Файл: Научное познание и его формы. Уровни научного познания. Методология. Метод. Классификация методов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Методология.
Причины, породившие методологию: сложность структуры эмпирического и теоретического знания, способы его обоснования и проверки; тесное переплетение описания свойств материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, идеальными моделями, знаковыми объектами; сопряжение результатов предметно-орудийного эксперимента с выводами и следствиями «мысленного эксперимента».
«В самом общем виде задачу методологии научного познания можно обозначить как построение методов создания научных теорий».
«Единство общенаучного и философского уровней познания лежит в основе дисциплины, получившей название методологии научного познания.Она может быть определена как философскоеучение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания. …Ее назначение – выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности, организовать проектно-конструктивную деятельность, ее анализ и критику».
«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».
К кругу основных проблем общей методологии науки можно отнести следующие.
-
Проблема предмета общей методологии науки, ее соотношение с философией, гносеологией, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением, историей науки и т. д. -
Проблема построения методологической картины (образа, модели) науки, ее структуры, ее функций в обществе, механизмов формирования нового знания, выдвижения новых научных идей. -
Проблема выделения методологической деятельности ученых в отличие от их предметной деятельности. -
Проблема фиксации и описания конкретных образцов методологической деятельности ученых, особенности процедуры методологического поиска, построения методологических аналогий, выработки методологических установок и формулировки методологических принципов конкретного научного исследования. -
Проблема типологии методологической деятельности ученых и методологических проблем науки с целью разработки общих схем методологической деятельности разных типов. -
Проблема выявления и формулировки методологических регулятивов, направляющих научный поиск, типа принципа соответствия, принципа наблюдаемости или принципа дополнительности.
Розин В. М. обращает внимание на то, какие проблемы будет решать современная методология. Это: проблема преодоления натурализма философского и методологического мышления; проблема реальности; проблема выработки нового понимания и отношения к символическим системам и реалиям; проблема антропологического и психологического горизонтов; проблема высшего мира, Космоса, Культуры, Реальности, т. е. того целого, которое едино для всех людей.
«Существует несколько классификаций методологического знания. Одним из распространенных является деление методологии на содержательную и формальную. Первая включает в себя следующие проблемы: структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структурой научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д.».
«Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике». И там же. «В методологии выявляются две взаимосвязанные функции: 1) обоснование правил применения мировоззрения к процессу познания и преобразования мира; 2) определение подхода к явлениям действительности. Первая функция общая, вторая – частная».
«В широком смысле слова методология – необходимое условие любого типа деятельности. …Вычленяя наиболее крупные элементы структуры современной методологии науки, можно заметить, по крайней мере, три таких уровня. Прежде всего, это уровень философской методологии. На этом уровне происходит освоение, развитие и применение классических философских идей в научном творчестве. …Далее необходимо констатировать, что существует уровень специально научной методологии. …Третий уровень методологии содержит в себе систему методологических принципов, задающих определенные требования к теоретическому знанию. …Иногда речь идет об общефилософском, общенаучном и частнонаучном уровнях. Иначе говоря, предлагается вычленение уровней общности внутри философского знания». К методологическим принципам авторы относят: принципы: объяснения; простоты; единство физической картины мира как методологический принцип; математизация как принцип единства физических теорий; сохранения; симметрии; соответствия; дополнительности; наблюдаемости и элементности.
«Существуют различные уровни методологического анализа. Конкретно-научная методология со своими методиками имеет дело с техническими приемами, предписаниями, нормативами, формулирует принципы, методы конкретно-научной деятельности, описывает и обосновывает их. Другой уровень – общенаучная методология как учение о принципах,методах и формах знания, функционирующих во многих науках, соответствующих их предмету и объекту исследования. Это, например, методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, эксперимент; общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др.; а также такие формы знания, как понятия и законы, гипотезы и теории. Возникнув как приемы и формы, используемые конкретными исследователями, они затем используются другими учеными в различных областях знания, т. е. получают научную и культурно-историческую апробацию, что дает им статус всеобщих или общенаучных методов. Это приближает общенаучную методологию к уровню философского анализа знания, и тогда в качестве регулятивных принципов, методов и форм познания выступают философские идеи, положения, способы умозрения и рефлексии, которые при определенных условиях могут быть применены к изучению научно-познавательной деятельности».
Методологические исследования в современной науке принято разделять на общие, частные и конкретные:
-
Общая методология науки исследует проблемы обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин оно получено. Центральными её проблемами являются: исследование таких универсальных операций научного познания, как объяснение и понимание, а также способов обоснования научного знания; анализ критериев приемлемости (или адекватности) систем научных утверждений (научных теорий); изучение тех систем категорий, которые используются в качестве координат научного мышления; различия между науками о природе и науками о культуре; проблематика единства научного познания. -
Частная методология науки исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп, будучи представленной в познавательных пространствах соответствующих дисциплин. К сфере этой методологии относятся, например, методология физики, методология биологии, методология наук исторического ряда и многих других. Так, и в физике, и в биологии применяется операция объяснения; вместе с тем, многие биологические объяснения используют понятие цели, которое теряет смысл применительно к физическим объектам. Что представляет собой целевое, или телеологическое, биологическое объяснение и почему оно может использоваться только в биологических науках, но не в физике, космологии или химии? Можно ли заменить телеологическое объяснение обычным для других естественных наук объяснением через научный закон? Эти и подобные вопросы относятся к частной методологии. Характерной особенностью всякой частной методологии является то, что она, будучи важной для какой-то отдельной науки или узкой группы наук, почти не представляет интереса для других дисциплин. -
Конкретная методология науки, называемая иногда методикой, исследует методологические аспекты, связанные с отдельными операциями в рамках конкретных научных дисциплин. Внутридисциплинарные методы теоретического и эмпирического исследования, включая методологию конкретных исследований, являются по преимуществу узкоспециализированными когнитивными практиками. К сфере этой методологии, меняющейся от науки к науке, относятся, например, методика проведения физического эксперимента, методика эксперимента в биологии, методика опроса в социологии, методика анализа источников в истории и тому подобные.
