Файл: Используя литературу, составьте таблицу Зарождение эксперимента в отечественной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 1638
Скачиваний: 60
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ _____________________________________________________ | ||||
| ||||
Группа Вг22П171в | ||||
Студент | | А.А. Хисматуллина | ||
| | | ||
| | |
МОСКВА 2023
Практическое занятие № 1
Задание № 1.
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в отечественной психологии».
№ | ФИО ученого | Достижения |
| Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) | выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания в психологии. С его точки зрения предметом психологии должны были стать психические процессы. Тем самым он оказал влияние на становление экспериментальной психологии в России. |
| Николай Николаевич Ланге (1858-1921). | Изучал ощущения, восприятие, внимание. Его работы ознаменовали начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии и тем самым явились крупным вкладом в экспериментальную психологию. Будучи учеником В. Вундта, возвратившись из Германии, Н.Н. Ланге в Новороссийском университете (Одесса) открывает первую в России лабораторию экспериментальной психологии. |
| Александр Федорович Лазурский (1874-1917). | Впервые предложил понятие естественный эксперимент, одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности испытуемого. Он был одним из организаторов и активных участников всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. С 1895 года работал в психиатрической лаборатории, где и проводил исследования по клинической психофизиологии. Сотрудничал с А.П. Нечаевым. С 1904 года они совместно начинают проводить экспериментальные исследования по педагогической психологии. |
| Ковалевский Павел Иванович (1849—1923) | Создал в 1882 году отдельной классификации психических заболеваний, основанной на нарушениях обмена в мозгу и ЦНС. Организатор первой в Украине самостоятельной кафедры психиатрии и одной из первых экспериментально-психологических лабораторий при Киевском университете, ректор Варшавского университета, член Русского Собрания (РС), Всероссийского национального клуба (ВНК) и Всероссийского национального союза (ВНС). |
| Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) | Обозначил понятие, как рефлексологичний эксперимент. Начал экспериментальное изучение больных в клинической психологии и разработал ряд конкретных методических приемов объективного психологического изучения, среди которых словесный ассоциативный эксперимент, методика определения и сравнения понятий, корректурная проба, задания для оценки работоспособности больного и др. |
| Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) | русский философ, логик и психолог. Создатель и руководитель Психологического института. |
| Владимир Федорович Чиж (1855-1922) | первый из русских врачей-психиатров, применивший эксперимент в своих клинико-психологических исследованиях, и один из основоположников психологической теории личности и индивидуальности. был участником первых международных конгрессов по психологии, проходивших в конце ХIХ столетия. Он избирался членом ряда отечественных и зарубежных научных обществ. |
| | |
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».
№ | ФИО ученого | Достижения |
| Вильгельм Вундт (1831-1920) | Является основателем экспериментальной психологии. В 1879 году в Лейпциге (Германия) В. Вундт открыл первую в мире лабораторию психологических исследований, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки. В 1883 г. В. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Philosophische Studien» («Философские исследования»). Создал концепцию, где предмет психологии - сознание, его содержание. Пытался строить психологию по тому же принципу, по которому строятся естественные науки, в частности, физика и химия (элементы сознания). В статье 1862 года им в качестве основного экспериментального метода был объявлен метод интроспекции. Эксперимент лишь уточняет данные самонаблюдения. В 1863 году в курсе лекций по психологии высказал соображение о том, что эксперимент не может являться единственным источником знания, следует использовать также этнологические наблюдения (язык, мифы, обычаи). |
| Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894) | с помощью физических методов он измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне, чем положил начало изучению психомоторных реакций. До настоящего момента переиздаются его работы по психофизиологии чувств: «Физиологическая оптика» (1867) и «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» (1875). Его теория цветового зрения и резонансная теория слуха актуальны до сих пор. Идеи Г. Гельмгольца о роли мышц в чувственном познании были в дальнейшем творчески развиты русским физиологом И.М. Сеченовым в его рефлекторной теории. |
| Зигмунд Экснер (1846-1926) | Он ввел термин «время реакции». Исследования количественных аспектов психических процессов открыли возможность объективного подхода к психическим явлениям. |
