ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 1019
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При повреждении теменной области нарушаются процессы узнавания, интеллектуальная переработка и хранение информации, поступившей в кору по афферентным проводящим путям. Хотя поражение третичных зон не вызывает существенных нарушений зрения, слуха и т.д., но у больных резко нарушается пространственная ориентировка (особенно лево-правая), в связи с чем в значительной степени утрачиваются навыки самообслуживания, профессиональные знания и умения.
ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Лимбическая система объединяет отделы мозга, тесно связанные между собой, осуществляют общую приспособительную реакцию и расположены в виде кольца по краю неокортекса. К лимбической системе относят структуры конечного и промежуточного мозга: гиппокамп, поясную извилину, миндалину, обонятельный мозг, передний отдел таламуса, эпифиз, гипоталамус и др. Кора лимбической области трехслойная и пятислойная.
Лимбическая система сообщается с новой корой в области лобных и височных долей. Височные доли отвечают за передачу информации от зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалине и гиппокампу. Лобные доли регулируют работу лимбической системы. Все отделы этой системы взаимосвязаны и находятся в сложном взаимодействии с другими структурами мозга.
Лимбическую систему считают центром регуляции вегетативных и соматических функций. Она определяет мотивации деятельности
299
Учебный модуль 11. Аспекты высшей нервной (психич
Анатомия и физиология
человека, направляет ориентировочно-исследовательскую работу. Гиппокамп играет важную роль в поддержании гомеостаза, осуществлении репродуктивных функций, формировании эмоционально окрашенного поведения, в обучении, памяти, регуляции сна и бодрствования.
В лимбической системе обнаружены центры удовольствия и неудовольствия, приближения и избегания, вознаграждения и наказания. Существование подобных центров свидетельствует в пользу гипотезы о том, что положительные и отрицательные эмоции возникают при возбуждении определенных структур головного мозга. Вместе с новой корой больших полушарий лимбическая система регулирует интегративные функции ЦНС, связанные с психической деятельностью человека.
При поражении лимбической системы у животных видоспецифическое поведение становится неадекватным: нарушается пищевое, социально-половое поведение, страдает деятельность, направленная на сохранение особи и вида. У человека нарушается эмоциональное поведение.
Миндалина — крупное ядро, расположенное в глубине височной доли. Электрическое раздражение различных отделов миндалины в эксперименте вызывает поведенческие и гомеостатические реакции с участием вегетативной, соматической и эндокринной систем.
При двустороннем разрушении миндалины резко изменяется поведение животных: они утрачивают способность к социальному внутригрупповому поведению, избегают других членов группы, выглядят встревоженными и неуверенными в себе. Считается, что при этом нарушается двусторонняя передача информации между височными долями и гипоталамусом, за оценку которой в соответствии с эмоциональным состоянием животного отвечает миндалина.
Клинические и экспериментальные данные свидетельствуют, что в височно-амигдолярной области содержатся важнейшие нервные образования, отвечающие за приобретенное мотивационное поведение и эмоции.
ПАМЯТЬ И ЕЁ ВИДЫ
Накопление, хранение и воспроизведение информации — общие свойства сетей нейронов. Память — способность нервной системы сохранять в закодированном виде информацию, закреплять её и при необходимости воспроизводить. Без способности к обучению и памяти вид и отдельная особь не могли бы выжить в окружающей среде, поскольку нельзя было бы планировать свои действия и избегать преднамеренных ошибок
Память есть у всех живых организмов. Различают генетически обусловленную биологическую память, которая передаёт из поколения в
300
| Сенсорная память | Первичная память | Вторичная память | Третичная память |
Ёмкость | Ограничена объёмом информации от рецепторов | Мала | Очень велика | Очень велика |
Длитель ность | Доли секунды | Несколько секунд | От нескольких минут до нескольких лет | Вся жизнь |
Вход информа ции | Автоматически во время восприятия | Вербализация данных | Путём повторения | Путём очень частых повторений |
Организация данных | Представление о физической природе раздражителя | Упорядоченность во времени | Образное научение | ? |
Доступ к информации | Ограничен только скоростью считывания | Очень быстрый | Медленный | Очень быстрый |
301
Учебный модуль 11. Аспекты высшей нервной (психич
Окончание табл. 11.1. | ||||
| Сенсорная память | Первичная память | Вторичная память | Третичная память |
Характер информа ции | Сенсорный | Вербальный (возможны и другие виды) | Все виды | Все виды |
Механизм забывания | «Угасание» и «стирание» | Новая информация «стирает» старую информацию | Подавление уже накопленной или вновь поступившей информации | Забывания, вероятно, не происходит |
Сенсорная память кодирует и удерживает информацию, полученную от рецепторов, в течение долей секунды, без какого-либо анализа. Это память-образ. Её длительность не превышает нескольких сот мс, затем информация передаётся в кратковременную память.
