ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 848

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. четверть История Каштанки

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повиз­гивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собачка вскочила, увидела невысо­кого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака оста­лась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувст­вовал, что столяр не привязан к собаке.

Каштанка осталась у артиста.

(По С. Кривину)

Задания

1 вариант:

1) выполните синтаксический разбор предложения: Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал коле­баться;

2) выполните фонетический разбор слова дверь;

2 вариант:

  1. выполните синтаксический разбор предложения: Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке;
  2. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


выполните фонетический разбор слова стояла.

Обобщающие диктанты

Улыбка матери

Никогда не станет большим, благородным человеком тот, кто с детства не умел быть хорошим сыном, нежной дочерью. Подумай только, как многим ты обязан своей маме!

Сколько бессонных ночей провела она над твоей кроваткой, когда ты был малышом! Сколько забот она отдала тебе, пока ты подрос. И сейчас ты ей стоишь немало труда. Ведь она готова пожертвовать всем, лишь бы тебе было хорошо.

Неужели тебе не хочется тоже сделать что-нибудь для неё, чтобы ответить на эту заботу?

Старайся почаще хоть чем-нибудь помочь ей по хозяйству.

И уж никогда не ленись писать ей письма. Если бы ты мог уви­деть, какое для неё счастье каждая написанная тобой строка, ты писал бы ей каждый вечер.

(По А. Дорохову)

Задания

  1. вариант:

  1. выпишите из предложений 1-го абзаца местоимения, опре­делите их разряд;

  2. выпишите из последнего абзаца глагол повелительного на­клонения;

  3. начертите схему l-ro предложения текста;

  1. вариант:

  1. выпишите из предложений 2-го абзаца местоимения, опре­делите их разряд;

  2. выпишите из первого абзаца глагол повелительного накло­нения;

  3. начертите схему l-ro предложения 2-го абзаца.

В туристическом походе

Узкими тропинками и просёлочными дорогами мы к вечеру доб­рались до какой-то деревушки. На нашей карге она была даже не обо­значена. Пришлось расспрашивать местных жителей, как выбраться на шоссе.

Деревушка окружена топкими болотами. Было решено здесь пе­реночевать. Мы расположились на окраине деревни под могучим ду­бом. Лучи заходящего солнца золотили его верхушку.

К нам подошёл старичок невысокого роста. В руках у него была плетёная корзинка, наполненная белыми грибами. Он предложил нам переночевать у него. Но мы отказались, так как все любим спать под открытым небом. Ранним утром мы собрали вещи в свои рюкзаки и отправились дальше. Через полчаса наш небольшой отряд уже вышел на шоссе, которое не просохло после ночной росы.

(Из газеты «Пионерская правда»)

Сказать:

  1. о раздельном написании с не краткого причастия не обо­значена;

  2. о постановке запятой при причастном обороте (2 предло­жение 2-го абзаца).


Задания

  1. вариант:

  1. выпишите из текста три качественных прилагательных;

  2. выполните словообразовательный разбор слова тропин­ками {1 предложение);

  3. выполните синтаксический разбор 1-го предложения: Уз­кими тропинками и просёлочными дорогами мы к вечеру доб­рались до какой-то деревушки.

  1. вариант:

  1. выпишите из текста три относительных прилагательных;

  2. выполните словообразовательный разбор слова тро­пинками;

  3. выполните синтаксический разбор предложения: Ран­ним утром мы собрали вещи в свои рюкзаки и отправились дальше.

У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца — истинное чу­довище. Оно состоит целиком из головы и необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми — они всегда голодны. А тут ещё по­стоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скво­речника.

Но скворцы — хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смот­рит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого по­коления.

(По А. Куприну)

Задания

  1. вариант:

  1. выпишите из текста все глаголы прошедшего времени;

  2. из 1-го абзаца выпишите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. Выполните его синтакси­ческий разбор;

  1. вариант:

  1. выпишите из 1-го абзаца все местоимения, определите их разряд;

  2. выпишите из 2-го абзаца предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. Выполните его синтакси­ческий разбор.

Знойный полдень

Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зе­лёный широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камы­ши стоят неподвижно.

