Файл: Научное познание и его формы. Уровни научного познания. Методология. Метод. Классификация методов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Доказанная гипотеза превращается в научную теорию. Например, гипотеза Резерфорда о планетарной модели атома.
Теория. В научном познании теория рассматривается как форма организованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов. Организация знания - важная функция теории, она вытекает из необходимости систематизации обособленных знаний о данной предметной области. Однако основными функциями теории являются объяснение и предсказание. Эти функции неразрывно связаны друг с другом.
Научная теория представляет собой сложную систему знаний, компонентами которой являются: исходная эмпирическая база (обобщенные и систематизированные факты), теоретическая основа (категориальный аппарат науки, ее законы, аксиомы, постулаты); логические средства, обеспечивающие правильность выводов и доказательства, основное содержание теории: положения теории, ее выводы и система аргументации. Требования, предъявляемые к научной теории: 1) адекватность своему объекту, 2) максимально возможная полнота описания данной предметной области, 3) внутренняя непротиворечивость - согласованность с известными и проверенными фактами, для описания и объяснения которых она выдвинута, согласованность фактов с известными законами науки, 4) связь всех ее положений и выводов, их логическое обоснование, 5) принципиальная проверяемость, 6) простота теории, т.е. способность объяснить все известные факты из одного исходного положения.
Исторически сложилось так, что научное познание, и как результат - научное знание, формировалось от наиболее простого к более сложному. К областям научного знания относятся: логика, математика, естественные науки, технические и технологические науки, социальные и гуманитарные науки, междисциплинарные и комплексные науки. В настоящее время научное знание представляет собой систему, состоящую из четырех качественно различных уровней: чувственного, эмпирического, теоретического и метатеоретического.
Чувственный уровень научного знания образуется в результате чувств восприятия действительности, которое для исследователя представляется в виде показаний приборов или итогом непосредственного контакта с изучаемым объектом. Главной проблемой для этого уровня является получение точной чувственной информации об объекте исследования. Эта цель достигается в результате научных наблюдений и экспериментов, опирающихся на методы точного измерения наблюдаемых величин и мощную базу научных приборов и исследовательских установок.
Согласно А. Эйнштейну целесообразно «различать четыре качественно различных типа объектов: 1) «вещи сами по себе» («объекты»); 2) их представление (репрезентация) с помощью чувственных данных («чувственные объекты»); 3) эмпирические абстрактные объекты; 4) теоретические (идеальные) объекты». Предметом чувственного уровня научного знания являются «вещи в себе». Чувственное знание в этом случае зависит от средств познания, построенных на основании определенных теорий, от познавательных интересов исследователя, от последующей эмпирической и теоретической интерпретации.
Результатом «видения» сознанием «вещей в себе» являются чувственные объекты. Объективность такого знания зависит от нормы восприятия, основой которой является биологическая адаптация человека. Чувственное знание может быть либо качественным или субъективным (горячее – холодное, яркое – тусклое и т. п.), либо количественное или объективное (15 0С, 225 В и т.п.). Посредством рассудка к материалу чувственных данных применяются необходимые логические операции в виде анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования и т.д.
Результатом чувственного восприятия данных исследования является, согласно А. Пуанкаре, «голый факт». Эти «голые факты» подвергаются мыслительной обработке при помощи определенного научного языка. Синтез созерцания объекта и его мыслительная обработка посредством человеческого мышления переводит «голые факты» в научные факты. Эти факты неизменны для всех исследователей и выражаются в символической или понятной языковой форме в виде понятий, графиков, диаграмм и т.п.
Эмпирический уровень научного знанияотличается от чувственного уровня научного знания тем, что на нем на основе мысленной обработки содержания чувственных объектов происходит формирование эмпирических (абстрактных) объектов. Главной задачей этого уровня научного знания является понятийное моделирование полученной на этом уровне информации об объекте и ее описание с помощью таких конструктов рассудка как факт, эмпирический закон, эмпирическая теория.
Чувственное познание фильтруется познавательной и практической установкой исследователя, операциональными возможностями исследователя, требованиями языка, накопленным ранее запасом эмпирического знания, интерпретативным потенциалом существующих научных теорий. На чувственном уровне научного знания мы имеем множество чувственных образов, а на эмпирическом уровне научного знания – множество эмпирических высказываний.
