ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 847
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Святая Пасха
Главный христианский праздник — Воскресение Христа. С незапамятных времён люди называют его Святой Пасхой. Празднуется она в разные дни, но это всегда первое воскресенье, которое наступает после первого весеннего полнолуния.
Этот праздник имеет давние традиции. Люди одаривают друг друга крашеными яйцами. По возвращении из храма трапеза начиналась всегда именно с этих яиц. Первое яйцо глава семьи делил на несколько частей по количеству членов семьи. Совместная еда одного яйца должна была укрепить семью, сохранить в ней добрые отношения и любовь друг к другу.
По болгарской традиции много яиц выкладывается вокруг большого пасхального хлеба. Болгары обмениваются яйцами и желают друг другу удачи.
В Швеции на Пасху устанавливают в домах жёлтых цыплят в обрамлении цветных нарядных перьев. Пасхальные яйца шведы делают из картона и в каждое кладут по большой красивой конфете.
В далёкой Австралии к Пасхе делают из шоколада и сахара фигурки в форме кролика или редкою австралийского зверька. Местные жители называют его бальби. Этот зверёк стал пасхальным символом Австралии.
В России праздник Святой Пасхи люди считают самым чистым и светлым. Хозяйки тщательно готовятся к нему, наводят чистоту в домах, пекут вкусные куличи, делают праздничный творог, красят яйца. Чистота в домах символизирует чистоту души человека.
Задания
-
1) Выпишите из последних двух абзацев 2—3 существительных разных типов склонений, укажите склонение; двух прилагательных разных разрядов;
2) выпишите из этих же абзацев одно из собственных существительных и выполните его морфологический разбор.
-
1) Подчеркните в тексте имена числительные и местоимения, укажите их разряд;
2) выпишите из первого абзаца существительное на -ие и выполните его морфологический разбор.
-
1) Выпишите из текста переходные и непереходные глаголы, один фразеологизм;
2) из 2-го и 3-го абзацев выпишите одно существительное, которое не изменяется по числам, и выполните его морфологический разбор.
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Словарные диктанты
Орфограммы в корнях слов
I
Задание
Выделите корни, графически обозначьте в них орфограмму «Проверяемые гласные в корне слова».
Увядать, управлять, утешать, извинить, топтать, сплотить, спешить, светильник, знакомый, укоризна, горчица, единица, боязливый, молчаливый, повторять, заставлять.
Найдите слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, выделите в них корни и графически обозначьте орфограммы.
Частота колебаний маятника — чистота русского языка, посвятить жизнь работе — посветить фонарём, помирить врагов —померить костюм, развивать память — развеваться на ветру, полоскать бельё — полоскать щенка, поседеть от горя — посидеть па лавочке.
III
Задание
I Выделите корни, подчеркните безударные непроверяемые I гласные.
Апельсин, арена, балкон, батарея, беседа, вагон, велосипед, волейбол, гардероб, герой, гимнастика, гитара, громадный, кабинет, костюм, мандарин, маршрут, мечта, пианино, почерк, планета, рюкзак, фотоаппарат.
IV
Задание
I Выделите корни и графически обозначьте в них орфограмму I «Проверяемые согласные в корне слова».
Гладь, глубь, небоскрёб, робкий, гладкий, хрупкий, узкий, сладкий, скользкий, позже, брызжут, съезжать.
V
Задание
I Выделите корни и графически обозначьте в них орфограмму «Непроизносимая согласная в корне слова».
Чувствовать волнение — участвовать в эстафете, сочувствовать чужому горю — чествовать юбиляра, костный мозг — косный ум,
словесный портрет — устный ответ, шествовать по жизни — шефствовать над малышом, слать привет — стлать постель.
VI
Задание
Обозначьте орфограмму «О — ё после шипящих в корне слова».
Щёки, щёлочь, щёлка, чёлка, чёрный, чёрт, причёска, чёрточка, пчёлы, наперечёт, вычеркнуть, расчёт, бечёвка, жёлтый, кошёлка, жёлудь, шёл, решётка, шёпот, дешёвый, шорох, шов, шёрстка, трущоба.
VII
Задание
I Орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце слова в различных частях речи».
Помощь, стеречь, горяч, шалаш, жгуч (мороз), спрячь, не сделаешь, брошь, полюбишь, хорош, линюч, пахуч, спрячь, много туч, умоешься, стричь, назначь, испечь, спрячься, сыпуч, меч, стричь, намажьте.
Орфограммы в именах прилагательных
I
Задание
Графически обозначьте орфограммы в окончаниях имён прилагательных.
Чудесный фарфор, познакомить со словесным портретом, рассказать о прелестном пейзаже, гордиться честными поступками, присутствовать при радостном событии, познакомиться с главным инженером, отдыхать под плакучими ивами, дышать свежим после грозы воздухом.
II
Задание
Графически обозначьте орфограмму «/У—нн в именах прилагательных».
