ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 847

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Святая Пасха

Главный христианский праздник — Воскресение Христа. С неза­памятных времён люди называют его Святой Пасхой. Празднуется она в разные дни, но это всегда первое воскресенье, которое наступа­ет после первого весеннего полнолуния.

Этот праздник имеет давние традиции. Люди одаривают друг дру­га крашеными яйцами. По возвращении из храма трапеза начиналась всегда именно с этих яиц. Первое яйцо глава семьи делил на несколь­ко частей по количеству членов семьи. Совместная еда одного яйца должна была укрепить семью, сохранить в ней добрые отношения и любовь друг к другу.

По болгарской традиции много яиц выкладывается вокруг боль­шого пасхального хлеба. Болгары обмениваются яйцами и желают друг другу удачи.

В Швеции на Пасху устанавливают в домах жёлтых цыплят в об­рамлении цветных нарядных перьев. Пасхальные яйца шведы делают из картона и в каждое кладут по большой красивой конфете.

В далёкой Австралии к Пасхе делают из шоколада и сахара фи­гурки в форме кролика или редкою австралийского зверька. Местные жители называют его бальби. Этот зверёк стал пасхальным символом Австралии.

В России праздник Святой Пасхи люди считают самым чистым и светлым. Хозяйки тщательно готовятся к нему, наводят чистоту в до­мах, пекут вкусные куличи, делают праздничный творог, красят яйца. Чистота в домах символизирует чистоту души человека.

Задания

  1. 1) Выпишите из последних двух абзацев 2—3 существи­тельных разных типов склонений, укажите склонение; двух при­лагательных разных разрядов;

2) выпишите из этих же абзацев одно из собственных сущест­вительных и выполните его морфологический разбор.

  1. 1) Подчеркните в тексте имена числительные и местоиме­ния, укажите их разряд;

2) выпишите из первого абзаца существительное на -ие и вы­полните его морфологический разбор.

  1. 1) Выпишите из текста переходные и непереходные глаго­лы, один фразеологизм;

2) из 2-го и 3-го абзацев выпишите одно существительное, ко­торое не изменяется по числам, и выполните его морфологиче­ский разбор.

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ


Словарные диктанты

Орфограммы в корнях слов

I

Задание

Выделите корни, графически обозначьте в них орфограмму «Проверяемые гласные в корне слова».

Увядать, управлять, утешать, извинить, топтать, сплотить, спе­шить, светильник, знакомый, укоризна, горчица, единица, боязливый, молчаливый, повторять, заставлять.

Найдите слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, выделите в них корни и графически обозначьте орфо­граммы.

Частота колебаний маятника — чистота русского языка, посвя­тить жизнь работе — посветить фонарём, помирить врагов —поме­рить костюм, развивать память — развеваться на ветру, полоскать бе­льё — полоскать щенка, поседеть от горя — посидеть па лавочке.

III

Задание

I Выделите корни, подчеркните безударные непроверяемые I гласные.

Апельсин, арена, балкон, батарея, беседа, вагон, велосипед, во­лейбол, гардероб, герой, гимнастика, гитара, громадный, кабинет, костюм, мандарин, маршрут, мечта, пианино, почерк, планета, рюк­зак, фотоаппарат.

IV

Задание

I Выделите корни и графически обозначьте в них орфограмму I «Проверяемые согласные в корне слова».

Гладь, глубь, небоскрёб, робкий, гладкий, хрупкий, узкий, слад­кий, скользкий, позже, брызжут, съезжать.

V

Задание

I Выделите корни и графически обозначьте в них орфограмму «Непроизносимая согласная в корне слова».

Чувствовать волнение — участвовать в эстафете, сочувствовать чужому горю — чествовать юбиляра, костный мозг — косный ум,

словесный портрет — устный ответ, шествовать по жизни — шефст­вовать над малышом, слать привет — стлать постель.

VI

Задание

Обозначьте орфограмму «Оё после шипящих в корне слова».

Щёки, щёлочь, щёлка, чёлка, чёрный, чёрт, причёска, чёрточка, пчёлы, наперечёт, вычеркнуть, расчёт, бечёвка, жёлтый, кошёлка, жё­лудь, шёл, решётка, шёпот, дешёвый, шорох, шов, шёрстка, трущоба.

VII

Задание

I Орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце слова в различных частях речи».

Помощь, стеречь, горяч, шалаш, жгуч (мороз), спрячь, не сделаешь, брошь, полюбишь, хорош, линюч, пахуч, спрячь, много туч, умоешься, стричь, назначь, испечь, спрячься, сыпуч, меч, стричь, намажьте.

Орфограммы в именах прилагательных



I

Задание

Графически обозначьте орфограммы в окончаниях имён при­лагательных.

Чудесный фарфор, познакомить со словесным портретом, расска­зать о прелестном пейзаже, гордиться честными поступками, присут­ствовать при радостном событии, познакомиться с главным инжене­ром, отдыхать под плакучими ивами, дышать свежим после грозы воздухом.

II

Задание

Графически обозначьте орфограмму «/У—нн в именах прила­гательных».

Багряный вечер, незваный гость, ветреная погода, торжественный момент, туманная даль, диковинная вещь, длинная тень, былинный богатырь, искусственный шёлк, старинный дом, чугунная решётка, безветренный полдень, ветряная мельница, лекарственные травы, масляные краски, лебединая верность.

