Файл: Развитие наставничества от философов до современников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Институт наставничества необходим как комплекс методической помощи и поддержки педагогам для создания комфортной и стабильной развивающей среды, для организации успешного образовательного процесса.
Первые годы работы являются значимым периодом для становления и закрепления в профессии, отсутствие наставника – одна из важных причин возникновения профессиональных затруднений. Одним из условий, позволяющих оказывать действенную помощь молодому педагогу, стало возрождение традиций наставничества.
Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь с учетом его индивидуальных наклонностей, повышение профессиональной компетенции начинающего учителя.
Форма работы наставника определяется запросами начинающих педагогов, сложившимися стилями взаимоотношений, характером решаемых педагогических задач. С развитием информатизации образовательного процесса модели наставничества значительно расширяются. Самая распространенная в педагогической практике модель «наставник - наставляемый» может иметь иные варианты:
- создание банка наставнических разработок, в котором молодые специалисты могут найти ответы на возникающие вопросы.
- дистанционная форма работы с молодыми специалистами - опытные педагоги на собственных сайтах делятся образцами рабочих программ, контрольно-измерительных материалов, памятками и таблицами к урокам и пр.
Так же появляется возможность групповой работы, организация наставнических групп, курирующих различные направления деятельности молодого специалиста, где каждый наставник помогает решать конкретную задачу: вопросы по учебной деятельности, организация внеурочных занятий, работа с документацией и др.
Наставничество в современной школе занимает особое место. Сегодня наставничество – не просто модный тренд, а важная составляющая образовательной практики, развивающая и наставляемого, и наставника.
Наставничество, заняв особое место в современном мире, постепенно получает новый виток развития. Необходимость обучения наставников, сохранения в образовательных организациях культуры наставничества, разнообразия форм, технологий, методов, популяризации лучших практик становится ответом на вызовы времени. Наставничество признано самым важным и успешным методом, способствующим развитию профессионала.
Исследования наставничества в России показывают, что многие организации, как образовательные, так и бизнес, рассматривают наставничество как стратегически значимый элемент системы. Они выдвигают на первый план задачу развивать у обучающихся и сотрудников не только способности адекватно манипулировать полученными благодаря образованию знаниями, умениями и навыками, но и способности самостоятельно формировать у себя новые навыки и компетенции – т.е. метакомпетенцию. Вследствие этого меняются и сами модели наставничества: расширяется возможный состав участников наставнических отношений, сферы применения наставничества, сам процесс взаимодействия и круг решаемых с его помощью проблем.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары / группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
В числе самых крупных форм наставничества, включающих много вариаций в зависимости от условий реализации, можно назвать пять: «ученик – ученик», «учитель – учитель», «студент – ученик», «работодатель – ученик», «работодатель – студент». Каждая из названных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения / профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов трех акторов системы: наставляемого, наставника (и его организации / предприятия) и региона действия.
Для качественного представления особенностей разных форм наставничества необходимо конкретно рассмотреть пул проблем, решаемых с помощью наставничества, и систему, существующую в каждом отдельном случае.
Проблемы учащегося общеобразовательного учреждения, решаемые
с помощью наставничества
-
низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции; -
отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации; -
невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы; -
отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции; -
низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей; -
кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров; -
конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение; -
отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенции; -
высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников; -
падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки; -
проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
Отдельным блоком можно выделить проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Их включение в систему наставнических отношений будет способствовать качественному развитию системы инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях с привлечением обыкновенных учеников. Среди основных проблем:
невключенность в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая учебная мотивация;
коммуникационные проблемы, возможно возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.
Метакомпетенция – это способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Пять форм наставничества
Ниже будет рассмотрены каждая из пяти форм наставничества, что позволит создать полноценное представление об участниках взаимодействия, целях и задачах каждой из сторон, а также измеримых результатах и формах оценки эффективности программы.
Форма наставничества «ученик-ученик»
Предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. Вариацией данной формы является форма наставничества «студент – студент».
Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик» («студент – студент») могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:
– взаимодействие «отличник – двоечник», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
– взаимодействие «лидер – тихоня/скромник», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
– взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
– взаимодействие «равный – другому», в рамках которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность;
– взаимодействие «куратор – автор проекта», совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора и коуча, а наставляемый – на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, прокачивая и совершенствуя навыки.