ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 842

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II вариант:

  1. выпишите из 1-го абзаца глаголы II спряжения, выделите безударные гласные в окончаниях;

  2. начертите схему предложения: Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт легкий пар.

***

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустар­ника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они при­ближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду.

Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бро­силась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали про­являться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

(По В. Арсеньеву)

Задание

Объясните графически пунктуацию 2-го и 3-го предложений (на усмотрение учителя).

О Михаиле Пришвине

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в при­роду. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Си­бири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

(По А. Александрову) 115

Задание

Сделайте морфологический разбор слов:

  1. вариант — Пришвина,

  2. вариант — к деревне. -

***

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка — известный в своей округе лесник.

От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке росли зарос­ли малины. В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод. Пьянеешь от их запаха!


Какая тишь! С ветки на ветку перепархивают птицы. Из-под куста вылезает ёж. Пошуршал в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке избушка дедушки. Нас ра­достно встречают дедушка и пес Дружок.

(По К. Г\ Паустовскому)

Задание

Подчеркните грамматические основы предложений:

  1. вариант — От станции мы шли по просеке, потом свер­нули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу;

  2. вариант — В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод.

Выпишите по пять слов на орфограммы, изученные в 5 клас­се.

***

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропа­дать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле, и тишина растеклась по ней темнотой.

(По К.Г. Паустовскому)

Задание

  1. вариант:

1} выпишите из 1-го абзаца слово, в котором есть корень с чередованием (,расстилаетея);

2) выполните синтаксический разбор предложения: Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его ко­сые лучи\

  1. вариант:

  1. выпишите из 2-го абзаца слово, в котором есть корень с чередованием (заблестели);

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Ночь прикоснулась к земле, и тишина растеклась по ней темно­той.

***

У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заводями ому­тов, дарит удачную поклёвку, радует светлым журчанием на каменис­тых перекатах. И кто не мечтал найти её исток?! С трудом пробира­ешься сквозь густые заросли ивняка, стараешься пройти по узкому ручью. Куда же девалась богатырская ширь голубой речки? Останав­ливаешься в изумлении перед чистым зеркальцем родника и с наслаж­дением пьёшь из него воду.



Грустно становится, когда видишь иные наши родники. Многим людям дарят они отдых. Но попробуй напиться из родника, если вода в нём мутная, дно забито мусором. Тут только разведёшь руками и долго будешь ждать, пока отстоится вода. Но пить её уже нельзя.

(«Юный натуралист»)

Задание

11) (для обоих вариантов): объяснить графически безударные личные окончания глаголов;

2) I вариант: выпишите из 1-го абзаца глаголы с безударными личными окончаниями, орфограмму обозначьте;


II вариант: выпишите из 2-го абзаца слова с безударной про­веряемой гласной в корне слова, орфограмму обозначьте.

Гроза

Небо было покрыто тяжёлыми облаками, на юге стояла синеватая муть. Безветренный, неподвижный воздух замер в тишине.

Низкие лохматые тучи горели по всему небу яркими красками. Над головою тянулось большое расплывающееся облако с ярко- красными краями. Далеко на востоке нежно розовели круг лые облач­ка, а рядом скользила и медленно нарастала чёрно-лиловая гряда туч.

Вдруг ярко блеснула молния, небо словно растрескалось и с ог­лушительным грохотом посыпалось на землю. Молнии ярко-белыми стрелами летели на лес, гром яростно катился по небу из конца в ко­нец, лес ревел и бился, дождь внезапно зашуршал по соломенной крыше и журчащими ручьями сбежал на землю. На севере громозди­лись удалявшиеся тучи и глухо грохотал гром. Над лесом, среди этих туч, плыл убывающий месяц. Было сыро и холодно, восток светлел.

(По В. Вересаеву)

Задание

  1. вариант:

  1. выпишите из текста по два слова с орфограммой «Право­писание проверяемых безударных гласных в корне»;

  2. из 1-го абзаца выпишите сложное предложение, составьте его схему;

  1. вариант:

  1. выпишите из текста два сложных прилагательных, графи­чески объясните их написание;

  2. из 2-го абзаца выпишите сложное предложение, составьте его схему.

Воздушная тревога

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука и прислуша­лись. Окно было тщательно заделано тёмным одеялом. Чтобы лучше

слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел в щель. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи, а в сером небе ро­зовый Марс.

Разбудивший нас звук оказался воздушной тревогой. К ней присоединялся непрерывный крик паровоза на ближайшей стан­ции. Окрестности кричали. Мы быстро оделись и побежали к де­тям. Мы завернули их в одеяла и осторожно, но торопливо спусти­лись вниз по лестнице. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спяще­го ребёнка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня удивлёнными глазками. Он ничего не понимал и думал, что мы играем в его лю­бимую игру — «в маленьких». Ему нравилось чувствовать себя грудным, когда ещё не умеешь говорить, ходить и есть с ложки, а только сосёшь соску.


(По В. Катаеву)

Задания

  1. вариант:

  1. выполните фонетический разбор слова одеялом;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука и прислуша­лись',

  1. вариант:

  1. выполните фонетический разбор слова тёмным;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Мы за­вернули их в одеяла и осторожно, но торопливо спустились вниз по лестнице.

Старый дом

Старый пруд затянуло ряской. Мы спустились сюда из сада и спугнули плескавшихся здесь диких угок. Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла. Она быстро-быстро рассекала зелёную воду.

Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, который со всех сторон зарос липами и дубами. Валентин Петрович купил его, чтобы построить дом.

Мы прошли около берега и наблюдали за скользящими в тине се­ребристыми карасями. Рядом проглядывали остатки то ли плотины, то ли водопровода. Вскоре наша тропинка устремилась к дому, обру­шенные стены которого выглядывали сквозь кусты.

Над полуобвалившимся домом наконец-то загорелось ласковое солнце. Среди редких облаков пролетел коршун. Он вдруг недобро­желательно прикрикнул на нас с высоты. Это был удивительный миг. И мне впервые было приятно слышать голоса дикой природы.

Мы осторожно побродили внутри пустого холодного дома по тёмным разломанным сгнившим доскам, и Валентин Петрович поде­лился планами его обустройства.

(По А. Грешневикову)

Задание

  1. вариант:

  1. выполните морфологический разбор слова неожиданно;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Мы про­шли около берега и наблюдали за скользящими в тине сереб­ристыми карасями;

  1. вариант:

  1. выполните морфологический разбор слова рядом;

  2. выполните синтаксический разбор предложения: Он вдруг недоброжелательно прикрикнул на нас с высоты.

Скворцы

Скворцы летели так целыми стаями над нашими головами. Но скоро стая вмиг рассеялась и чёрными диковинными плодами размес­тилась на ветках яблонь. Бока птиц блестели металлическим отливом. Жёлтые клювы чертили воздух.