Файл: Подготовила Мифтахова Альфия Адлеровна воспитатель г. Пермь 2015 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 418»

г. Перми

«Пополнение развивающей предметно – пространственной среды

с учётом гендерной специфики»


подготовила

Мифтахова Альфия Адлеровна – воспитатель

г. Пермь

2015 г.
«Несмотря на данную от природы способность

к творческой деятельности, только

целенаправленное обучение дает возможность

обеспечить высокий уровень развития заложенных

творческих способностей у ребенка.

Формирование этих способностей следует начинать

на ранних стадиях развития личности.

В этой связи гендерный подход необходим

и в обучении, так как: все аспекты развития

мальчиков и девочек различаются

по скорости и по содержанию».
доктор педагогических наук,

академик АПН М.Н. Скаткин
В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.

Высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Поэтому образование как педагогическое явление, которое неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации детей.

Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола. Одним из наиболее благоприятных периодов для формирования гендерной структуры личности является дошкольный период детства. Поэтому в ФГОС дошкольного образования, в пункте 3.3.4, где прописаны принципы построения развивающей предметно - пространственной среды, в содержании принципа насыщенности уделяется большое внимание созданию условий для "... эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением" и созданием условий для "возможности самовыражения". А принцип вариативности подразумевает "... наличие ...
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей...". В частности здесь речь идёт и о наличии игр и игрушек для мальчиков и девочек, потому что без учёта половой специфики невозможно создать условия для эмоционального благополучия каждого дошкольника, его самовыражения и свободного выбора.

Гендерное воспитание начинается уже в детском саду. В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.

Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки − женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт продолжает воспроизводить стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения.

Это связано с отсутствием пособий, дидактического материала, методических рекомендаций как для гендерной социализации детей дошкольного возраста, так и для совершенствования профессиональной деятельности педагогов и родителей в вопросах гендерной социализации детей дошкольного возраста.

В настоящее время объективно существуют противоречия между:

  1. объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого подхода в организации обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;

  1. необходимостью гендерной социализации начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерной социализации детей дошкольного возраста;

  1. требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерной социализации детей дошкольного возраста.


Последнее противоречие подтверждает практика. Педагоги испытывают затруднения в «насыщении» развивающей предметно – пространственной среды группы с учётом гендерной специфики: не могут подобрать игры, игрушки, пособия для мальчиков и девочек для всех видов детской деятельности.

Поэтому я разработала «шпаргалку» для воспитателя по пополнению «среды» группы по всем видам детской деятельности с учётом интересов мальчиков и девочек. В которой подробно прописала, что педагог может предложить мальчикам и девочкам для игровой деятельности, трудовой, коммуникативной … (Приложение).

Материал

Вид деятельности


для мальчиков


Приложение

для девочек

Сюжетно – ролевые игры

(алгоритмы, игрушки и атрибуты)

Игровая

Тематика игр:

«Строители»,

«Космонавты»,

«Пожарные»,

«Полиция»,

«Автосервис»,

«Военные»;

«Магазин «Строительный двор»

«Автозаправочная станция»

«Парикмахерская» (причёски для мальчиков)

«Семья» (алгоритм роли «папы»)

«Аэропорт»
Элементы костюмов и костюмы:

- головные уборы различных видов Вооруженных Сил России;

- - туника с залипами на плечах для погон армейского образца;

- туника со съемными значками: пожарный, строитель, автослесарь.
Атрибуты и игрушки:

- Специального транспорта и машин;

- Рабочие слесарные инструменты;

Атрибуты для игры «пожарные», «полиция


Тематика игр:

«Ателье»,

«Показ мод»,

«Домохозяйка»;

«Салон красоты»

«Магазин «Маленькая фея»

«Парикмахерская» (причёски для девочек)

«Семья» (алгоритм роли «мамы»)

«Кафе»
Элементы костюмов и костюмы:

- накидки со множеством залипов по выбору: снежинки (зима), цветочки, листочки (осень, крылышки (Винкс), ширма, платки, шарфы из органзы разных цветов;

фартуки.

Атрибуты и игрушки:

- Аксессуары: сумки, ободки, браслеты, бусы, веночки.

- Куклы разных размеров;

- Кукольная одежда;

- Ширма, посуда, мебель, продукты, атрибуты для «ателье», меню, коляски, сумки

- Игровые модули (Стиральная машина, холодильник…)

Режиссерские игры.

«Человек – паук»;

«Робот – трансформер»;

«Черепашки - ниндзя»

«Пожарная часть»

«Полиция»,

«Автосервис»,

«Военные»…

«Винкс»

«Клуб Барби»

«Школа»

«Детский сад»

«Семья»…



Строительно – конструктивные игры

(образцы и схемы построек из крупного строительного материала и мягких модулей)

- аэропорт,

- гараж,

- автозаправка

- пожарная часть

- космодром

- полицейский участок…

- домик для кукол;

- мебель;

- подиум.