Багряный вечер, незваный гость, ветреная погода, торжественный момент, туманная даль, диковинная вещь, длинная тень, былинный богатырь, искусственный шёлк, старинный дом, чугунная решётка, безветренный полдень, ветряная мельница, лекарственные травы, масляные краски, лебединая верность.
III
Задание
I Графически обозначьте орфограмму «О — ёпосле шипящих I в суффиксах имён прилагательных».
Жить в чужом городе, начать большое дело, беседовать с лучшей подругой, добиться хорошего результата, подходить к ближайшему лесу, заблудиться в дремучем лесу, организовать могучее движение, моржовый ус, камышовый кот, грошовый заработок, сторожевой пёс, бежевый цвет, плюшевый медведь, пищевые отходы, вещевой рынок, глянцевая обложка.
IV
Задание
I Графически обозначьте орфограмму «Не с прилагательны- I ми».
Неуклюжие выражения, нелюдимый, непрерывная трансляция, далеко не привлекательный, неприступная скала, вовсе не красивый, нелюдимый характер, не смелый, а робкий, нелёгкое объединение, неясное изображение, незнакомый край, независимый характер, не злой, а добрый, недавнее приобретение.
V
Задание
Графически обозначьте орфограмму «Различение на письме суффиксов -к- и -ск-».
Резкий, кузнецкий, молодецкий, немецкий, горняцкий, казацкий, рыбацкий, гигантский, альпинистский, брестский, киргизский, кавказский, аптекарский, январский, казанский, ноябрьский.
I
Задание
I Обозначьте орфограмму «Мягкий знак в середине числи- I тельных».
Пятьдесят квартир, шестьдесят аппаратов, восемьдесят велосипедов, девятьсот пятьдесят центнеров, семьсот семьдесят гектаров, двенадцать экземпляров, тридцать телевизоров, пятнадцать салфеток.
II
Задание
Обозначьте орфограмму «Буква и в окончаниях числительных».
Без двенадцати велосипедистов прийти к финишу, предложить задание в одиннадцати вариантах, написать письма пятнадцати ветеранам, не досчитаться восемнадцати карнизов.
Орфограммы в местоимениях
I
Задание
Обозначьте орфограмму «Дефис в неопределённых местоимениях».
Кто-то, что-то, какой-то, сколько-то, кто-либо, что-либо, какой- либо, кто-нибудь, какой-нибудь, сколько-нибудь, чей-то, кое-кто, кое у кого, кое с кем, кое за чем.
II
Задание
I Обозначьте орфограмму «Слитное и раздельное написание I не — ни в отрицательных местоимениях».
Ни к кому, ни у кого, не с кем, не к кому, ни от чего, не от чего, ни к чему, не к чему, ни за что, ни с чем, не с чем, ни от чьих, ни на сколько, не перед чем, не перед кем, ни к каким (преградам).
Орфограммы в глаголах
I
Задание
|| Обозначьте орфограмму « Не с глаголами».
Не читал, не спал, не решал, не был, негодовать, не дремлется, не хочется, неволить, ненавидеть, невзлюбить, невзвидеть, нездоровится, не кричите.
II
Задание
Обозначьте орфограмму «Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа».
Сберечь, мочь, покоряешь, сечь, поддаёшься, расшумишься, навещаешь, угощаешь, умоляешь, участвуешь, расширишь, расстилаешь, сбросишь, сгрузишь, беречься.
III
Задание
Обозначьте орфограмму «Правописание личных окончаний глаголов».
Пляшет, бормочет, клевещет, ропщут, скачут, машут, плещут, полощут, гонит, гоняет, слышит, слушает, строят, освоят, выживут, сдержится, смотрится, натерпится, полют, колются.
IV
Задание
I Обозначьте орфограмму «Гласные в суффиксах глаголов | -оба-(-ева-) и - ыва-».
Чествовать, участвовать, отсутствовать, кочевать, корчевать, танцевать, кольцевать, угадывать, разбрасывать, приплясывать, разгуливать, рассредоточивать, постукивать.
Диктанты по четвертям
I четверть
Утром
Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы и верхушкам далёкого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.
На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наешься пахучих ягод.
Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.
Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.
(По М. Пришвину)
Задания
-
вариант:
-
произведите синтаксический разбор 1-го предложения 2-го абзаца; -
разберите по составу слова: речонка, впадает;
-
вариант:
-
произведите синтаксический разбор 2-го предложения 1-го абзаца; -
разберите по составу слова: низинах, замечаешь.
II четверть
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.
(По С. Кривину)
Задания
-
вариант:
-
найдите в 1-м абзаце предложение с однородными членами, выделите в нём грамматическую основу; -
выполните морфологический разбор существительного земли;
-
вариант:
-
найдите в 1-м абзаце сложное предложение, выделите в нём грамматические основы; -
выполните морфологический разбор существительного наряд.
Ill четверть
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далёкие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи — смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.
(По Б. Жидкову) 107
Задания
-
вариант:
-
выполните синтаксический разбор предложения: Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму; -
выполните морфологический разбор местоимения их;
-
вариант:
-
выполните синтаксический разбор предложения: Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами; -
выполните морфологический разбор местоимения всю.