| Франц Дондерса (1818-1889) | изобрел методику исследования времени сложных психических процессов («Время реакции», 1869). В настоящее время работа Ф. Дондерса получила новое прочтение в рамках когнитивной психологии, в связи с проблемой нахождения экспертного критерия для суждения об уровневой организации психики, в 1969 г. она была переиздана. |
| Густав Теодор Фехнер (1801-1887, Лейпциг, Германия) | Исследования этого немецкого ученого в области ощущений, выполненные в XIX в., заложили фундамент современной экспериментальной психологии. Они позволили ему обосновать несколько законов, в том числе основной психофизический закон. |
| Эрнст Генрих Вебер (1795-1878, Лейпциг) | немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии, внесший в нее идею измерения. Изучал тормозящее влияние блуждающего нерва на деятельность сердца (1845). Проводил свои исследования, прежде всего в области физиологии органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Исследовал эффект температурной адаптации: если сначала поместить одну руку в прохладную воду, а другую в горячую, то теплая вода после этого будет казаться для первой руки более теплой, чем для второй. Разработал схему экспериментального исследования осязания, для чего сконструировал по типу циркуля особый прибор («эстезиометр» или «циркуль Вебера»), при помощи которого оценивал расстояние, достаточное, чтобы два прикосновения к поверхности кожи не сливались в одном ощущении. В этих исследованиях Э. Вебер определил, что данное расстояние различно для различных участков кожи и, следовательно, кожа обладает разной чувствительностью. |
| Стэнли Грэнвилл Холл (1844-1924, США) | В 1876 он подготовил докторскую диссертацию, посвященную мышечной перцепции пространства. С. Холл учился сначала в лаборатории Вундта, а потом у Гельмгольца. Вернувшись в США в 1883, основал психологическую лабораторию в университете Джона Хопкинса. Позднее С. Холл становится первым президентом Американской психологической ассоциации. При изучении проблемы стадиальности развития животных и человека С. Холл вышел за рамки только лабораторных экспериментов |
| Джеймс Маккин Кеттелл (1860-1944) Америка | создал психологические лаборатории в 2-х университетах. Дж. Кеттелл занимался исследованием проблем человеческого поведения, образования, организации науки; разрабатывал методы психологических измерений и различные практические приложения принципов психологии. Родоначальник методов тестирования, автор ряда психологических тестов, президент первого Американского международного психологического конгресса, редактор многих научных изданий, среди которых - «Психологическое обозрение» («Psychological Review»), «Американские ученые» («American Men of Science»), «Научный ежемесячник» («Scientific Monthly») и «Наука» («Science»). Был ассистентом В. Вундта в Лейпциге. Его экспериментальные исследования (в области изучения ассоциаций, времени реакции, чтения, психофизики) акцентировали проблему индивидуальных различий. Он первым ввел понятие интеллектуального теста. Его приемниками стали Э.Л. Торндайк (автор метода проб и ошибок, примененного в исследованиях научения) и Р.С. Вудворте (автор учебника по экспериментальной психологии, 1950). |
| Теодюль Арман Рибо (1839-1916) Франция | Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой французской психологической лаборатории. Основатель и редактор первого во Франции психологического журнала «Revue philosophique». Председатель 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889). Выступив против спиритуализма так называемой эклектической школы (В. Кузен и другие), господствовавшей во французской философии и психологии середины 19 века, Т. Рибо попытался на основе критического анализа основных направлений современной ему психологии (английской с ее ассоцианизмом и немецкой с ее атомизмом) сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психические процессы и личность в целом. В отличие от В. Вундга Т. Рибо имел в виду, прежде всего, психопатологический эксперимент («болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство»). Это во многом определило характер всей идущей от Т. Рибо традиции во французской психологии. |
| Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) | разработал сложный аппарат описания "статики и динамики" представлений — первоэлементов души. |
| Эдуард Пфлюгер (1829—1910) | доказал своими опытами различие между примитивной психикой (сенсорной функцией) и сознанием. |
| Месмер Франц Антон (1734-1815) | Свою лепту вразграничение психики и сознания внесли исследования гипноза.Поначалу они приобрели в Европе большую популярность благодаря деятельности австрийского врача Месмера. |
| Джон Уотсон(1878—1958) | Основал бихевиоризм |
| Герман Эббингауз(1850-1909) | подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного во времени заучивания). |
| Эдвард Титченер(1867— 1927) | основатель структурной психологии в США. |
Задание № 2
Подготовьте доклад на одну из тем:
-
Френология, ее влияние на становление экспериментальной психологии.