Это означает, что эмпирическое знание не является логическим обобщением данных наблюдений и экспериментов, а данные наблюдений и экспериментов логически не выводимы из эмпирических высказываний. Эмпирическое знание можно представить как множество высказываний об эмпирических (абстрактных) объектах и только затем, опосредованно, посредством идентификаций и интерпретаций, как знание об объективной действительности. Главным средством эмпирического познания является абстрагирующая деятельность мышления, в основе которой лежит его способность к анализу и синтезу чувственной информации, ее обобщение, выдвижение различных гипотез о ее структуре в форме таблиц, графиков, фактов, классификаций и законов для объяснения имеющихся чувственных данных и предсказания новых.
Эмпирическое знание имеет сложную структуру:
Предметом эмпирического уровня научного знания выступают абстрактные объекты, т.е. лишь некоторые мыслительные схемы данных наблюдений и экспериментов. Эмпирическое знание представляет лишь часть содержания чувственного знания. Эмпирический объект есть лишь аспект чувственного объекта, а этот, в свою очередь, является аспектом «вещи в себе».
Теоретический уровень научного знанияявляется результатом деятельности человеческого разума. Разум может быть представлен как свободное познавательное творчество, направленное внутрь сознания, а не вовне. Теоретическое мышление использует такие логические операции как идеализация и интеллектуальная интуиция. Кроме того, важными методами являются: теоретическое моделирование, мысленный эксперимент, формализация, математическая гипотеза, аксиоматический и конструктивно-генетический методы построения научных теорий и др. Целью теоретического мышления является конструирование предметов особого типа – т.н. идеальных объектов, и создание логически доказательных моделей эмпирического знания. Базисом теоретического уровня научного знания и является множество идеальных объектов.
Примерами теоретических объектов в науке являются:
Логически организованная система высказываний о каком-либо классе идеальных объектов, их свойствах, отношениях, изменений является научная теория. Научная теория должна быть обоснована внешне, т. е. доказать свою практическую полезность в плане ее применения к эмпирическому опыту. С другой стороны, она должна быть обоснована внутренне, т.е. идеализированные объекты должны «быть средством внутреннего совершенствования, логической гармонизации и обеспечения развития теоретического знания, эффективного решения имеющихся теоретических проблем и постановки новых»[1].
Конструируемые мышлением и вводимые им по определению идеальные объекты являются непосредственным предметом математики. Именно математика является образцом теоретического научного мышления.
Теоретический уровень научного знания имеет сложную структуру, состоящую из утверждений разной степени общности. Первый слой представлен аксиомами, принципами и наиболее общими теоретическими законами. Второй слой составляют частные теоретические законы, описывающих структуру, свойства и поведение идеальных объектов. Третий слой состоит из частных, единичных теоретических высказываний, утверждающих нечто о конкретных состояниях, свойствах и отношениях идеальных объектов. Примером такой слоистой структуры теоретического уровня научного знания может быть классическая механика. ПРИМЕР:
Первый слой – четыре закона Ньютона: тяготения; инерции; взаимосвязь силы, массы и ускорения; равенства сил действия и противодействия. Второй слой – например, законы движения идеального маятника. Третий слой – некоторые утверждения, например: «если к материальной точке К1 приложить силу F1, то через время Т1 она будет находиться на расстоянии L1 от места приложения к ней указанной силы».
Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями научного знания такова. Из аксиом, принципов, наиболее общих теоретических законов логически следуют частные теоретические законы. Из них следуют единичные теоретические следствия. Через процедуры идентификации (интерпретации, отождествления) затем следуют эмпирические утверждения.
Метатеоретический уровень научного знаниясостоит из философских оснований науки и общенаучного знания, представленного в виде общенаучных методологических, логических и аксиологических принципов. Общенаучное знание включает в себя также и общенаучную картину мира.
Основными задачами этого уровня являются «обоснование истинности или предпочтительности некой теории, демонстрация ее мировоззренческой и социально-культурной значимости. Средствами решения метатеоретических проблем науки выступают: интерпретация содержания и смысла научной теории с позиций определенной научной картины мира или некоторых философских принципов и оснований, исторический анализ формирования содержания основных понятий теории, логический анализ доказательности предложенной теоретической конструкции, оценка социально-культурного и мировоззренческого содержания теории».
Теория. В научном познании теория рассматривается как форма организованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов. Организация знания - важная функция теории, она вытекает из необходимости систематизации обособленных знаний о данной предметной области. Однако основными функциями теории являются объяснение и предсказание. Эти функции неразрывно связаны друг с другом.
