Файл: Уральский государственный экономический университет факультет Кафедра контрольная paботa по дисциплине Философия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.
При более широком понимании материальной культуры в ней просматриваются три основных элемента.
- Реальный предметный мир, созданный человеком - здания, дороги, коммуникации, бытовая техника, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Трудно представить жизнь современного человека без сложнейших искусственных устройств - компьютеров, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые являются основой современной информационной культуры.
- Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов объективного мира. Технологии материальны, потому что они воплощены в конкретных практических способах деятельности.
- Техническая культура - это специфические навыки, умения и сверхспособности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, передавая как теоретический, так и практический опыт из поколения в поколение. Однако, в отличие от знаний, навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно на примере. На каждом этапе культурного развития, наряду со сложностью технологий, навыки также становятся более сложными7.
Духовная культура, в отличие от материальной, не воплощается в предметах. Сфера ее бытия - это не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.
- Идеальные формы культурного существования не зависят от индивидуальных человеческих мнений. Это научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда в эту категорию включается деятельность органов образования и средств массовой информации.
- Интегрирующие формы духовной культуры объединяют разрозненные элементы общественного и личностного сознания в единое мировоззрение. На первых этапах человеческого развития мифы были такой регулирующей и объединяющей формой. В наше время религия, философия и, в некоторой степени, искусство заняли свое место.
- Субъективная духовность - это преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого отдельного человека. В связи с этим можно говорить о культуре индивида (его багаже знаний, умении делать моральный выбор, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).
Сочетание духовного и материального образует общее пространство культуры как сложную взаимосвязанную систему элементов, которые постоянно переходят друг в друга. Таким образом, духовная культура - идеи, замыслы художника - может быть воплощена в материальных вещах - книгах или скульптурах, а чтение книг или созерцание предметов искусства сопровождается обратным переходом - от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам
8.
Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального и, в конечном счете, культурного развития любого общества.
Существуют переходные формы между материальной и духовной культурой - знаки, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются, хотя это содержание не имеет отношения к духовной культуре. Самой известной формой знака являются деньги, а также различные купоны, жетоны, квитанции и т.д., используемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Итак, деньги - универсальный рыночный эквивалент - можно потратить на покупку еды или одежды (материальная культура) или на покупку билета в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают в современном обществе универсальным посредником между объектами материальной и духовной культуры. Но в этом есть серьезная опасность, поскольку деньги уравнивают эти объекты друг с другом, обезличивая объекты духовной культуры.
В то же время у многих людей существует иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В данном случае деньги разъединяют людей, принижают духовную сторону жизни9.
Таким образом, главной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех остальных философских проблем, является вопрос о соотношении материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к имеет значение.
Есть два основных решения главного вопроса философии: материализм - примат материи над сознанием, идеализм - примат идей над материей. Платон верил, что существует мир идей и мир теней.
«Социальная философия - это система научных знаний о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционировании и развитии общества, целостном процессе социальной жизни». Социальная философия изучает законы, по которым в обществе развиваются стабильные, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе10.
Можно выделить следующие социальные функции философии:
1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, замыслов, концепций, на которых основана социально-историческая жизнь людей);
2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму совокупных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);
3) критическая функция (критика догматического образа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);
4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенном этапе развития общества11.
Философия, как обобщенные представления о мире, и конкретные науки, исследующие сущность и закономерности развития отдельных его фрагментов, всегда обязательно дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и выводы на основе конкретного научного материала и создавала методологическую основу для его интерпретации, то специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накопленных в процессе их собственного развития. Ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для того, чтобы объяснить смысл и направление научных исследований, понять их глобальные аспекты и последствия. В свою очередь, философия, основываясь на результатах изучения конкретных наук, соответствующим образом интерпретировала и обобщала их. Философия, как правило, опережала в своем развитии конкретные науки, но в то же время, в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания, менялись и формы философского мышления12.
