Файл: Практические (ситуационные) задачи по дисциплине корпоративная социальная ответственность проблемноаналитические задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и управления

Направление: 38.03.02 Менеджмент

Форма обучения: заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Корпоративная социальная ответственность


Группа Го19М111

Студент

Мымрик В.А.

МОСКВА 2023
ПРАКТИЧЕСКИЕ (СИТУАЦИОННЫЕ) ЗАДАЧИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Проблемно-аналитические задания

Задание № 1

Крупнейший банк Великобритании «Co-operative bank» - один из лидеров в распространении принципов социальной ответственности в банковской сфере.
Важный документ, регулирующий его деятельность, - «Политика этических инвестиций». Она включает 8 пунктов, где описывается позиция компании в отношении социальных инвестиций, определяющих ее отказ от участия в сделках по продаже оружия представителям диктаторского режима, от инвестиций в табачные компании и организации, занимающиеся производством и продажей натурального меха.
«Co-operative bank» стал одним из первых английских банков, опубликовавших ежегодный отчет (за 1997 г.) о политике и программе социальной ответственности. Компания регулярно проходит социальный аудит и основывает свою маркетинговую политику на этическифх принципах.
Помимо внедрения КСО в деловую практику, публикации своей политики и отчетов, банк расходует более 3,2 млн. долл. США на различные общественно значимые программы.

Задание:

1. Определите, какой концепции корпоративной социальной ответственности придерживается данная компания. Охарактеризуйте данную концепцию.
2. Какие выгоды извлекает компания из публикаций своих ежегодных отчетов о политике и программе социальной ответственности?


Ответ:


1. Компания «Co-operative bank» придерживается комбинированной модели КСО – это совместная социальная ответственность, включающая этические принципы, правовые нормы и соблюдение экономических интересов. Согласно модели корпоративной ответственности Арчи Кэррола (4-уровневая модель), в концепции не так сильно представлена филантропия. Все остальные уровни присутствуют.
В корпоративном отчете банка говорится о значении этических принципов, компания позиционирует себя как банк, «в основе которого лежат ценности и этика», действующий честно и прозрачно. Также говорится о развитой сети филиалов банка и их роли в экономической деятельности регионов. Благодаря «плотной сети филиалов» в различных, в том числе отдаленных регионах Европы и мира, отделения банка «являются неотъемлемой частью местного сообщества».
2. Публикуя ежегодные отчеты о политике и программе социальной ответственности, «Co-operative bank» извлекает определенные выгоды, такие как повышение лояльности клиентов в регионах присутствия, и растущий авторитет в административной среде, и повышение рейтинга в банковской среде, благодаря повышению коэффициента на фондовых биржах. Как известно, для оценки результативности компаний с участием КСО и её устойчивого развития были разработаны фондовые индексы, такие как «Dow Jones Sustainability Index» (DJSI) и FTSEGOOD. Данные индексы дают возможность получить дополнительную прибыль за счет продажи акций финансовых корпораций.


Задание № 3

«Корпоративные социальные программы»

Внутрикорпоративная благотворительная программа РОСБАНКА «Право помогать есть у каждого».
«Право помогать есть у каждого» представляет собой программу поддержки Банком частных пожертвований сотрудников. В рамках этого проекта сотрудники Банка имеют возможность самостоятельно определить, каким организациям они хотели бы перечислить часть своей зарплаты. А Банк со своей стороны поддерживает подобные инициативы и удваивает эту сумму. Участие в подобной программе позволяет многим сотрудникам реализовать свою потребность помогать нуждающимся.
В настоящее время в базе данных программы находится шесть проектов, которым сотрудники могут оказать финансовую помощь:
- Общество помощи аутичным детям «Добро»;
- Хоспис № 2 УЗ САО г. Москва;
- Региональный общественный фонд содействия охране здоровья детей «Здоровый ребенок»;


- Благотворительный фонд «Мир счастливого детства»;
- Региональная общественная организация инвалидов «Центр гуманитарных программ»;
- Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- (Проект был начат в конце декабря 2002 года и продолжается в настоящее время).