Научная теория представляет собой сложную систему знаний, компонентами которой являются: исходная эмпирическая база (обобщенные и систематизированные факты), теоретическая основа (категориальный аппарат науки, ее законы, аксиомы, постулаты); логические средства, обеспечивающие правильность выводов и доказательства, основное содержание теории: положения теории, ее выводы и система аргументации. Требования, предъявляемые к научной теории: 1) адекватность своему объекту, 2) максимально возможная полнота описания данной предметной области, 3) внутренняя непротиворечивость - согласованность с известными и проверенными фактами, для описания и объяснения которых она выдвинута, согласованность фактов с известными законами науки, 4) связь всех ее положений и выводов, их логическое обоснование, 5) принципиальная проверяемость, 6) простота теории, т.е. способность объяснить все известные факты из одного исходного положения.
-
Уровни научного познания.
Исторически сложилось так, что научное познание, и как результат - научное знание, формировалось от наиболее простого к более сложному. К областям научного знания относятся: логика, математика, естественные науки, технические и технологические науки, социальные и гуманитарные науки, междисциплинарные и комплексные науки. В настоящее время научное знание представляет собой систему, состоящую из четырех качественно различных уровней: чувственного, эмпирического, теоретического и метатеоретического.
Чувственный уровень научного знания образуется в результате чувств восприятия действительности, которое для исследователя представляется в виде показаний приборов или итогом непосредственного контакта с изучаемым объектом. Главной проблемой для этого уровня является получение точной чувственной информации об объекте исследования. Эта цель достигается в результате научных наблюдений и экспериментов, опирающихся на методы точного измерения наблюдаемых величин и мощную базу научных приборов и исследовательских установок.
Согласно А. Эйнштейну целесообразно «различать четыре качественно различных типа объектов: 1) «вещи сами по себе» («объекты»); 2) их представление (репрезентация) с помощью чувственных данных («чувственные объекты»); 3) эмпирические абстрактные объекты; 4) теоретические (идеальные) объекты». Предметом чувственного уровня научного знания являются «вещи в себе». Чувственное знание в этом случае зависит от средств познания, построенных на основании определенных теорий, от познавательных интересов исследователя, от последующей эмпирической и теоретической интерпретации.
Результатом «видения» сознанием «вещей в себе» являются чувственные объекты. Объективность такого знания зависит от нормы восприятия, основой которой является биологическая адаптация человека. Чувственное знание может быть либо качественным или субъективным (горячее – холодное, яркое – тусклое и т. п.), либо количественное или объективное (15 0С, 225 В и т.п.). Посредством рассудка к материалу чувственных данных применяются необходимые логические операции в виде анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования и т.д.
Результатом чувственного восприятия данных исследования является, согласно А. Пуанкаре, «голый факт». Эти «голые факты» подвергаются мыслительной обработке при помощи определенного научного языка. Синтез созерцания объекта и его мыслительная обработка посредством человеческого мышления переводит «голые факты» в научные факты. Эти факты неизменны для всех исследователей и выражаются в символической или понятной языковой форме в виде понятий, графиков, диаграмм и т.п.
Эмпирический уровень научного знанияотличается от чувственного уровня научного знания тем, что на нем на основе мысленной обработки содержания чувственных объектов происходит формирование эмпирических (абстрактных) объектов. Главной задачей этого уровня научного знания является понятийное моделирование полученной на этом уровне информации об объекте и ее описание с помощью таких конструктов рассудка как факт, эмпирический закон, эмпирическая теория.
Чувственное познание фильтруется познавательной и практической установкой исследователя, операциональными возможностями исследователя, требованиями языка, накопленным ранее запасом эмпирического знания, интерпретативным потенциалом существующих научных теорий. На чувственном уровне научного знания мы имеем множество чувственных образов, а на эмпирическом уровне научного знания – множество эмпирических высказываний.
Это означает, что эмпирическое знание не является логическим обобщением данных наблюдений и экспериментов, а данные наблюдений и экспериментов логически не выводимы из эмпирических высказываний. Эмпирическое знание можно представить как множество высказываний об эмпирических (абстрактных) объектах и только затем, опосредованно, посредством идентификаций и интерпретаций, как знание об объективной действительности. Главным средством эмпирического познания является абстрагирующая деятельность мышления, в основе которой лежит его способность к анализу и синтезу чувственной информации, ее обобщение, выдвижение различных гипотез о ее структуре в форме таблиц, графиков, фактов, классификаций и законов для объяснения имеющихся чувственных данных и предсказания новых.