Различия:
1) Осознание места, присущего отдельному, специфическому фрагменту знания в общей картине, невозможно для частных наук. Эта задача может быть решена только с помощью философии, которая способствует правильной постановке проблем;
2) Разрешение характерных трудностей, противоречий, возникающих на границе различных уровней, областей науки при их согласовании (парадоксы, апории, антиномии и т.д.) невозможно без участия философии. философия - соотношение мысли (языка) и реальности;
3) Философия она также выполняет функции прояснения наиболее общих основ культуры в целом и науки в частности. Наука недостаточно широко, глубоко и масштабно объясняет себя, не оправдывает себя;
4) В конкретных науках используются универсальные инструменты мышления (категории, принципы, различные методы познания), но мировоззренческие и теоретико-когнитивные основы науки изучаются и разрабатываются в данной области философии;
5) Наука не оправдывает себя с точки зрения ценностей. Она не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. она отличается от научного способа постижения реальности тем, что представляет собой обобщенное понимание мирового целого и отношения человека к миру.
Отношения между философией и частными науками были противоречивыми и менялись по мере развития самой философии и частнонаучного знания. Вначале, как уже отмечалось, философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Долгое время философия, по сути, играла роль «науки наук», когда наряду со стремлением дать общее понимание бытия и познания она пыталась навязать частным наукам положения и принципы, полученные путем умозрительных рассуждений. Этот факт объяснялся не только ошибками отдельных философов, но и общим состоянием духовной культуры и социальными условиями того времени13.
Развитие практики, науки, в том числе и самого философского знания, позволило философии самоопределиться в системе научного знания. Каждая конкретная (специальная) наука исследует качественно определенную систему законов, присущих только определенной сфере явлений и процессов. Философия вырабатывает общий взгляд на мир, исследует его наиболее общие принципы. Но система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире - это не просто конструкция разума. Эта система знаний развита, почерпнута из самого мира с помощью специфических (частных, специальных) наук. Без опоры на конкретные науки, на практику философия может превратиться в абстрактные, умозрительные построения ума.
Для конкретных наук философия выступает универсальным методом и методологией познания. Не случайно русский философ 2-й половины XVIII века Н.Н. Поповский образно назвал философию «матерью всех наук и искусств». Великий русский мыслитель А.И. Герцен образно изобразил взаимосвязь философии и конкретного научного знания в виде дерева с его могучим стволом и раскидистыми ветвями. Точно так же, как дерево не может существовать без ствола и ветвей, так и наука и философия немыслимы друг без друга. «Уберите ветви, – сказал он, - останется мертвый пень, уберите ствол - ветви распадутся». Следовательно, философия и конкретная наука не соперничают. Каждый из них выполняет свои собственные функции в культуре14.
Взаимосвязь философии с конкретными науками можно кратко выразить в следующих положениях:
- конкретные науки связывают философию с реальностью, дают ей необходимый фактический материал, который она осмысливает и обобщает в своих особых философских категориях (бытие, сознание, связь, развитие, истина и т.д.).;
- философия, обобщая исторический опыт развития общества, человеческой деятельности, науки, культуры, формирует общую стратегию истинного познания и продуктивной деятельности. Она дает частным наукам общие ориентиры для их развития, стремится защитить их от ложных путей и ошибок15.
Таким образом, существуют следующие социальные функции философии:
1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, замыслов, концепций, на которых основана социально-историческая жизнь людей);
2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму совокупных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);
3) критическая функция (критика догматического образа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);
4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенном этапе развития общества.
Философия и конкретные науки взаимно необходимы друг другу, они не могут продуктивно развиваться друг без друга. Философия, которая не опирается на конкретные науки, неизбежно вырождается в бесплодную, схоластическую спекуляцию, а конкретные науки без тесного контакта с философией неизбежно примитивизируются, теряют перспективу, теряют целостное видение проблем и продуктивные импульсы развития. Как проницательно заметил русский философ Г. Челпанов, «... философский интерес движет наукой вперед... Интерес к решению высших проблем бытия дает жизнь науке, и, возможно, самая важная функция философии заключается в том, что она привлекает мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний».
Предмет философии включал в себя три отдельные науки и три основные философские проблемы, соответствующие трем сферам реального мира – природе, обществу и мышлению. Много лет спустя величайший ученый - философ Гегель заявил, что философия разделялась и всегда будет разделяться на три основных аспекта – логику, философию природы и философию духа. Однако уже в первом веке до Рождества Христова к трем философским направлениям добавилось четвертое, которое рассказывало о первоосновах всех вещей или о божественной природе всего мира. Таким образом, предмет философии был дополнен еще одним значимым термином, который приобрел название метафизика.