Задание:

1. Определите, к какому виду социальных программ относится данная программа. Какие виды еще могут быть использованы банком?
2. Какие задачи ставит руководство банка?

Ответ:


1. Данная программа относится к сфере благотворительности (филантропии), которая, по теории, относится к наивысшему уровню Корпоративной социальной ответственности. В то же время, благотворительная помощь осуществляется за счет пожертвований сотрудников, одновременно поддерживаемых корпоративно.
2. Благодаря тому, что сотрудники РОСБАНКА могут выбирать, в какие организации жертвовать, какую сумму из своих доходов отправить на благотворительность, руководство банка решает несколько задач: поддерживает множество благотворительных программ, развивает добровольческую деятельность, осуществляет организованную помощь фондам и организациям по различным направлениям – помощь детям, людям с ОВЗ, экологические программы и т. д. Действуя через своих работников, филантропические цели достигаются наиболее естественным путем. Уровень сознательности сотрудников также возрастает, как и их лояльность к РОСБАНКУ.
Создание привлекательных условий труда, возможностей для профессионального и карьерного роста, а также формирование корпоративной культуры, основанной на общегуманитарных ценностях, позволяет компаниям привлекать и удерживать перспективных квалифицированных специалистов, а также повышать лояльность персонала. Западные исследования показывают, что при прочих равных условиях соискатели с большой вероятностью отдают предпочтение трудоустройству в социально ответственные компании.

Комплексное проблемно-аналитическое задание

Исходные данные:

Студентам предлагается изучить Руководство по отчетности и составить нефинансовый отчет КСО по выбранной организации. В настоящее время существует большое разнообразие специальных международных принципов КСО и стандартов отчетности по КСО. Основными международными принципами в области КСО являются:  Глобальный договор (Global Compact)  Глобальные принципы Салливана (Global Sullivan Principles).

Таблица 1


Глобальный договор предлагает компаниям обеспечить – в рамках своей сферы влияния – соблюдение, поддержку и внедрение ряда основных ценностей в области прав человека, трудовых норм, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией

Права человека
Принцип №1. Деловые круги должны поддерживать и уважать подход, предусматривающий защиту международных прав человека в их сферах влияния.

Принцип № 2. Деловые круги не должны быть причастными к нарушениям прав человека.

Трудовые отношения
Принцип № 3. Деловые круги должны поддерживать свободу ассоциаций и эффективное признание права на коллективный договор

Принцип № 4. Деловые круги должны поддерживать ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда

Принцип № 5. Деловые круги должны поддерживать эффективную ликвидацию детского труда.

Принцип № 6. Деловые круги должны поддерживать ликвидацию дискриминации при найме на работу и в профессиональной деятельности

Окружающая среда
Принцип № 7. Деловые круги должны поддерживать осторожный подход к экологическим вопросам.

Принцип № 8. Деловые круги должны предпринимать инициативы в поддержку усиления экологической ответственности

Принцип № 9. Деловые круги должны поощрять разработку и распространение экологически безопасных технологий.

Борьба с коррупцией
Принцип № 10. Деловые круги должны бороться со всеми проявлениями коррупции, включая вымогательство и взяточничество




Корпоративные социальные отчеты строятся на международных принципах нефинансовой отчетности и стандартов. Основными рекомендациями, на которых ориентируются составители корпоративных социальных отчетов, являются рекомендации международных организаций:  Нормы ООН относительно обязанностей компаний в области прав человека;  Соглашения МОТ;  Рекомендации организации экономического сотрудничества и развития для ТНК и др. Это международный процесс, рассчитанный на длительный период времени и осуществляемый с участием различных заинтересованных сторон, миссией которого является разработка и распространение применимого в глобальном масштабе Руководства по отчетности в области устойчивого развития («Руководства»). Руководство предназначено для добровольного использования организациям в процессе отчетности по экономической, экологической и социальной составляющим их деятельности, продукции и услуг.