Френология — одна из первых псевдонаук в современном понимании, основным положением которой является утверждение о взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности его черепа. Создателем френологии является австрийский врач и анатом Франц Йозеф Галль. Он утверждал, что все психические свойства локализуются в различных участках мозга, и полагал, что различия в мозговых извилинах можно определить по выпуклости («шишке») на соответствующем участке черепа, а при недоразвитии части мозга — по впадине.
Френология была очень популярна в первой половине XIX века, однако развитие нейрофизиологии показало несостоятельность теории Галля, и общество постепенно потеряло интерес к френологии. В действительности психические свойства человека не определяются рельефом поверхности мозга. Кроме того, форма черепа не повторяет формы мозга.
Создатель френологии Франц Йозеф Галль родился 9 марта 1758 года в австрийском городе Тифенбрунне. Это был человек одной идеи, которой он посвятил всю жизнь.
Мысль, из которой впоследствии возникла френология, пришла Францу Йозефу в детстве, в прямом смысле за партой. В школе он заметил, что у всех его сверстников, обладающих особенно хорошей памятью, глаза были слегка навыкате. Курьезная идея пучеглазых зубрил нашла горячий отклик у нерадивых одноклассников Галля.
Заслуживший одобрение мальчик решил развить начинание и сделал еще несколько подобных открытий. Потом еще и еще. Наблюдения стали складываться в систему: неповторимая у каждого человека форма головы со впадинами, плоскостями и буграми наглядно демонстрировала свойства характера. Франц Йозеф оказался так заинтересован открывающейся истиной, что к окончанию школы не охладел к своему увлечению. Он подмечал и сопоставлял.
Хобби переросло в привычку, привычка определила судьбу. Галль решил стать врачом. В 1785 году он по-
лучил медицинский диплом Венского университета и вскоре приобрел широкую известность не только как блестящий практикующий врач, но и как одаренный лектор, очаровавший широкие круги венской интеллигенции новым способом характеризовать людей по их внешности.
Галлю было достаточно мимолетного взгляда на собеседника, чтобы предсказать, как он себя поведет в той или иной ситуации. Это было поразительно. Куда удивительнее оказался тот факт, что чудо имело вполне научную основу. Галль охотно раскрывал секреты «фокуса» перед публикой.
На лекциях доктора не было недостатка в слушателях. Вена в ту пору была научным центром Старого Света. По значимости ее превосходил лишь культурный центр — Париж. Доктор Галль вкусил заслуженной славы в обоих городах.
По настоянию высших кругов австрийского клира власти в 1802 году запретили лекции о кефалоскопии (так была названа новая наука). Некоторое время доктор Галль продолжал работу с узким кругом учеников, но в 1805 году был вынужден покинуть негостеприимную страну.
В течение двух лет он переезжал из Берлина в Швейцарию, оттуда в Голландию и Францию, пока не осел в Париже, оплоте свободомыслия, где обрел настоящую славу: пополняемая за счет Академии наук коллекция черепов людей и животных, полное собрание сочинений, ученики, сделавшиеся признанными авторитетами в медицине. Еще не старым, Франц Йозеф Галль увидел победное шествие разработанной им системы, получившей устоявшееся название «френология».