При более широком понимании материальной культуры в ней просматриваются три основных элемента.
- Реальный предметный мир, созданный человеком - здания, дороги, коммуникации, бытовая техника, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Трудно представить жизнь современного человека без сложнейших искусственных устройств - компьютеров, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые являются основой современной информационной культуры.
- Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов объективного мира. Технологии материальны, потому что они воплощены в конкретных практических способах деятельности.
- Техническая культура - это специфические навыки, умения и сверхспособности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, передавая как теоретический, так и практический опыт из поколения в поколение. Однако, в отличие от знаний, навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно на примере. На каждом этапе культурного развития, наряду со сложностью технологий, навыки также становятся более сложными7.
Духовная культура, в отличие от материальной, не воплощается в предметах. Сфера ее бытия - это не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.
- Идеальные формы культурного существования не зависят от индивидуальных человеческих мнений. Это научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда в эту категорию включается деятельность органов образования и средств массовой информации.
- Интегрирующие формы духовной культуры объединяют разрозненные элементы общественного и личностного сознания в единое мировоззрение. На первых этапах человеческого развития мифы были такой регулирующей и объединяющей формой. В наше время религия, философия и, в некоторой степени, искусство заняли свое место.
- Субъективная духовность - это преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого отдельного человека. В связи с этим можно говорить о культуре индивида (его багаже знаний, умении делать моральный выбор, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).
Сочетание духовного и материального образует общее пространство культуры как сложную взаимосвязанную систему элементов, которые постоянно переходят друг в друга. Таким образом, духовная культура - идеи, замыслы художника - может быть воплощена в материальных вещах - книгах или скульптурах, а чтение книг или созерцание предметов искусства сопровождается обратным переходом - от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам
8.
Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального и, в конечном счете, культурного развития любого общества.
Существуют переходные формы между материальной и духовной культурой - знаки, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются, хотя это содержание не имеет отношения к духовной культуре. Самой известной формой знака являются деньги, а также различные купоны, жетоны, квитанции и т.д., используемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Итак, деньги - универсальный рыночный эквивалент - можно потратить на покупку еды или одежды (материальная культура) или на покупку билета в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают в современном обществе универсальным посредником между объектами материальной и духовной культуры. Но в этом есть серьезная опасность, поскольку деньги уравнивают эти объекты друг с другом, обезличивая объекты духовной культуры.
В то же время у многих людей существует иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В данном случае деньги разъединяют людей, принижают духовную сторону жизни9.
Таким образом, главной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех остальных философских проблем, является вопрос о соотношении материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к имеет значение.
Есть два основных решения главного вопроса философии: материализм - примат материи над сознанием, идеализм - примат идей над материей. Платон верил, что существует мир идей и мир теней.
3. Социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия
«Социальная философия - это система научных знаний о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционировании и развитии общества, целостном процессе социальной жизни». Социальная философия изучает законы, по которым в обществе развиваются стабильные, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе10.
Можно выделить следующие социальные функции философии:
1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, замыслов, концепций, на которых основана социально-историческая жизнь людей);
2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму совокупных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);
3) критическая функция (критика догматического образа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);
4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенном этапе развития общества11.
Философия, как обобщенные представления о мире, и конкретные науки, исследующие сущность и закономерности развития отдельных его фрагментов, всегда обязательно дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и выводы на основе конкретного научного материала и создавала методологическую основу для его интерпретации, то специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накопленных в процессе их собственного развития. Ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для того, чтобы объяснить смысл и направление научных исследований, понять их глобальные аспекты и последствия. В свою очередь, философия, основываясь на результатах изучения конкретных наук, соответствующим образом интерпретировала и обобщала их. Философия, как правило, опережала в своем развитии конкретные науки, но в то же время, в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания, менялись и формы философского мышления12.