Цель Руководства состоит в том, чтобы помочь организациям, публикующим отчеты, и сторонам, заинтересованным в их деятельности, выявить и осознать вклад организации в устойчивое развитие корпорации. Руководство по отчетности в области устойчивого развития, разработанное Глобальной инициативой по отчетности (GRI) в 2000 г. дает рекомендации по содержанию отчета и перечню экономических, экологических и социальных показателей. Соблюдение принципов.

Руководства GRI – дело сугубо добровольное. Одни компании представляют отчетность в полном соответствии с этим руководством, а другие компании при подготовке нефинансовых отчетов использует его лишь частично. Публиковаться отчеты могут как в печатной, так и в электронной форме. Об этом свидетельствует статистика английской консалтинговой 3 компании Next Step Consulting, которая поддерживает сайт, осуществляющий сбор и распространение корпоративной социальной отчетности.

Таким образом, практика составления нефинансовых отчетов показывает следующее:

1) За рубежом практика публикаций нефинансовых отчетов стала нормой развития бизнеса этих стран;

2) Устойчивый спрос на нефинансовую информацию со стороны сообщества, который постоянно растет. Причем это более характерно странам ЕС и Северной Америки;

3) Правительства развитых стран приняли соответствующие законодательства, регламентирующие представление нефинансовой отчетности;

4) Деловое сообщество инициировало разработку международных универсальных стандартов социальной отчетности. Стандарты, получившие наибольшее распространение: GRI и AA1000;

5) Вслед за ведением практики верификации нефинансовой отчетности были разработаны и стандарты верификации нефинансовой отчетности.
Таблица 2

Стандарт

Краткое описание

Глобальная инициатива по

составлению отчетов (GRI) www.elobalreporting.org

Утверждена в 1997 г. Ее миссия- создание универсально применимых руководящих принципов подготовки отчетов по устойчивости компаний, включающих социальные индикаторы и индикаторы, относящиеся к внешней среде. GRI созвана Коалицией экологически ответственных экономик (CERES) и работает при активном участии корпораций, негосударственных организаций, международных организаций/агентств ООН, консультантов, аудиторских компаний, бизнес-ассоциаций, университетов и других лиц и организаций со всего мира. В 1999 г. GRI выпустила. Проект руководящих принципов для широкого обсуждения и пилотного тестирования.

Стандарты Саншайн по составлению корпоративных отчетов для

заинтересованных сторон 

www.stakeholderalliance.org/sunstds.html

Приняты в 1996 г. основанным в Вашингтоне (округ Колумбия, США) Альянсом стейкхолдеров – ассоциацией, объединяющей природоохранные и религиозные организации, а также организации по защите прав потребителей. В Стандартах Саншайн приводятся руководящие принципы относительно того, какую информацию корпорации должны регулярно представлять в ежегодном «Корпоративном отчете для заинтересованных сторон». Стандарты охватывают широкий спектр тематических направлений: «информация, предоставляемая клиентам» (о продукции и услугах), «информация, предназначенная для сотрудников» (гарантии занятости, безопасности и здравоохранения, равные возможности при найме), «информация, предназначенная для местного сообщества» (структура собственности, финансовые показатели, воздействие на внешнюю среду, объем налоговых выплат, количество созданных рабочих мест, инвестиции и благотворительная деятельность), «информация для широких слоев общественности» (торговля с враждебными странами, выполняемые государственные заказы, штрафы, взысканные с компании)

Социальная ответственность 8000 (SA8000), www.sai.ore

Это стандарт, в котором уточняются необходимые соблюдения социальной ответственности компании. Требования этого стандарта применимы вне зависимости от географического расположения, принадлежности к определенной отрасли промышленности или размера компании. Стандарт был разработан Советом по экономическим приоритетам. Аккредитационного агентства (www.cepaa.org). Он охватывает стандарты и мониторинговые программы по таким тематическим направлениям, как детский труд, дисциплинарная практика, не дискриминация, зарплата и льготы, рабочее время, здравоохранение и безопасность, свобода объединения и заключения коллективного договора, а также системы управления

AccountAbility 1000 series (AA1000S)

