Файл: Практическая работа 1. Образовательные информационные ресурсы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Команда ветвления

Полное ветвление:

IF условие

THEN действия при выполнении условия

ELSE действия в противном случае;

Неполное ветвление:

IF условие

THEN действия при выполнении условия;

Условие может быть составным (состоящим из нескольких условий). Условия соединяются между собой логическими выражениями:

NOT – не OR – или AND – и

Примеры задач.

    1. Даны 2 числа. Найти минимальное.

Program chisla;

Var a,b,min: real;

Begin

writeln(‘введите 2 числа’);

readln (a,b);

if a
then min:=a

else min:=b;

writeln(‘минимум=’,min:0:2);

End.

    1. Найти максимум из трех целых чисел.

Program Max;

Var a,b,c,max :integer;

Begin

writeln (‘ введите три целых числа’);

readln (a,b,c);

if (a>b) and (a>c)

then max:=a;

if (b>a) and (b>c)

then max:=b;

if (c >b) and (c>a)

then max:=c;

writeln(‘максимум=’,max)

End.

    1. Составьте программу, которая из трех чисел, введенных с клавиатуры, возводит в квадрат положительные, а отрицательные оставляет без изменения.

Program Zamena;

Var a,b,c: real;

Begin

Writeln( ‘введите три числа’);

Readln (a,b,c);

if (a>0)

then a:=sqr(a);

if (b>0)

then b:=sqr(b);

if (c>0)

then c:=sqr(c);

writeln(‘a=’,a:0:2, ‘ b=’,b:0:2, ‘ c=’,c:0:2);

End.
Задания.

Студенты решают задачи на компьютерах по вариантам с помощью среды программирования PascalABC.

Карточка №1

  1. Даны 3 числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень – отрицательные.

  2. Подсчитать количество отрицательных чисел среди чисел a, b, c.

  3. Для вещественных x,y,z вычислить max(x+y+z,xyz).

  4. Вычислить значение функции .

  5. Вычислить значение функции .

Карточка №2

  1. Даны действительные числа x и y, не равные друг другу. Меньшее из этих двух чисел заменить половиной их суммы, а большее – их удвоенным произведением.

  2. Подсчитать количество чисел больших 4 среди чисел a, b, c.

  3. Для вещественных x,y,z вычислить min(x+y+z/2,x+yz).

  4. Вычислить значение функции .

  5. Вычислить значение функции .


Карточка №3

  1. Даны целые числа m и n. Если числа не равны, то заменить эти числа их произведением, а если равны, то заменить числа нулями.

  2. Подсчитать количество положительных чисел среди чисел a, b, c.

  3. Написать программу нахождения суммы большего и меньшего из 3-х чисел.

  4. Вычислить значение функции .

  5. Вычислить значение функции .


Практическая работа №5.

Решение циклических задач средствами языка Паскаль.
Цель работы: закрепление навыков решения циклических задач на языке Паскаль.
Оборудование: персональный компьютер, программа PascalABC, методические указания по работе (в электронном виде находятся в папке «Методические указания» на рабочем столе компьютера), карты-задания
Содержание и последовательность выполнения практической работы:

  1. Инструктаж по технике безопасности

  2. Выполнение практического задания


Теория.

Цикл с предусловием.

While условие do

begin

действия

end;

Цикл повторяется до тех пор, пока выполняется условие.

Цикл с параметром.

FOR счетчик: =начальное значение TO конечное значение DO

begin

действия

end;

Начальное значение счетчика должно быть меньше конечного. При каждом выполнении цикла значение счетчика увеличивается на единицу.

Примеры задач.

    1. Вычислить значение функции для всех x от 0 до π с шагом π/6. Вывести все полученные значения.

Program funct;

Var x,y: real;

Begin

x:=0;

while x<=6.28 do

begin

y:=sin(x);

writeln(‘x=’,x:0:2, ‘ y=’,y:0:2);

x:=x+3.14/6

end;

End.

    1. Вычислить

Program summa;

Var i: integer;

x,s:real;

Begin

writeln(‘введите x’);

readln (x);

s:=0;

for i:=1 to 15 do

begin

s:=s+x+sqr(i);

end;

writeln(‘s=’,s:0:2);

End.

    1. Вычислить значения функции для x от -2 до 3 с шагом 0,4.

Program funct;

Var x,y: real;



Begin

x:=-2;

while x<=3 do

begin

if x>0

then y:=2*sqr(x)-3

else y:=abs(x-5);

writeln(‘x=’,x:0:2, ‘ y=’,y:0:2);

x:=x+0.4

end;

End.

    1. Дано натуральное число n. Вычислить .

Program proiz;

Var i,n: integer;

p:real;

Begin

writeln(‘введите n’);

readln (n);

p:=1;

for i:=1 to n do

begin

p:=p*(i-2);

end;

writeln(‘p=’,p:0:2);

End.

Задания.

Студенты решают задачи на компьютерах по вариантам с помощью среды программирования PascalABC.

Карточка №1

  1. Вычислить значения функции для x от 2 до 4 с шагом 0,4.

  2. Дано натуральное число n. Вычислить .

  3. Дано натуральное число n и действительное число x. Вычислить .

  4. Дано натуральные числа n и m. Вычислить значение суммы .

  5. Дано действительное число y. Увеличивать его в 3 раза до тех пор, пока оно не будет больше 40.

Карточка №2

  1. Вычислить значения функции для x от 1 до 3 с шагом 0,5.