«Механизм взаимодействия философии и частных наук реализуется через взаимосвязь относительно самостоятельных уровней методологической деятельности, которую выполняет исследователь в ходе поиска новой методологии. Такими уровнями методологической работы и анализа являются следующие: исходный уровень – методология решения данной фундаментальной проблемы; внутринаучный уровень – методология исследования в данной науке; философский уровень – методология научного познания и деятельности».
«Как видим, постепенно складывается концепция много-уровневой методологии, в соответствии с которой нарастание масштаба методологических функций различных типов научного знания происходит в таком порядке: от частнонаучного уровня к региональному, далее к общенаучному и от него – к философскому».
Далее рассмотрим последовательность определений, включающую общее и различие в таких понятиях как: методология, методология науки, методология естественных наук.
Методология— тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методовв различных сферах духовной и практической деятельности. Существуют методологические представления и концепции разной степени разработанности и конструктивности, различного уровня и широты охвата (методология на уровне философской рефлексии, общенаучная методология и методология науки междисциплинарного уровня, методология частных наук). В настоящее время разрабатываются методологические концепции, связанные с отдельными видами деятельности (методологии образования, инженерного дела, проектирования и т.д.). Формирование самой идеи учения о методе, как о некоем «правильном пути» познания и смысложизненной ориентации, связано с появлением философии, выступающей в качестве рационально-теоретической формы мировоззрения и тем самым подвергающей рефлексивному анализу и контролю исходные предпосылки отношения человека к миру.
Методология науки — научная дисциплина, занимающаяся исследованием и проектированием методов научно-познавательной деятельности. Методология науки всегда была органически связана с эпистемологией и философией науки, а также с логикой в целом и особенно с логикой науки. Все эти виды рефлексивного осознания форм и методов познающего мышления, научно-познавательной деятельности, ее идеалов и норм тесно переплетены друг с другом, и какая-либо их искусственная демаркация вряд ли возможна и тем более вряд ли продуктивна. Тем не менее, в общем контексте всех этих дисциплин понятие методологии науки всегда было ориентировано на возможно большее приближение к реальной практике научной деятельности, на выявление и артикуляцию конструктивных способов действия по построению научных знаний. В этом качестве сама идея методологии науки в известной степени противопоставляется эпистемологии и философии науки как общему описанию процессов научного познания, связанному с выдвижением некоторых идеализированных схем и моделей, в определенной мере навязываемых реальной практике науки.
Важнейшей задачей методологической мысли в настоящее время оказывается также осознание своеобразия неклассических форм научно-познавательной деятельности, осуществляемой в рамках неклассической и постнеклассической рациональности, углубление и уточнение этого своеобразия и выявление и развитие на основе проектно-конструктивного методологического мышления соответствующих новаторских методов науки. В русле этих объективно предъявляемых современной культурой запросов от современной методологической мысли требуется осознание серьезных изменений в характере современной рациональности. Актуальнейшей проблемой современной методологии науки является осознание и соответствующая проектно-конструктивная ориентация на проблематику естественнонаучного, технического и гуманитарного научного знания, переход от характерного для классики чисто объектного рассмотрения научной предметности к такому ее рассмотрению, которое включало бы «человеческий фактор» («человекоразмерную предметность»), учитывало бы взаимодействие собственно познавательных и ценностных установок в научно-познавательной деятельности.
Методология естественных наук — изучение методов познания мира средствами естествознания. Эта методология родилась в 17 в. в трудах Ф. Бэкона и Р. Декарта, посвященных именно методу познания. В дальнейшем методологические идеи развивались в трудах Т. Гоббса, Р. Бойля, И. Ньютона, Г. Лейбница, И. Канта. В 17—18 вв. естественнонаучное познание еще не выделялось из научно-философского познания, и его методология была включена в общую теорию познания. Существенное изменение произошло в первой половине 19 в., когда естествознание полностью отделилось от философии и институализировалось как вполне самостоятельная область познавательной деятельности. В середине 19 в. в трудах У Уэвелла, О. Конта, Дж.С. Милля, У Джевонса, Дж. Гершеля начала складываться специализированная методология естественных наук.
Исключительно важную роль в формировании методологии естественных наук сыграл период второго позитивизма (конец 19— начало 20 вв.). В работах Э. Маха, А. Пуанкаре, П. Дюгема и их оппонентов Л. Больцмана и М. Планка формируются основные направления методологии естественных наук и достаточно четко определяется их проблематика. Огромным стимулом для развития методологии естественных наук стало создание специальной, затем общей, теории относительности, а в 1920-х — квантовой механики.