Это международный стандарт, который был разработан

www.accountability.org.uk

Институтом социальной и этической ответственности в 1999 г. Он предназначен для измерения результатов 5 деятельности компании с этических позиций. Стандарт предоставляет компаниям процедуру и набор критериев, при помощи которых может быть осуществлен социальный и этический аудит их деятельности. Стандарт охватывает такие направления социальной активности компаний, как воздействие на окружающую среду и трудовые отношения




Финансовая корпорация "УРАЛСИБ" одна из первых российских компаний, которая начала готовить публичные нефинансовые отчеты с учетом требований международного стандарта GRI (Global Reporting Initiative). Первый социальный отчет Корпорация опубликовала в 2004 году. Мы рассматриваем нефинансовую отчетность как публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и всего общества о механизмах с помощью которых «УРАЛСИБ» реализует заложенные в стратегических планах цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

Публичный интегрированный отчет о деятельности ФК "УРАЛСИБ" в области устойчивого развития за 2011 год подготовлен в соответствии с Руководством по отчетности в области устойчивого развития – Global Reporting Initiative (GRI) по версии G 3.1 и прошел внешнее заверение в GRI которая подтвердила его соответствие наивысшему уровню применения стандарта "А". Ключевые показатели эффективности представлены с учетом рекомендаций Международного совета по интегрированной отчетности (The International Integrated Reporting Council / IIRC).

Информация в Отчете структурирована по нескольким направлениям — корпоративное управление, ответственный бизнес, управление персоналом и внутренняя социальная политика, взаимодействие с обществом и воздействие на окружающую среду. В общей сложности в Отчете раскрыто свыше 140 показателей деятельности в соответствии со стандартом GRI. Отчет содержит подробное описание четырех приоритетных направлений 6 развития Корпорации: повышение качества активов и управленческих процессов, развитие линейки социально ориентированных продуктов, развитие корпоративной культуры, формирование системы корпоративного управления на основе ценности.


Публичный интегрированный отчет о деятельности ФК "УРАЛСИБ" в области устойчивого развития за 2011 год http://media.rspp.ru/document/1/0/1/0149b3247a7dc44341eff632371c8476.pdf
Сертификат соответствия стандартам GRI Свидетельство об общественном заверении в РСПП
Выписка из протокола заседания Совета РСПП
Рейтинг уровня качества годового отчета за 2011 год

Задание:

Составьте нефинансовый отчет КСО по выбранной организации на примере корпорации «УРАЛСИБ».
Ответ:
В отчете УРАЛСИБ по устойчивому развитию присутствуют следующие элементы КСО:
1. Содействие экономическому развитию страны - участие Банка в национальных и региональных проектах, которые способствуют повышению инвестиционной привлекательности и перспективному социально-экономическому развитию территориальных субъектов, в том числе особое внимание уделяется развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, а также участию в системе государственно - частного партнёрства при реализации инфраструктурных проектов.
2. Обеспечение доступности финансовых услуг - качественное развитие филиальной сети Банка, развитие удаленных каналов банковского обслуживания, обеспечение доступности финансовых услуг для людей с ограниченными возможностями.
3. Повышение уровня финансовой грамотности населения - реализация специальных программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, осведомленности клиентов о продуктах и услугах Банка, в том числе бесплатное дистанционной и очное обучение предпринимателей для старта и развития бизнеса.
4. Добросовестные деловые практики - соблюдение принципов добросовестной конкуренции, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, борьба с коррупцией, содействие продвижению государственной стратегии корпоративной социальной ответственности в деловом сообществе.
5. Предложение социально-ориентированных продуктов и услуг - развитие продуктов и услуг, способствующих решению социальных задач, включая развитие жилищного кредитования, специальные предложения для пенсионеров, обеспечение проведения государственных социальных трансфертов и налоговых платежей.
6. Приверженность принципам социальной ответственности в работе с персоналом - повышение прозрачности кадровых процедур и системы мотивации труда, охрана труда и обеспечение безопасности персонала, социальные льготы и гарантии, развитие программ обучения и повышения квалификации сотрудников.
7. Поддержка и развитие местных сообществ - участие Банка в реализации различных инициатив, в том числе внимание к развитию предпринимательства, и других проектов, способствующих развитию местных сообществ и локальных территорий, на которых он осуществляет свою деятельность.
8. Благотворительность и спонсорство - участие Банка в различных благотворительных и волонтерских программах.