Кратковременная и долговременная память различаются по длительности хранения информации. Кратковременная память предназначена для хранения информации в течение нескольких десятков секунд (в среднем 20 с). У этой памяти нет сознательной установки на запоминание, но есть установка на воспроизведение. Эта память хранит обобщённый образ увиденного, его наиболее характерные черты. Если информация (например, номер телефона) не передаётся в долговременную память, то она сразу же забывается.
Долговременная память хранит и воспроизводит информацию в течение неограниченного срока. Отсюда её можно извлечь и через годы. Соответствующая «запись» в мозгу (энграмма) обновляется при каждом обращении к ней человека, поэтому вероятность забывания уменьшается. У животных существует единая долговременная память.
Передача информации из нестойкой сенсорной памяти в более стойкую память возможна двумя путями. Так, для взрослых более характерно словесное (вербальное) кодирование сенсорных сигналов. Второй, невербальный путь, видимо, используют маленькие дети и животные; помимо того, он служит для запоминания информации, которую трудно или невозможно выразить словами.
Первичная память отвечает за временное хранение вербально кодированной информации. Ее емкость меньше, чем у сенсорной памяти. Информация накапливается в порядке поступления. Забывание происходит в результате вытеснения старых сведений новой информацией. Обработка информации в мозгу совершается непрерывно, поэтому пребывание ее в первичной памяти — всего несколько секунд. Эта память соответствует кратковременной памяти. Информация невербальная здесь не задерживается: она переходит из сенсорной памяти сразу во вторичную память.
302
Передача данных из первичной памяти в более устойчивую вторичную память облегчается многократным повторением и циркуляцией информации в первичной памяти (справедлива пословица: «повторение — мать учения»).
Вторичная память отличается значительной ёмкостью и устойчивостью. Только информация, перешедшая во вторичную память, может быть извлечена через длительное время. Здесь накапливается лишь значимая для человека информация. Разница в организации первичной и вторичной памяти проявляется в характере ошибок, встречающихся при извлечении информации. В случае первичной памяти они сводятся к смешиванию сходных звуков (например, «б» и «п»). Во вторичной памяти путаются слова близкого смысла. Информация из первичной памяти извлекается быстро, а из вторичной — медленно.
Различают непроизвольную и произвольную память. Непроизвольная память запоминает и воспроизводит без усилий, автоматически. Произвольная память заключается в запоминании и воспроизведении при условии обязательной постановки задания на запоминание. Она требует волевых усилий и более эффективна: лучше запоминается материал, требующий осознания и внимания, связанный с интересной и напряжённой интеллектуальной деятельностью. Запоминание улучшается, если материал подвергается осмыслению, преобразованию, классификации, установлению определённых связей. Появление у человека произвольной памяти, связанной с волевым контролем запоминания, логической памяти в связи с развитием логики и опосредованной памяти значительно расширило возможности запоминания и хранения информации.
Для оперативной памяти важна уже поставленная задача. При этом мы концентрируемся на запоминании чего-либо для ее решения. Но после того как оно будет найдено, данные могут скоропостижно исчезнуть из головы. Ее срок — от нескольких секунд до нескольких дней.
Все виды памяти у человека выражены в двух формах: логически- смысловой и чувственно-образной. Первая оперирует в основном понятиями, вторая — представлениями. Для человека логически- смысловой тип памяти служит высшей формой памяти.
По характеру запоминания выделяют три вида памяти: образный, эмоциональный и условно-рефлекторный.