Файл: Список сокращений 11 Учебный модуль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 1019

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При повреждении теменной области нарушаются процессы узнавания, интеллектуальная переработка и хранение информации, поступившей в кору по афферентным проводящим путям. Хотя поражение третичных зон не вызывает существенных нарушений зрения, слуха и т.д., но у больных резко нарушается пространственная ориентировка (особенно лево-правая), в связи с чем в значительной степени утрачиваются навыки самообслуживания, профессиональные знания и умения.

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Лимбическая система объединяет отделы мозга, тесно связанные между собой, осуществляют общую приспособительную реакцию и расположены в виде кольца по краю неокортекса. К лимбической системе относят структуры конечного и промежуточного мозга: гиппокамп, поясную извилину, миндалину, обонятельный мозг, передний отдел таламуса, эпифиз, гипоталамус и др. Кора лимбической области трехслойная и пятислойная.

Лимбическая система сообщается с новой корой в области лобных и височных долей. Височные доли отвечают за передачу информации от зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалине и гиппокампу. Лобные доли регулируют работу лимбической системы. Все отделы этой системы взаимосвязаны и находятся в сложном взаимодействии с другими структурами мозга.

Лимбическую систему считают центром регуляции вегетативных и соматических функций. Она определяет мотивации деятельности


299


Учебный модуль 11. Аспекты высшей нервной (психич



Анатомия и физиология


человека, направляет ориентировочно-исследовательскую работу. Гиппокамп
играет важную роль в поддержании гомеостаза, осуществлении репродуктивных функций, формировании эмоционально окрашенного поведения, в обучении, памяти, регуляции сна и бодрствования.

В лимбической системе обнаружены центры удовольствия и неудовольствия, приближения и избегания, вознаграждения и наказания. Существование подобных центров свидетельствует в пользу гипотезы о том, что положительные и отрицательные эмоции возникают при возбуждении определенных структур головного мозга. Вместе с новой корой больших полушарий лимбическая система регулирует интегративные функции ЦНС, связанные с психической деятельностью человека.


При поражении лимбической системы у животных видоспецифическое поведение становится неадекватным: нарушается пищевое, социально-половое поведение, страдает деятельность, направленная на сохранение особи и вида. У человека нарушается эмоциональное поведение.

Миндалина — крупное ядро, расположенное в глубине височной доли. Электрическое раздражение различных отделов миндалины в эксперименте вызывает поведенческие и гомеостатические реакции с участием вегетативной, соматической и эндокринной систем.

При двустороннем разрушении миндалины резко изменяется поведение животных: они утрачивают способность к социальному внутригрупповому поведению, избегают других членов группы, выглядят встревоженными и неуверенными в себе. Считается, что при этом нарушается двусторонняя передача информации между височными долями и гипоталамусом, за оценку которой в соответствии с эмоциональным состоянием животного отвечает миндалина.

Клинические и экспериментальные данные свидетельствуют, что в височно-амигдолярной области содержатся важнейшие нервные образования, отвечающие за приобретенное мотивационное поведение и эмоции.

ПАМЯТЬ И ЕЁ ВИДЫ

Накопление, хранение и воспроизведение информации — общие свойства сетей нейронов. Память — способность нервной системы сохранять в закодированном виде информацию, закреплять её и при необходимости воспроизводить. Без способности к обучению и памяти вид и отдельная особь не могли бы выжить в окружающей среде, поскольку нельзя было бы планировать свои действия и избегать преднамеренных ошибок

Память есть у всех живых организмов. Различают генетически обусловленную биологическую память, которая передаёт из поколения в



300







Сенсорная память

Первичная

память

Вторичная

память

Третичная

память

Ёмкость

Ограничена объёмом информации от рецепторов

Мала

Очень велика

Очень велика

Длитель

ность

Доли секунды

Несколько

секунд

От нескольких минут до нескольких лет

Вся жизнь

Вход

информа

ции

Автоматически во время восприятия

Вербализация

данных

Путём повторения

Путём очень

частых

повторений

Организация данных

Представление о физической природе раздражителя

Упорядоченность во времени

Образное

научение

?

