ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 842
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II вариант:
-
выпишите из 1-го абзаца глаголы II спряжения, выделите безударные гласные в окончаниях; -
начертите схему предложения: Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт легкий пар.
***
Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.
Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду.
Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.
В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.
(По В. Арсеньеву)
Задание
Объясните графически пунктуацию 2-го и 3-го предложений (на усмотрение учителя).
О Михаиле Пришвине
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.
Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.
А вы, ребята, читали его книги?
(По А. Александрову) 115
Задание
Сделайте морфологический разбор слов:
-
вариант — Пришвина, -
вариант — к деревне. -
***
После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.
Мой дедушка — известный в своей округе лесник.
От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке росли заросли малины. В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод. Пьянеешь от их запаха!
Какая тишь! С ветки на ветку перепархивают птицы. Из-под куста вылезает ёж. Пошуршал в траве и исчез.
Доходим до рощи, а за ней на полянке избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пес Дружок.
(По К. Г\ Паустовскому)
Задание
Подчеркните грамматические основы предложений:
-
вариант — От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу; -
вариант — В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод.
Выпишите по пять слов на орфограммы, изученные в 5 классе.
***
День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.
Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле, и тишина растеклась по ней темнотой.
(По К.Г. Паустовскому)
Задание
-
вариант:
1} выпишите из 1-го абзаца слово, в котором есть корень с чередованием (,расстилаетея);
2) выполните синтаксический разбор предложения: Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи\
-
вариант:
-
выпишите из 2-го абзаца слово, в котором есть корень с чередованием (заблестели); -
выполните синтаксический разбор предложения: Ночь прикоснулась к земле, и тишина растеклась по ней темнотой.
***
У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заводями омутов, дарит удачную поклёвку, радует светлым журчанием на каменистых перекатах. И кто не мечтал найти её исток?! С трудом пробираешься сквозь густые заросли ивняка, стараешься пройти по узкому ручью. Куда же девалась богатырская ширь голубой речки? Останавливаешься в изумлении перед чистым зеркальцем родника и с наслаждением пьёшь из него воду.
Грустно становится, когда видишь иные наши родники. Многим людям дарят они отдых. Но попробуй напиться из родника, если вода в нём мутная, дно забито мусором. Тут только разведёшь руками и долго будешь ждать, пока отстоится вода. Но пить её уже нельзя.
(«Юный натуралист»)
Задание
11) (для обоих вариантов): объяснить графически безударные личные окончания глаголов;
2) I вариант: выпишите из 1-го абзаца глаголы с безударными личными окончаниями, орфограмму обозначьте;
II вариант: выпишите из 2-го абзаца слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, орфограмму обозначьте.
Гроза
Небо было покрыто тяжёлыми облаками, на юге стояла синеватая муть. Безветренный, неподвижный воздух замер в тишине.
Низкие лохматые тучи горели по всему небу яркими красками. Над головою тянулось большое расплывающееся облако с ярко- красными краями. Далеко на востоке нежно розовели круг лые облачка, а рядом скользила и медленно нарастала чёрно-лиловая гряда туч.
Вдруг ярко блеснула молния, небо словно растрескалось и с оглушительным грохотом посыпалось на землю. Молнии ярко-белыми стрелами летели на лес, гром яростно катился по небу из конца в конец, лес ревел и бился, дождь внезапно зашуршал по соломенной крыше и журчащими ручьями сбежал на землю. На севере громоздились удалявшиеся тучи и глухо грохотал гром. Над лесом, среди этих туч, плыл убывающий месяц. Было сыро и холодно, восток светлел.
(По В. Вересаеву)
Задание
-
вариант:
-
выпишите из текста по два слова с орфограммой «Правописание проверяемых безударных гласных в корне»; -
из 1-го абзаца выпишите сложное предложение, составьте его схему;
-
вариант:
-
выпишите из текста два сложных прилагательных, графически объясните их написание; -
из 2-го абзаца выпишите сложное предложение, составьте его схему.
Воздушная тревога
Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука и прислушались. Окно было тщательно заделано тёмным одеялом. Чтобы лучше
слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел в щель. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи, а в сером небе розовый Марс.
Разбудивший нас звук оказался воздушной тревогой. К ней присоединялся непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Окрестности кричали. Мы быстро оделись и побежали к детям. Мы завернули их в одеяла и осторожно, но торопливо спустились вниз по лестнице. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребёнка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня удивлёнными глазками. Он ничего не понимал и думал, что мы играем в его любимую игру — «в маленьких». Ему нравилось чувствовать себя грудным, когда ещё не умеешь говорить, ходить и есть с ложки, а только сосёшь соску.
(По В. Катаеву)
Задания
-
вариант:
-
выполните фонетический разбор слова одеялом; -
выполните синтаксический разбор предложения: Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука и прислушались',
-
вариант:
-
выполните фонетический разбор слова тёмным; -
выполните синтаксический разбор предложения: Мы завернули их в одеяла и осторожно, но торопливо спустились вниз по лестнице.
Старый дом
Старый пруд затянуло ряской. Мы спустились сюда из сада и спугнули плескавшихся здесь диких угок. Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла. Она быстро-быстро рассекала зелёную воду.
Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, который со всех сторон зарос липами и дубами. Валентин Петрович купил его, чтобы построить дом.
Мы прошли около берега и наблюдали за скользящими в тине серебристыми карасями. Рядом проглядывали остатки то ли плотины, то ли водопровода. Вскоре наша тропинка устремилась к дому, обрушенные стены которого выглядывали сквозь кусты.
Над полуобвалившимся домом наконец-то загорелось ласковое солнце. Среди редких облаков пролетел коршун. Он вдруг недоброжелательно прикрикнул на нас с высоты. Это был удивительный миг. И мне впервые было приятно слышать голоса дикой природы.
Мы осторожно побродили внутри пустого холодного дома по тёмным разломанным сгнившим доскам, и Валентин Петрович поделился планами его обустройства.
(По А. Грешневикову)
Задание
-
вариант:
-
выполните морфологический разбор слова неожиданно; -
выполните синтаксический разбор предложения: Мы прошли около берега и наблюдали за скользящими в тине серебристыми карасями;
-
вариант:
-
выполните морфологический разбор слова рядом; -
выполните синтаксический разбор предложения: Он вдруг недоброжелательно прикрикнул на нас с высоты.
Скворцы
Скворцы летели так целыми стаями над нашими головами. Но скоро стая вмиг рассеялась и чёрными диковинными плодами разместилась на ветках яблонь. Бока птиц блестели металлическим отливом. Жёлтые клювы чертили воздух.