  2. Дано натуральное число n. Вычислить .

  3. Дано натуральное число n и действительное число x. Вычислить .

  4. Даны натуральные числа n и m. Вычислить значение суммы .

  5. Дано действительное число х. Уменьшать его на 5 до тех пор пока оно не будет меньше 0.

Карточка №3

  1. Вычислить значения функции для x от 0 до 5 с шагом 0,5.

  2. Дано натуральное число n. Вычислить .

  3. Дано натуральное число n и действительное число x. Вычислить .

  4. Дано натуральные числа n и m. Вычислить значение произведения .

  5. Дано действительное число х. Увеличивать его на 3 до тех пор пока оно не будет больше 25.

Карточка №4

  1. Вычислить значения функции для x от -2 до 2 с шагом 0,4.

  2. Дано натуральное число n. Вычислить .

  3. Дано натуральное число n и действительное число x. Вычислить .

  4. Даны натуральные числа n и m.Вычислить значение произведения .

  5. Дано действительное число y. Уменьшать его в 2 раза до тех пор, пока оно не будет меньше 10.



Практическая работа №6.

Решение задач с использованием одномерных массивов.
Цель работы: закрепление навыков решения задач с использованием одномерных массивов на языке Паскаль.
Оборудование: персональный компьютер, программа PascalABC, методические указания по работе (в электронном виде находятся в папке «Методические указания» на рабочем столе компьютера), карты-задания
Содержание и последовательность выполнения практической работы:

  1. Инструктаж по технике безопасности

  2. Выполнение практического задания


Теория.

В повседневной и научной практике часто приходится встречаться с информацией, представленной в табличной форме. Вот, например, таблица, содержащая значения температуры, за определенный год.

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Температура

-21

-18

-7,5

5,6

10

18

22,2

24

17

5,4

-7

-18

Такую таблицу называют линейной. Она представляет собой последовательность упорядоченных чисел. Если требуется какая-то математическая обработка данных, то для их обозначения вводят индексную символику.

Например:

Т1 – температура января;

Т5 – температура мая;

В общем виде множество значений, содержащихся в таблице, можно обозначить так: { Ti }, I = 1,2,3, …,12.

Порядковые номера элементов называются индексами. Индексированные величины удобно использовать для записи их математической обработки: . По данной формуле можно подсчитать среднегодовую температуру.

В языке Паскаль для записи линейных таблиц используют структурированный тип данных, который называется одномерным массивом. Одномерный массив представляет собой совокупность пронумерованных однотипных значений, имеющих общее имя. Элементы массива обозначаются переменными с индексами. Индексы записывают в квадратных скобках после имени массива.


Например: T[1], T[5], T[I] и т.п.
Описание одномерных массивов:

Переменная типа одномерный массив описывается в разделе описания переменных в следующем виде:

var имя массива: array[1..n] of тип;

n – количество элементов массива.

Пример: var T: array [1..12] of real;

Обработка массивов в программах производится поэлементно. Обращаются к элементам массива, указывая индекс.

Ввод массива (чтение массива):

writeln(‘введите ’,n,‘ элементов массива’);

for i:=1 to 12 do

readln (t[i]);

Выводмассива:

writeln(‘массив’);

for i:=1 to 12 do

writeln (‘t[’,i,‘]=’, t[i]:0:2);

Примеры задач.

    1. Известны данные о среднемесячной температуре за год. Требуется вычислить среднегодовую температуру, а также ежемесячные отклонения от этой величины.

Program Example;

Const n=12;

Var t, dt:array[1..n] of real;

ts:real;

i:integer;

Begin {ввод исходных данных}

writeln (‘введите температуру за ’,n,‘ месяцев’);

for i:=1 to n do

readln (t[i]);

{вычисление средней температуры}

ts:=0;

for i:=1 to n do

ts:=ts+t[i];

ts:=ts/n;

{вычисление таблицы отклонений от среднего}

for i:=1 to n do

dt[i]:=t[i]–ts;

{вывод результатов}

writeln (‘среднегодовая температура =’ , ts:0:2);

writeln (‘отклонения от среднегодовой температуры:’);

for i:=1 to n do

writeln (i,‘ – месяц: ’, dt[i]:0:2);

End.

    1. Дан массив из 8 элементов целого типа. Найти сумму положительных элементов массива.

Program summa;

Const n=8;

Var a:array[1..n] of integer;

i,s:integer;

Begin {ввод исходных данных}

writeln (‘введите ’,i,‘ целых чисел’);

for i:=1 to n do

readln (a[i]);

s: =0;

for i:=1 to n do

if a[i]>0

then s:=s+a[i];

writeln (‘сумма положительных чисел =’,s);

End.

    1. Задать массив B из 12 элементов по следующей формуле: . Вывести полученный массив. Найти максимальный элемент массива.

Program maximum;

Const n=12;

Var b:array[1.. n] of integer;

i,max:integer;

Begin {получение массива}

for i:=1 to n do

if i<6

then b[i]:=sqr(i)-15

else b[i]:=i+8;

{вывод массива}

writeln(‘массив’);

for i:=1 to n do

writeln (‘b[’,i,‘]=’, b[i]);

{поиск максимального элемента массива}

max:=b[1];

for i:=1 to n do

if b[i]>max

then max:=b[i];

writeln (‘максимум=’,max);

End.

    1. Получить массив C из 10 элементов следующего вида: . Вывести полученный массив. Сосчитать количество отрицательных элементов массива.