Различия:
1) Осознание места, присущего отдельному, специфическому фрагменту знания в общей картине, невозможно для частных наук. Эта задача может быть решена только с помощью философии, которая способствует правильной постановке проблем;
2) Разрешение характерных трудностей, противоречий, возникающих на границе различных уровней, областей науки при их согласовании (парадоксы, апории, антиномии и т.д.) невозможно без участия философии. философия - соотношение мысли (языка) и реальности;
3) Философия она также выполняет функции прояснения наиболее общих основ культуры в целом и науки в частности. Наука недостаточно широко, глубоко и масштабно объясняет себя, не оправдывает себя;
4) В конкретных науках используются универсальные инструменты мышления (категории, принципы, различные методы познания), но мировоззренческие и теоретико-когнитивные основы науки изучаются и разрабатываются в данной области философии;
5) Наука не оправдывает себя с точки зрения ценностей. Она не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. она отличается от научного способа постижения реальности тем, что представляет собой обобщенное понимание мирового целого и отношения человека к миру.
Отношения между философией и частными науками были противоречивыми и менялись по мере развития самой философии и частнонаучного знания. Вначале, как уже отмечалось, философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Долгое время философия, по сути, играла роль «науки наук», когда наряду со стремлением дать общее понимание бытия и познания она пыталась навязать частным наукам положения и принципы, полученные путем умозрительных рассуждений. Этот факт объяснялся не только ошибками отдельных философов, но и общим состоянием духовной культуры и социальными условиями того времени13.
Развитие практики, науки, в том числе и самого философского знания, позволило философии самоопределиться в системе научного знания. Каждая конкретная (специальная) наука исследует качественно определенную систему законов, присущих только определенной сфере явлений и процессов. Философия вырабатывает общий взгляд на мир, исследует его наиболее общие принципы. Но система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире - это не просто конструкция разума. Эта система знаний развита, почерпнута из самого мира с помощью специфических (частных, специальных) наук. Без опоры на конкретные науки, на практику философия может превратиться в абстрактные, умозрительные построения ума.
Для конкретных наук философия выступает универсальным методом и методологией познания. Не случайно русский философ 2-й половины XVIII века Н.Н. Поповский образно назвал философию «матерью всех наук и искусств». Великий русский мыслитель А.И. Герцен образно изобразил взаимосвязь философии и конкретного научного знания в виде дерева с его могучим стволом и раскидистыми ветвями. Точно так же, как дерево не может существовать без ствола и ветвей, так и наука и философия немыслимы друг без друга. «Уберите ветви, – сказал он, - останется мертвый пень, уберите ствол - ветви распадутся». Следовательно, философия и конкретная наука не соперничают. Каждый из них выполняет свои собственные функции в культуре14.
Взаимосвязь философии с конкретными науками можно кратко выразить в следующих положениях:
- конкретные науки связывают философию с реальностью, дают ей необходимый фактический материал, который она осмысливает и обобщает в своих особых философских категориях (бытие, сознание, связь, развитие, истина и т.д.).;
- философия, обобщая исторический опыт развития общества, человеческой деятельности, науки, культуры, формирует общую стратегию истинного познания и продуктивной деятельности. Она дает частным наукам общие ориентиры для их развития, стремится защитить их от ложных путей и ошибок15.
Таким образом, существуют следующие социальные функции философии:
1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, замыслов, концепций, на которых основана социально-историческая жизнь людей);
2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму совокупных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);
3) критическая функция (критика догматического образа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);
4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенном этапе развития общества.
Философия и конкретные науки взаимно необходимы друг другу, они не могут продуктивно развиваться друг без друга. Философия, которая не опирается на конкретные науки, неизбежно вырождается в бесплодную, схоластическую спекуляцию, а конкретные науки без тесного контакта с философией неизбежно примитивизируются, теряют перспективу, теряют целостное видение проблем и продуктивные импульсы развития. Как проницательно заметил русский философ Г. Челпанов, «... философский интерес движет наукой вперед... Интерес к решению высших проблем бытия дает жизнь науке, и, возможно, самая важная функция философии заключается в том, что она привлекает мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний».
Заключение
Предмет философии включал в себя три отдельные науки и три основные философские проблемы, соответствующие трем сферам реального мира – природе, обществу и мышлению. Много лет спустя величайший ученый - философ Гегель заявил, что философия разделялась и всегда будет разделяться на три основных аспекта – логику, философию природы и философию духа. Однако уже в первом веке до Рождества Христова к трем философским направлениям добавилось четвертое, которое рассказывало о первоосновах всех вещей или о божественной природе всего мира. Таким образом, предмет философии был дополнен еще одним значимым термином, который приобрел название метафизика.