ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 846

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание

Запишите к диктуемым словам общеупотребительные сино­нимы.

  • Клёвый, прямой эфир, балдеть, вкалывать, слинять, транс­порт, беспредел, телек, крутой, наехать, прийти, машина.

Эмоционально окрашенные слова
Словарный диктант


  • Лазурный, голубой, юноша, юнец, старик, старичок, стари­кашка, бабушка, бабуля, сын, сыночек, сынишка, солнце, солнышко, обожать, любить, жена, жёнушка.

Задание

I Подчеркните экспрессивно окрашенные слова.

Распределительный диктант

Задание

I Распределите слова в две колонки: возвышенные и снижен­ные.

• Предназначение, подхалим, малевать, наушничать, юбчонка, пальтецо, мыкаться, шествовать, шушукаться, свершения, глашатай, отщепенец, приверженец, недурственный, изумительный, непреклон­ный, упёртый.

Творческий диктант

Задание

(Запишите в столбик слова. К каждому подберите нейтраль­ный синоним, составьте с ним словосочетание и запишите рядом.

• Очковтирательство, пустомеля, брюзга, разгильдяй, белобры­сый, бородища, домина, смазливый, крохоборство, бездарь.

Устаревшие и новые слова
Словарный диктант


• Афоризм, баталия, спутник, безрукавка, мерчендайзер, пуло­вер, дружина, заклёпка, металлургия, хирург, почтмейстер, шелом, тюнинг.

Задание

Новые слова подчеркните одной чертой, устаревшие — двумя.

Выборочный диктант

Задание

Выпишите из строк А.С. Пушкина устаревшие слова (архаиз­мы и историзмы). К архаизмам подберите синонимы.

  1. Бойцы сомкнулись, полетели навстречу рати удалой, сошлись — и заварился бой. 2) Орлов! Я встану под знамены твоих воинственных дружин. 3) Запомни же ныне ты слово моё: воителю слава — отрада.

  1. Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она? 5) С дру­жиной своей в цареградской броне князь по полю едет на верном коне.

Задание

I Запишите только неологизмы, с тремя составьте предложе- I ния.

• Радио, телевизор, видеомагнитофон, ракетодром, прилунить­ся, лунотрясение, космохимик, космонавт, перестройка.

Исконно русские и заимствованные слова
Словарный диктант



• Ружьё, бульон, галерея, постараться, форточка, царевич, бу­лочная, вертеться, победить, пассатижи, огурец, джинсы, карандаш.

Задание

|| Подчеркните заимствованные слова.

Выборочный диктант

Задание

|| Запишите к заимствованным словам русские синонимы.

  1. На соревнованиях школьная баскетбольная команда потер­пела фиаско. 2) На концерте превалировали вокальные исполните­ли. 3) Мне презентовали очень милый сувенир. 4) После долгих де­батов мы решили пойти в поход в следующие выходные. 5) В вашем ответе много дефектов.

Творческий диктант

Задание

Запишите к диктуемым словам русские синонимы. Придумай­те предложения с такими лексическими заменами.

• Шоу, хит, рейтинг, электорат, имидж, сникерс, сэндвич.

Фразеологизмы
Словарный диктант


• Обвести вокруг пальца, кукольное личико, собаку съел, как гром среди ясного неба, медвежья походка, медвежья услуга, пуганая ворона, медведь на ухо наступил, ворон считать.

Задание

Запишите сочетания слов. Подчеркните те из них, которые не являются фразеологизмами.

Распределительный диктант

Задание

Запишите в две колонки: 1) фразеологизмы со словами- синонимами; 2) фразеологизмы со словами-антонимами.

  • Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, переливать из пустого в порожнее, чёрным по белому, с больной го­ловы на здоровую, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невре­дим, от мала до велика.

Творческий диктант

Задание

Вместо диктуемых фразеологизмов запишите синонимичные им фразеологические сочетания. С двумя из них составьте пред­ложения.

  • Как снег на голову, тёртый калач, задирать нос, без году неде­ля, сесть в лужу, семи пядей во лбу.

Контрольные диктанты

Мещёрский край

В Мещерском крае много каналов. Сейчас эти каналы заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и вёрткие вьюны. Каналы эти очень красивы. Заросли свисают над водой тёмными арками. Весной по каналам можно пробиться в лёгкой лодке на десятки километров.



