Файл: Научное познание и его формы. Уровни научного познания. Методология. Метод. Классификация методов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические методы


Формализация–отображение содержательного знания взнаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков.

Аксиоматический метод–способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний по определенным логическим правилам.

Гипотетико-дедуктивный метод–метод,сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Общелогические методы


Анализ–метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования (объектов, свойств и т. д.) на составные части. В связи с этим анализ составляет основу аналитического метода исследований.

Синтез–метод научного познания,в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета.

Абстрагированиеэто мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя. Оно, как правило, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются несущественные свойства, связи и т. д. На втором – исследуемый объект заменяют другим, более простым, представляющим собой упрощенную модель, сохраняющую главное в сложном. Существуют определенные виды абстрагирования (отождествление, изолирование, конструктивизация и др.).

Идеализация–это мысленное конструирование объектов,которые практически неосуществимы. В результате идеализации реальные объекты лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами.

Обобщение определение общего понятия,в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. Это средство для образования новых научных понятий, формулирования законов и теорий.

Индукция–метод научного познания,представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента, получения общего вывода на основании частных посылок; движение от частного к общему. Виды индукций: популярная, неполная, полная, научная, математическая.


Дедукцияметод научного познания,представляющий собой получение частных выводов на основе общих знаний; вывод от общего к частному.

Абдукция–это умозаключение от эмпирических фактов кобъясняющей их гипотезе.

Аналогия–метод познания,при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный, но схожий с первым объектом по каким-либо существенным свойствам. Аналогия бывает: прямая, символическая, личная, фантастическая, физическая, математическая.

Моделированиеметод опосредованного исследования,позволяющий на основе изучения модели получить знания об интересующем нас объекте, для которого строилась модель. Иначе говоря, это изучение каких-либо объектов посредством их моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал.

Системный подход–совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. В широком смысле слова это такой метод исследования окружающего нас мира, при котором интересующие нас предметы и явления рассматриваются как части или элементы определенного целостного образования.

Вероятностные (статистические) методы–методы,основанные на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.

Структурно-функциональный (структурный) метод–метод, основанный на выделении в целостных системах их структуры – совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Следует отметить, что в науке на базе новых знаний развиваются и другие подходы и методы, такие как: кибернетический, информационный, конструктивный, синергетический и комплексный.


  1. Методика как средство научного познания.

О разнице методологии и методики говорится и в работе Г. А. Подкорытова. Термин “методика” неоднозначен. Им обозначаются как характерные черты самой практической или научной деятельности, так и одно из средств достижения результатов этой деятельности. … Метод и методика являются самостоятельными компонентами в исследовательской работе,

определенными средствами научного познания, имеющими специфическое содержание. … В реальном познании методика – это специальная техника наблюдения, эксперимента, измерения. … Методология и методика представляют собой вполне самостоятельные формы познания, характеризующиеся специфическими признаками. Методология не может быть сведена к совокупности приемов и процедур частнонаучного исследования. Систему исследовательских технических приемов правильнее называть не методологией, а методикой. Частные приемы познания действительности, основывающиеся на инструментальном исследовании и включающие в себя рабочие навыки, технику обработки фактического материала, нацеленные, как правило, на аналитическое изучение предметов и явлений, их отдельных отношений и свойств, никак не могут выступать в роли методологии, задача которой – дать единую систему общих теоретических принципов, философских и частнонаучных методов решения научных вопросов. Всякая наука имеет единую методологию, но располагает различными методиками. В методической деятельности осуществляется реализация специальных методологических рекомендаций. Методики, справочники, каталоги, типовые расчеты, стандарты и рабочие инструкции регламентируют практическую (в частности, исследовательскую и проектную) деятельность.

  1. Средства научного познания.

В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания – материальные, математические, логические, языковые. …С возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования – наблюдения, измерения и эксперимента. …Развитие математических средств познания привело к возникновению особых методов познания – количественных методов анализа, методов математического моделирования, математической гипотезы, приближенного расчета и т. д. Логико-языковые средства познания требуют разработки методов действий с языком науки, контроля за процессами рассуждений и доказательств, методов формализации и т. д. …Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные
, математические, логические средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных целей.

Средства научной деятельности включают материально-технические приборы, инструменты, установки и т.д., а также различного рода знаковые средства, в первую очередь язык - специальный научный и естественный. К средствам должны быть отнесены и методы получения, проверки, обоснования и построения знания, которые, как и язык, выделены в самостоятельный фактор в силу их специфики и особой значимости в научно-познавательной деятельности. Следует особо отметить принципиальное изме­нение всех средств научной деятельности в связи с происходящим техническим пере­вооружением науки информационной техникой, радикальным совершенствованием технических средств в области общественного обмена информацией. Принципиальны­ми моментами становятся наличие персональных компьютеров и Интернета, подклю­чающих исследователя не только к базам данных, но и к экспертным системам для кон­сультаций; возможность интегрировать национальные и международные информаци­онные базы данных и обеспечить принципиально новый уровень знаний в различных областях.

В случае приборов речь идет не о технических устройствах типа компьютеров, микро- и телескопов, призванных усилить чувственные и рациональные возможности человека, а о приборах-детекторах, приборах-посредниках, фиксирующих данные эксперимента, испытывающих непосредственное влияние изучаемых явлений.