже небольшие положительные изменения ритма могут расцениваться им как «подкрепление» и стимулировать дальнейшее улучшение достигнутого результата. Указанный метод биологической обратной связи считают эффективным способом воздействия на нарушенные функции организма без применения
290
лекарств. Положительные результаты получены при лечении аритмий, спазмов, мигрени, бессонницы и даже параличей (нервномышечное переобучение).
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ
Для образования, закрепления и поддержания условных рефлексов важно и возбуждение
, и торможение, представляющие две стороны процесса уравновешивания организма с внешней средой. Ответные реакции организма на действие раздражителей всегда вызывают совместное возникновение этих процессов. Иррадиация процессов возбуждения и торможения заключается в распространении этих процессов от места возникновения на соседние участки. Их концентрация противоположна иррадиации. Она заключается в постепенном сосредоточении нервного процесса в одном участке. Всякое вновь возникшее возбуждение сначала характеризуется иррадиацией, затем концентрацией в определённых нервных центрах, необходимых для его проведения. Взаимная индукция возбуждения и торможения заключается в одновременном существовании этих процессов: если в одном участке коры возникает возбуждение, то в другом — торможение и наоборот. Одновременная индукция встречается в разных участках коры, а последовательная индукция — в том же участке: после прекращения здесь возбудительного процесса сразу начинается тормозной и наоборот. Усиление возбуждения под влиянием торможения называется положительной индукцией, а обратный процесс — отрицательной индукцией.
В ходе эволюции процессы возбуждения и торможения постепенно усиливались. В результате у высших беспозвоночных и позвоночных появилась возможность выработки самых разнообразных видов условных рефлексов, обеспечивающих приспособительное поведение особей.
ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
Различают два вида торможения условных рефлексов: внутреннее и внешнее. Если в момент воздействия условного раздражителя, например света, сигнализирующего о времени приёма пищи, подействовать сильным внешним раздражителем — громким звуком, то условный раздражитель не вызовет выделения желудочного сока. Особенность внешнего торможения заключается в том, что оно наступает сразу же и тормозит протекающие в этот момент физиологические процессы.
291
Учебный модуль 11. Аспекты высшей нервной (психич
Анатомия и физиология
Внутреннее торможение возникает внутри нервных структур, участвующих в определённом рефлексе. Условием, способствующим выработке внутреннего торможения, служит отсутствие подкрепления условного раздражителя безусловным. Возможны различные формы внутреннего торможения: в частности, угасание или дифференци- ровка раздражений. Угасание происходит в случае неподкрепления условного раздражителя безусловным. Дифференцировка обусловлена факторами, описанными ниже. Если действие какого-то условного раздражителя, например, звука с частотой 1000 Гц, привело к выработке пищевого рефлекса, то и звуки с частотой 700—1200 Гц могут вызвать такую же реакцию. Такое явление получило название генерализации. Если затем подкреплять пищей звук частотой лишь 1000 --Гц, то через некоторое время только он будет вызывать условно-рефлекторную реакцию. Такой процесс И.П. Павлов назвал дифференци- ровкой. Генерализацию условного рефлекса И.П. Павлов объяснял тем, что при действии условного раздражителя (например, звука) возбуждение распространяется на все клетки коркового конца слухового анализатора, вовлекая их в образующуюся временную связь с центром безусловного рефлекса. В процессе дифференцировки раздражителей внутреннее торможение ограничивает распространение возбуждения, способствуя его концентрации в определённых группах нейронов анализатора. Благодаря внутреннему торможению в организме формируются тончайшие приспособления к внешней среде, при этом происходит торможение биологически нецелесообразных реакций.
Открытие феномена внутреннего торможения позволило различать положительные и отрицательные условные сигналы. При этом положительные сигналы вызывают физиологическую реакцию, а отрицательные — условное или внутреннее торможение. В ходе эволюции процессы возбуждения и торможения постепенно усиливались, в результате чего у высших беспозвоночных и позвоночных появилась возможность выработки самых разнообразных видов условных рефлексов, обеспечивающих приспособительное поведение особей. Сложнейших взаимоотношений между организмом и разнообразными условиями жизни удаётся достичь благодаря тончайшим взаимодействиям основных нервных процессов в ЦНС (возбуждения и торможения), особенно в нейронах коры больших полушарий.
Только одно возбуждение не может обеспечить нормальную деятельность организма. Ничем не сдерживаемое возбуждение (при отсутствии торможения) постепенно приводит к истощению нервной системы и гибели организма. Напротив, если бы в нервной системе постоянно существовал только процесс торможения, то организм был бы неспособен реагировать на все сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды.
292
ПОНЯТИЕ О ДИНАМИЧЕСКОМ СТЕРЕОТИПЕ
Динамический стереотип — разработанная в процессе жизнедеятельности и зафиксированная в коре больших полушарий человека или животного устойчивая последовательность условных рефлексов, возникающая в результате многократного воздействия условных сигналов, следующих в определённом порядке.
Для образования динамического стереотипа необходимо действие на организм целого комплекса раздражителей в определённой последовательности и через определённые промежутки времени (внешний стереотип). Например, у собаки вырабатывают условный слюноотделительный рефлекс на комплексное воздействие, состоящее из трёх раздражителей: звонка, света и механического раздражения кожи. Если изменить порядок действия раздражителей или интервал между ними хотя бы на 15 с, функции нейронов коры больших полушарий нарушаются, и условный рефлекс угасает, тормозится или полностью исчезает.
При выработке динамического стереотипа в ЦНС происходит соответствующее распределение процессов возбуждения и торможения. В результате у человека или животного возникает последовательная цепь условных и безусловных рефлексов (внутренний динамический стереотип). Стереотип называют динамическим, поскольку он может быть нарушен и вновь образован при изменении условий существования. Его перестройка иногда происходит с большим трудом и может вызвать развитие невроза вследствие нарушения ВНД. С большим трудом ломка динамического стереотипа и образование нового стереотипа происходит у пожилых людей вследствие малоподвижности и ослабленности нервных процессов.
Перестройку динамического стереотипа можно наблюдать в разные возрастные периоды каждого человека в связи с изменениями его условий жизни: например, поступлением в школу, сменой школы на специальное учебное заведение, началом самостоятельной трудовой деятельности. Динамический стереотип лежит в основе выработки различных привычек и практических навыков.
СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Учение И.П. Павлова о сигнальных системах — логическое развитие его учения об условных рефлексах. Как показал известный учёный, в основе ВНД высших животных и человека лежат общие механизмы, но при этом в сигнальных системах существуют качественные различия. Различают I и II сигнальные системы.
-
сигнальная система есть и у человека, и у животных. Её деятельность выражена в условных рефлексах, формирующихся на любые