Доступ к информации

Ограничен только скоростью считывания

Очень

быстрый

Медленный

Очень

быстрый


301


Учебный модуль 11. Аспекты высшей нервной (психич




Окончание табл. 11.1.




Сенсорная память

Первичная

память

Вторичная

память

Третичная

память

Характер

информа

ции

Сенсорный

Вербальный (возможны и другие виды)

Все виды

Все виды

Механизм

забывания

«Угасание» и «стирание»

Новая информация «стирает» старую информацию

Подавление уже накопленной или вновь поступившей информации

Забывания, вероятно, не происходит



Сенсорная память кодирует и удерживает информацию, полученную от рецепторов, в течение долей секунды, без какого-либо анализа. Это память-образ. Её длительность не превышает нескольких сот мс, затем информация передаётся в кратковременную память.

Кратковременная и долговременная память различаются по длительности хранения информации. Кратковременная память предназначена для хранения информации в течение нескольких десятков секунд (в среднем 20 с). У этой памяти нет сознательной установки на запоминание, но есть установка на воспроизведение. Эта память хранит обобщённый образ увиденного, его наиболее характерные черты. Если информация (например, номер телефона) не передаётся в долговременную память, то она сразу же забывается.

Долговременная память хранит и воспроизводит информацию в течение неограниченного срока. Отсюда её можно извлечь и через годы. Соответствующая «запись» в мозгу (энграмма) обновляется при каждом обращении к ней человека, поэтому вероятность забывания уменьшается. У животных существует единая долговременная память.

Передача информации из нестойкой сенсорной памяти в более стойкую память возможна двумя путями. Так, для взрослых более характерно словесное (вербальное) кодирование сенсорных сигналов. Второй, невербальный путь, видимо, используют маленькие дети и животные; помимо того, он служит для запоминания информации, которую трудно или невозможно выразить словами.

Первичная память отвечает за временное хранение вербально кодированной информации. Ее емкость меньше, чем у сенсорной памяти. Информация накапливается в порядке поступления. Забывание происходит в результате вытеснения старых сведений новой информацией. Обработка информации в мозгу совершается непрерывно, поэтому пребывание ее в первичной памяти — всего несколько секунд. Эта память соответствует кратковременной памяти. Информация невербальная здесь не задерживается: она переходит из сенсорной памяти сразу во вторичную память.


302






Передача данных из первичной памяти в более устойчивую вторичную память облегчается многократным повторением и циркуляцией информации в первичной памяти (справедлива пословица: «повторение — мать учения»).

Вторичная память отличается значительной ёмкостью и устойчивостью. Только информация, перешедшая во вторичную память, может быть извлечена через длительное время. Здесь накапливается лишь значимая для человека информация. Разница в организации первичной и вторичной памяти проявляется в характере ошибок, встречающихся при извлечении информации. В случае первичной памяти они сводятся к смешиванию сходных звуков (например, «б» и «п»). Во вторичной памяти путаются слова близкого смысла. Информация из первичной памяти извлекается быстро, а из вторичной — медленно.

Различают непроизвольную и произвольную память. Непроизвольная память
запоминает и воспроизводит без усилий, автоматически. Произвольная память заключается в запоминании и воспроизведении при условии обязательной постановки задания на запоминание. Она требует волевых усилий и более эффективна: лучше запоминается материал, требующий осознания и внимания, связанный с интересной и напряжённой интеллектуальной деятельностью. Запоминание улучшается, если материал подвергается осмыслению, преобразованию, классификации, установлению определённых связей. Появление у человека произвольной памяти, связанной с волевым контролем запоминания, логической памяти в связи с развитием логики и опосредованной памяти значительно расширило возможности запоминания и хранения информации.

Для оперативной памяти важна уже поставленная задача. При этом мы концентрируемся на запоминании чего-либо для ее решения. Но после того как оно будет найдено, данные могут скоропостижно исчезнуть из головы. Ее срок — от нескольких секунд до нескольких дней.

Все виды памяти у человека выражены в двух формах: логически- смысловой и чувственно-образной. Первая оперирует в основном понятиями, вторая — представлениями. Для человека логически- смысловой тип памяти служит высшей формой памяти.

По характеру запоминания выделяют три вида памяти: образный, эмоциональный и условно-рефлекторный.