III

Задание

I Графически обозначьте орфограмму «О — ёпосле шипящих I в суффиксах имён прилагательных».

Жить в чужом городе, начать большое дело, беседовать с лучшей подругой, добиться хорошего результата, подходить к ближайшему лесу, заблудиться в дремучем лесу, организовать могучее движение, моржовый ус, камышовый кот, грошовый заработок, сторожевой пёс, бежевый цвет, плюшевый медведь, пищевые отходы, вещевой рынок, глянцевая обложка.

IV

Задание

I Графически обозначьте орфограмму «Не с прилагательны- I ми».

Неуклюжие выражения, нелюдимый, непрерывная трансляция, да­леко не привлекательный, неприступная скала, вовсе не красивый, не­людимый характер, не смелый, а робкий, нелёгкое объединение, неяс­ное изображение, незнакомый край, независимый характер, не злой, а добрый, недавнее приобретение.

V

Задание

Графически обозначьте орфограмму «Различение на письме суффиксов -к- и -ск-».

Резкий, кузнецкий, молодецкий, немецкий, горняцкий, казацкий, рыбацкий, гигантский, альпинистский, брестский, киргизский, кав­казский, аптекарский, январский, казанский, ноябрьский.


I

Задание

I Обозначьте орфограмму «Мягкий знак в середине числи- I тельных».

Пятьдесят квартир, шестьдесят аппаратов, восемьдесят велосипе­дов, девятьсот пятьдесят центнеров, семьсот семьдесят гектаров, две­надцать экземпляров, тридцать телевизоров, пятнадцать салфеток.

II

Задание

Обозначьте орфограмму «Буква и в окончаниях числитель­ных».

Без двенадцати велосипедистов прийти к финишу, предложить за­дание в одиннадцати вариантах, написать письма пятнадцати ветера­нам, не досчитаться восемнадцати карнизов.

Орфограммы в местоимениях

I

Задание

Обозначьте орфограмму «Дефис в неопределённых место­имениях».

Кто-то, что-то, какой-то, сколько-то, кто-либо, что-либо, какой- либо, кто-нибудь, какой-нибудь, сколько-нибудь, чей-то, кое-кто, кое у кого, кое с кем, кое за чем.

II

Задание

I Обозначьте орфограмму «Слитное и раздельное написание I нени в отрицательных местоимениях».


Ни к кому, ни у кого, не с кем, не к кому, ни от чего, не от чего, ни к чему, не к чему, ни за что, ни с чем, не с чем, ни от чьих, ни на сколько, не перед чем, не перед кем, ни к каким (преградам).

Орфограммы в глаголах

I

Задание

|| Обозначьте орфограмму « Не с глаголами».

Не читал, не спал, не решал, не был, негодовать, не дремлется, не хочется, неволить, ненавидеть, невзлюбить, невзвидеть, нездоровится, не кричите.

II

Задание

Обозначьте орфограмму «Мягкий знак после шипящих в неоп­ределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа».

Сберечь, мочь, покоряешь, сечь, поддаёшься, расшумишься, на­вещаешь, угощаешь, умоляешь, участвуешь, расширишь, расстила­ешь, сбросишь, сгрузишь, беречься.

III

Задание

Обозначьте орфограмму «Правописание личных окончаний глаголов».

Пляшет, бормочет, клевещет, ропщут, скачут, машут, плещут, по­лощут, гонит, гоняет, слышит, слушает, строят, освоят, выживут, сдержится, смотрится, натерпится, полют, колются.

IV

Задание

I Обозначьте орфограмму «Гласные в суффиксах глаголов | -оба-(-ева-) и - ыва-».

Чествовать, участвовать, отсутствовать, кочевать, корчевать, тан­цевать, кольцевать, угадывать, разбрасывать, приплясывать, разгули­вать, рассредоточивать, постукивать.

Диктанты по четвертям

I четверть

Утром

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появ­ляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъят­ным полям жёлтой пшеницы и верхушкам далёкого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направля­емся к ней.

На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка ко­лышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии уст­роилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.

(По М. Пришвину)

Задания

  1. вариант:

  1. произведите синтаксический разбор 1-го предложения 2-го абзаца;

  2. разберите по составу слова: речонка, впадает;

  1. вариант:

  1. произведите синтаксический разбор 2-го предложения 1-го абзаца;

  2. разберите по составу слова: низинах, замечаешь.

II четверть

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загорают­ся, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет сре­ди беловатых зарослей камыша.


Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так за­сыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются сле­ды лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почув­ствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

(По С. Кривину)

Задания

  1. вариант:

  1. найдите в 1-м абзаце предложение с однородными члена­ми, выделите в нём грамматическую основу;

  2. выполните морфологический разбор существительного земли;

  1. вариант:

  1. найдите в 1-м абзаце сложное предложение, выделите в нём грамматические основы;

  2. выполните морфологический разбор существительного наряд.

Ill четверть

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далёкие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послыша­лись какие-то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, ко­торые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подпо­лье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи — смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами. На зиму ежи засы­пают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они пре­спокойно спят всю зиму.

(По Б. Жидкову) 107

Задания

  1. вариант:

  1. выполните синтаксический разбор предложения: Их ма­ленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспо­койно спят всю зиму;

  2. выполните морфологический разбор местоимения их;

  1. вариант:

  1. выполните синтаксический разбор предложения: Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами;

  2. выполните морфологический разбор местоимения всю.