Эмпирическое знание имеет сложную структуру:
-
протокольные предложения, представляющие собой единичные высказывания по поводу результатов единичных наблюдений; -
факты, представляющие собой индуктивные обобщения протоколов; они, как правило, детерминированы какой-либо теорией; -
эмпирические законы различных видов, представляющие собой фиксацию «особого вида отношений между событиями, состояниями или свойствами, а именно таких, для которых характерно временное и пространственное постоянство (мерность)».
Предметом эмпирического уровня научного знания выступают абстрактные объекты, т.е. лишь некоторые мыслительные схемы данных наблюдений и экспериментов. Эмпирическое знание представляет лишь часть содержания чувственного знания. Эмпирический объект есть лишь аспект чувственного объекта, а этот, в свою очередь, является аспектом «вещи в себе».
Теоретический уровень научного знанияявляется результатом деятельности человеческого разума. Разум может быть представлен как свободное познавательное творчество, направленное внутрь сознания, а не вовне. Теоретическое мышление использует такие логические операции как идеализация и интеллектуальная интуиция. Кроме того, важными методами являются: теоретическое моделирование, мысленный эксперимент, формализация, математическая гипотеза, аксиоматический и конструктивно-генетический методы построения научных теорий и др. Целью теоретического мышления является конструирование предметов особого типа – т.н. идеальных объектов, и создание логически доказательных моделей эмпирического знания. Базисом теоретического уровня научного знания и является множество идеальных объектов.
Примерами теоретических объектов в науке являются:
-
логическое мышление, логическое доказательство, логические функции и т.д. (логика); -
геометрическая точка, линия, плоскость, число, бесконечные множества и т. д. (математика); -
абсолютно черное тело, инерция, математический маятник, абсолютное пространство, идеальный газ и т. д. (физика); -
общественно-экономическая формация, страты общества, цивилизация и т. д. (социология); -
и т.д. и т.п.
Логически организованная система высказываний о каком-либо классе идеальных объектов, их свойствах, отношениях, изменений является научная теория. Научная теория должна быть обоснована внешне, т. е. доказать свою практическую полезность в плане ее применения к эмпирическому опыту. С другой стороны, она должна быть обоснована внутренне, т.е. идеализированные объекты должны «быть средством внутреннего совершенствования, логической гармонизации и обеспечения развития теоретического знания, эффективного решения имеющихся теоретических проблем и постановки новых»[1].
Конструируемые мышлением и вводимые им по определению идеальные объекты являются непосредственным предметом математики. Именно математика является образцом теоретического научного мышления.
Теоретический уровень научного знания имеет сложную структуру, состоящую из утверждений разной степени общности. Первый слой представлен аксиомами, принципами и наиболее общими теоретическими законами. Второй слой составляют частные теоретические законы, описывающих структуру, свойства и поведение идеальных объектов. Третий слой состоит из частных, единичных теоретических высказываний, утверждающих нечто о конкретных состояниях, свойствах и отношениях идеальных объектов. Примером такой слоистой структуры теоретического уровня научного знания может быть классическая механика. ПРИМЕР:
Первый слой – четыре закона Ньютона: тяготения; инерции; взаимосвязь силы, массы и ускорения; равенства сил действия и противодействия. Второй слой – например, законы движения идеального маятника. Третий слой – некоторые утверждения, например: «если к материальной точке К1 приложить силу F1, то через время Т1 она будет находиться на расстоянии L1 от места приложения к ней указанной силы».
Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями научного знания такова. Из аксиом, принципов, наиболее общих теоретических законов логически следуют частные теоретические законы. Из них следуют единичные теоретические следствия. Через процедуры идентификации (интерпретации, отождествления) затем следуют эмпирические утверждения.
Метатеоретический уровень научного знаниясостоит из философских оснований науки и общенаучного знания, представленного в виде общенаучных методологических, логических и аксиологических принципов. Общенаучное знание включает в себя также и общенаучную картину мира.
Основными задачами этого уровня являются «обоснование истинности или предпочтительности некой теории, демонстрация ее мировоззренческой и социально-культурной значимости. Средствами решения метатеоретических проблем науки выступают: интерпретация содержания и смысла научной теории с позиций определенной научной картины мира или некоторых философских принципов и оснований, исторический анализ формирования содержания основных понятий теории, логический анализ доказательности предложенной теоретической конструкции, оценка социально-культурного и мировоззренческого содержания теории».