Основные экологические аспекты деятельности Банка:
1. Стремление максимально снизить негативное воздействие на окружающую среду - путем снижения количества потребляемых энергоресурсов, а также использования в своей деятельности энергоэффективных технологий.
2. Проведение экологических мероприятий - путем организации и проведения специальных акций.
3. Снижение нагрузки на природу осуществляется за счёт экономии электроэнергии во всех филиалах банка. ПАО «БАНК УРАЛСИБ» планомерно добивается снижения потребления практически всех видов потребляемой Банком топливно-энергетических ресурсов, за исключением лишь автомобильного бензина и дизельного топлива

Банк придерживается принципов открытости и прозрачности в отношении публикуемых сведений. Финансовые отчеты, кредитные и иные риски, принципы кадровой политики, сведения об аффилированных лицах и ведущих сотрудниках банка, членах правления, наблюдательного совета и иные данные публикуются ежегодно, в полном объеме. Проводится внутренний и внешний аудит компании, в том числе в отношении корпоративной социальной ответственности.

Стремления ФК «УРАЛСИБ» направлены на построение социальной модели предпринимательства, в основе которой – синергия стратегических интересов бизнеса, государства и общества. Это основа устойчивого развития, согласно принципам которого каждый продукт, услуга или инициатива соответствуют потребностям и интересам ее получателя и создают, таким образом, ценность для общества.

Корпоративная социальная ответственность для ФК «УРАЛСИБ» является одним из неотъемлемых элементов стратегического развития, основой философии построения бизнеса. Элементы социальной ответственности прочно интегрированы практически во все внутренние процессы и процедуры Корпорации – от разработки стратегии до реализации конкретных программ и инициатив.

Миссия Финансовой корпорации «УРАЛСИБ» – повышать качество жизни населения, развивать предпринимательскую активность, предоставляя клиентам комплексы финансовых продуктов и услуг, быть примером по эффективности ведения бизнеса в ключевых секторах российского финансового рынка. Формулируя миссию, Корпорация внимательно проанализировала и постаралась учесть интересы и ожидания своих главных стейкхолдеров: клиентов, акционеров, стратегических партнеров и инвесторов, бизнес-партнеров, сотрудников, общества и государства.

Система корпоративных ценностей ФК «УРАЛСИБ» закреплена в Кодексе корпоративной этики и является основой построения взаимоотношений со всеми группами заинтересованных лиц, ориентиром и элементом ведения бизнеса. Корпоративные ценности ФК «УРАЛСИБ» — это результативность, деловая репутация, доверие рынка, социальная ответственность и партнерство, инновационность, персонал, единая корпоративная культура и корпоративное единство.

Все перечисленные ценности реализуются через определенные стратегии, которые отражают основные направления, например, стратегия социальной ответственности и партнерства, стратегия инновационности, стратегия корпоративного единства.

Кадровая стратегия Финансовой корпорации УРАЛСИБ определяется не только потребностями в квалифицированных специалистах, но и включает развитие сотрудников в плане личностного роста, обучение и образование, социальные гарантии, мотивацию и другие аспекты.

Одним из стратегических направлений развития ФК «УРАЛСИБ» является реализация благотворительных и социальных инициатив и проектов. Данные проекты осуществляются при поддержке Корпоративного благотворительного фонда Банка «УРАЛСИБ», сотрудников-волонтеров, а также негосударственных фондов и организаций. Основными направлениями благотворительной и социальной деятельности Корпорации являются забота о детях, поддержка спортивных программ для молодежи, участие в культурных инициативах на федеральном уровне и в регионах.

Корпорация также реализует социально ориентированные информационно-просветительские программы в СМИ, направленные на повышение финансовой грамотности населения. В рамках данных программ задействованы средства массовой информации, в том числе радио и телевидение.