Сам Галль этого термина не признавал. «Меня называют отцом новой науки — френологии. Но это не так. Слово «френология» введено моим учеником Шпурцгеймом. Я же против этого термина и пользуюсь терминами «кефа-лоскопия», «краниоскопия», «краниология», — писал он в своем многотомном труде «Анатомия и физиология нервной системы в целом и в частности мозга».
Френологи пытались применить к социальным явлениям известные в первой половине XIX века методы естественных наук. Они собирали данные, формулировали гипотезы и пытались объективно оценивать социальные феномены, используя эмпирические наблюдения, индукцию и дедукцию. Некоторые френологи утверждали, что они используют экспериментальный метод, однако проводимые ими эксперименты не соответствовали научным нормам. На научной стадии развития (1800-1830 гг.) френология пересекалась с другими научными дисциплинами, включая анатомию, антропологию, физиологию, психиатрию и психологию.
Френология в скором времени после своего создания стала чрезвычайно популярной, в том числе и в России, причём не только среди медиков, но и среди представителей творческой интеллигенции. Этот факт нашёл отражение во многих произведениях русской литературы XIX века. Так, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» упоминается о небольшой разбитой на нумерованные четырехугольники человеческой головке из гипса в кабинете отца Базарова, который был уездным лекарем. М. Ю. Лермонтов упоминает френологию в романе «Герой нашего времени».
Френологию критиковали и высмеивали с момента её появления — в частности, религиозные деятели, которые подозревали Галля, нашедшего на черепе «шишку религиозности и атеизма», в богохульстве. Были и учёные, сомневавшиеся в методах австрийца, однако в течение долгого времени никто не мог предоставить веские аргументы против френологии. Это было трудно сделать ещё и потому, что
Галль признавал только результаты экспериментов, подтверждающие его теорию: для всех остальных случаев он находил какое-нибудь объяснение — например, если человека без музыкального слуха находилась «шишка музыкального таланта», френолог заявлял, что у человека есть творческий потенциал, которому просто не уделили достаточно внимания, поэтому он не развился.
Всё это вкупе с лекторским талантом и подкупающей осведомлённостью Галля в анатомии долго туманило головы европейцев. Тем не менее, уже при жизни Галля были совершены открытия, доказавшие несостоятельность его теории.
Френология не смогла превратиться в академическую психологическую науку, а стала одним из самых известных примеров лженауки наряду с физиогномикой, месмеризмом и спиритизмом. Анализ личности, предлагавшийся френологами, имел большое сходство с астрологическими гороскопами. Однако, несмотря на свою научную несостоятельность, френология способствовала научным исследованиям морфологии и физиологии нервной системы и стимулировала развитие антропометрии и антропологии.
Френология стала основой для создания первой всесторонне проработанной биосоциальной теории преступления. Поскольку френология сочетала в себе биологический и социальный подход, её считают предшественницей социобиологии, эволюционной психологии, современной генетики, а также биосоциального направления в криминологии.
Френология содержала в себе идеи, весьма ценные для науки о сознании:
-
Она представляла собой первую попытку научного подхода к изучению сознания, основанную на биологии; -
Она отвергала господствовавшую на протяжении двух веков картезианскую дуалистическую теорию сознания и основывалась на монистическом философском подходе; -
Она стала первой теорией, предложившей идею деления сознания на несколько специализированных подсистем, отвечающих за разные функции (аналогичный подход используется в современной когнитивной психологии);
Она основывалась на предположении, что каждая подсистема сознания связана с отдельной зоной мозга (использование данного подхода служит основой современной когнитивной нейропсихологии и когнитивной нейробиологии).
Большинство основателей Американской психиатрической ассоциации были френологами. Хотя это не означает, что френология превратилась в психиатрию, она оказала воздействие на взгляды крупнейших американских психиатров XIX века, которые под её влиянием предположили, что психические отклонения всегда имеют физиологические корреляты, а потому поддаются лечению. Для XIX века это было революционной идеей.