Иногда высокий камыш перегораживает путь сплошной плоти­ной. По берегам растёт белокрыльник. Листья его немного похожи на листья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая поло­са. Я прикасаюсь веслом ко мху, и из него вылетает густым облаком зелёная пыль. Тишина нарушается только звоном комаров и вспле­сками рыб. Плавание всегда приводит к лесному озеру или к лесной реке. На берегах этих рек в глубоких норах живут водяные крысы. Они выползают из норы, ныряют очень глубоко и выплывают со страшным шумом.

(По К.Г. Паустовскому)

Задания

  1. вариант

  1. выпишите из 1-го абзаца три слова, к которым можно по­добрать синонимы (гнездятся — живут, вёрткиешустрые, красивыхороши);
  2. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


выпишите из 1-го абзаца многозначное слово, приведите примеры употребления этого слова в других значениях (каналводный путь, каналспособ доставки чего-либо, канал зуб­ной).

  1. вариант

  1. выпишите из 2-го абзаца три слова, к которым можно по­добрать синонимы (прикасаюсьдотрагиваюсь, звоном ко­маровписком комаров, страшным шумомбольшим шу­мом);

  2. из 2-го абзаца выпишите многозначное слово, приведите примеры употребления этого слова в других значениях (страш­ныйнекрасивый, страшныйужасающий, страшныйбольшой).

Памятники столицы

Лобное место — древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с оградой из де­рева под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в цен­тре Троицкой площади, а с середины 17-го века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника царского престола, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел бу­дущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Верб­ное воскресенье патриарх раздавал царю и боярам освящённую вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(По В. Бутромееву)

Задания

  1. Подчеркните в тексте устаревшие слова.

  2. Объясните значение 2—3 устаревших слов.

  3. Найдите в тексте устаревшее слово, в котором звуков больше, чем букв. Выполните его фонетический разбор.

Свет дружбы

Мальчишкой я услышал из уст моей бабушки интересную леген­ду. Дивными мелодичными песнями поведала она мне историю двух холмов около нашего селения. В них люди похоронили храброго вои­на Изамбая и его верную жену Татьяну. Он был простой чуваш, а она дочь русского стрельца из города Ярославля.


В легенде говорится о походе храброго воина Изамбая вместе с Мининым и Пожарским против продажных бояр и польских захватчи­ков, о прибытии в далёкий русский город Ярославль. Люди в этом го­роде радушные. Здесь и встретился воин с той, которая заворожила сердце чувашского джигита. Её лицо сияло солнцем, а глаза были ярче самых ярких небесных звёзд. Полюбили девушка из Ярославля и чу­вашский воин друг друга великой любовью. Света белого друг без дру­га не видели. Когда Москва была освобождена, поехала русская краса­вица вместе с любимым в Чувашию. Это край великой России, где небо голубое. И назвали её чуваши любовно Инге. Это значит красавица.

(По М Юхме)

Задания

  1. Выпишите из текста устаревшие слова. Замените их, где это возможно, современными синонимами.

  2. Выпишите из текста заимствованные слова. Замените их ис­конно русскими синонимами. Составьте с ними словосочетания.

  3. Выпишите из текста фразеологизм. Составьте с ним пред­ложение. Выполните его синтаксический и пунктуационный раз­бор.

Царь-пушка

Огнестрельное оружие потому так называется, что в далёкие вре­мена всё начиналось с огненных стрел. Слово «стрелять» пошло от той стрелы, которую с горящей паклей на наконечники запускали враги в город при его осаде.

Первый на свете выстрел прогремел почти тысячу лет назад из пушки, которую арабы называли модфа. Она стояла на подставке без колёс.

В России пушку без колёс называли бомбардой. Ей шестьсот лет. Её возили на телеге. Это была Царь-пушка. Она в те далёкие времена была самая большая. В Кремле рядом с ней лежат пирамидкой гро­мадные чугунные ядра. Но если вы думаете, что ими Царь-пушка стреляла, то точно попадёте впросак! Она должна была палить мел­кими ядрышками. Однако стрелять великанше так и не пришлось. Вот бы так всем пушкам на свете!

(По А. Дитриху)

Задания

  1. 1) Подчеркните устаревшие слова;

2) из первого абзаца выпишите 1—2 слова, к которым можно подобрать синонимы, запишите к ним антонимы.

  1. 1) Выпишите заимствованное(-ые) слово(-а);

2) из второго абзаца выпишите многозначные слова, приве­дите примеры переносного употребления этих слов.

  1. 1) Найдите и выпишите фразеологизм, объясните его зна­чение, подобрав несколько фразеологизмов-синонимов;