Материк и чистые от трав протоки блестят зеркальным светом. Всё остальное пространство воды сквозь проросло разновидными во­дяными растениями. То яркие, то тёмные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и жёлтые водяные ли­лии, кувшинки и красные цветочки тёмной травы разнообразят зелё­ный ковер пруда.


Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна бли­зость воды и возможность освежить ею лицо и голову.

(По С. Аксакову)

Задания

  1. вариант:

  1. выпишите из 2-го абзаца слово с орфограммой «Н и нн в прилагательных»;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Материк и чистые от трав протоки блестят зеркальным светом.

  1. вариант:

  1. выпишите из 2-го абзаца глагол I спряжения;

  2. синтаксический разбор предложения: Белые и жёлтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки тёмной травы разнообразят зелёный ковер пруда.

Первый шаг

Даже большое путешествие по окрестности, друзья, начинается с первого шага за околицу. За околицей лужа, но она голубая, голубей, чем море. За околицей лопухи и крапива, они зелёные и непроходи­мые. И ветер за околицей тот же, что шумит над горами, пустынями и океанами. И ласковое солнце, что светит всему миру.

Чтобы переплыть океан на плоту, нужен совсем не плот. Нужно желание. Будет желание, и найдутся плот и океан. Если не будет же­лания, то не помогут ни дюжина плотов, ни полдюжины океанов.

Первый шаг — самое важное. Кто шагнул за околицу — тот уже не сможет остановиться.

(По Н. Сладкову)

Задания

  1. вариант:

  1. выпишите из 1-го абзаца слово, в котором есть непроизно­симая согласная;

  2. из двух последних абзацев выпишите порядковое числи­тельное;

  1. вариант:

  1. выпишите из двух последних абзацев имя прилагательное в форме превосходной степени;

  2. выпишите из текста слово с орфограммой «Не с существи­тельными».

Каждый, кто приметит журавлиный клин в высоком небе, пораду­ется гордо: «Видели журавлей? Журавли прилетели!»

Знаменитые журавлиные танцы — зрелище удивительно красивое и чуть комическое. Журавли грациозно изгибают длинную шею и размахивают крыльями, то неуклюже приседают на голенастых ногах, то взмывают в воздух, кружатся в замысловатом танце.

Журавли никогда не селятся колониями. Пары разбредаются на расстояние пяти-шести километров от гнезда. Пока самка занята на­сиживанием, журавль бдительно озирает окружающую местность и в случае опасности издаёт громкий крик.


Вылупляются птенцы на тридцатый день.

Июнь и июль отведены природой на рост и учёбу, а в августе на­чинается подготовка журавлей к отлёту.

И вот уже с курлыканьем потянулся журавлиный клин. Невольно с грустью подумаешь: журавли улетают на юг и лето уносят.

(По В. Чащарину)

Задания

  1. вариант:

  1. назовите часть речи, к которой принадлежит слово три­дцатый;

  2. выпишите из 2-го абзаца предложение с однородными членами, выполните его синтаксический разбор;

  1. вариант:

  1. выпишите из текста относительное местоимение;

  2. выпишите из 1-го предложения 2-го абзаца грамматиче­скую основу.

Повторение и систематизация изученного
в 5—6 классах


Мой друг Рыжик

Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным ка-


рандашиком. Потом Рыжик нашёл клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котёнок!

Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Ры­жиком в наш садик. Котёнок спрятался под кустиком сирени и на­блюдал за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек.

Так и остался жить в нашем доме Рыжик. Он стал моим настоя­щим другом.

(По В. Бианки)

Задания

Выполните синтаксический разбор предложения:

  1. вариант — 1-й абзац, 5-е предложение;

  2. вариант — 2-й абзац, 3-е предложение.

Выпишите из текста диктанта пять слов с орфограммами, изученными в 5 классе, графически обозначьте их.

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Зати­хает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по не­бу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

(По Б. Тимофееву)

I вариант:

  1. выпишите из 1-го абзаца глаголы I спряжения, выделите гласные в окончаниях;

  2. начертите схему предложения: Сильный порыв ветра вы­рывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.