- кафе …

Настольно – печатные игры

*«Служу в армии»

«Космодром»

«Юные пожарные»

(по типу «Ходилки – бродилки»)
*«Марки машин»

«Оружие»

«Дорожные знаки»

(по типу игры «Лото»)

*«Косметический салон»

«Кафе»

«Ателье»

(по типу «Ходилки – бродилки»)
*«Женские аксессуары»

«Кукольная одежда»

«Мир кукол»

(по типу игры «Лото»)


Пазлы

Специальный транспорт, военная техника, военнослужащие разных родов войск;

динозавры, роботы,

По сюжетам м/ф «Черепашки - ниндзя»; «Человек - паук»…

Принцессы; Винкс; «Машенька и медведь»;

По сюжетам м/ф «Русалочка»; «Золушка»; «Дюймовочка»…

Настольные игры

Футбол, хоккей…

«Маленький дизайнер»…

Музыкальная

Для слушания

Песня «Из чего же сделаны девчонки и мальчишки»

Марши; песни об Армии, о солдатах

Вальсы, песни о куклах,


Для пения

Музыкально – дидактическая игра «Музыкальные часы»

(песни о солдатах, об Армии…)

Музыкально – дидактическая игра «Музыкальные часы»

(песни о кукле..)



Игра на детских музыкальных инструментах

Например:

Алгоритм игры на барабане «Марш солдат»…

Например:

Алгоритм игры на металлофоне «Вальс цветов». Высота (1-2-3)…


Музыкально – дидактические игры

- «Музыкальная семейка» (различение звуков по высоте на металлофоне) (Например: как говорят: папа, мама, дочь, сын).


Изобразительная

Д/и «Подбери по форме, цвету».


Например:

Футбольный мяч, корабль, автомобили…

Например:

Коляска, конфеты, бабочка…

Раскраски

Транспорт, военная техника, роботы…

Принцессы, Барби, Винкс, цветы, узоры…


Трафареты, шаблоны.

Рабочие слесарные инструменты, транспорт, динозавры…

Одежда для куклы, цветы…

Алгоритмы по рисованию, аппликации, лепке, оригами.

- автотранспорт,

- солдаты,

- военная техника…

- одежда для куклы, принцессы;

- сказочные домики…

Двигательная

Кубики для двигательных упражнений «Изобрази…»

Лев, солдат, самолет, робот, дедушка…

Балерина, модель, лисичка, бабушка, бабочка…

Мячи с изображением

Футбол, самолет, автомобиль…

Цветы, узоры…

Ориентиры для лазания

Парашют, флажок…

Снежинки, цветочки…

Картотека ОРУ

С гантелями…

С ленточками, султанчики…

Боксерские перчатки, боксерская груша, хоккейная клюшка…

Обручи, гимнастические ленты (алгоритмы)…

Конструирование

Конструкторы - «Лего», «Звездочка» и другие настольные конструкторы (схемы, образцы, чертежи построек)

- военные базы, космические корабли, самолеты, транспорт…


- квартира для куклы Барби, мебель…

Игрушки для обыгрывания

Солдатики, роботы, динозавры…

Куклы Барби, Винкс, Пикси…

Трудовая

Алгоритмы по самообслуживанию (мытье рук, одевание, раздевание)

с изображением мальчиков и девочек

Алгоритмы для хозяйственно – бытового труда на участке и в группе

Например:

- оттаскивают в отведенные места мешки с опавшими листьями,

- самостоятельно убирают крупные ветки…

Например:

- подметают опавшие листья,

- собирают листья в одну кучу….


Трудовая мастерская

- забивают гвозди,

- привинчивают шурупы,

- заворачивают гайки,

- переставляют мебель

- выжигание…

- стирают одежду кукол,

- моют детскую посуду,

- вытирают пыль с детской мебели

- вышивание

- плетение…

Восприятие художественной литературы



Энциклопедии и журналы

«Бодибилдинг»;

«Как стать сильным»

«Военно- патриотический»;

журналы автомобильной техники;

«Человек –паук;

«Губка боб»…

«Мода»;

«Винкс»;

«Хэллоу Кити»;

«Клуб Барби»…

Познавательно - исследовательская



Сухой бассейн с Киндер - сюрпризами

Транспорт…

Куколки…

Д / И «Подбери по форме»

- «Логический самолет»;

- «Логический пароход»…

- «Логический домик»…


Д / И «Геометрические фигуры» (образцы)

- бульдозер, ракета, робот…

Цветочек, девочка, стрекоза…

Д / У «Выложи узор» (ориентировка на листе бумаги)

Парашютисты…

цветы на поляне…

Д / И «Подбери по цвету»

Транспорт…

кукольная одежда…

Мозаика (образцы)

Вертолет, танк, корабль, мотоцикл, ракета…

Кошечка, цветы, бабочка, уточка…

Д / И «Папа – мама» (подбор предметных картинок)

«Что для папы»….

«Что для мамы»…

Тематический альбом «Помощники по дому»

(подбор сюжетных картин к предметной ситуации)


Коммуникативная

Фотоальбомы – семейные праздники

- «Мой папа»

- «О наших мальчишках»

- «Моя мама»

- «О наших девочках»…

Странички в портфолио

«Я - мальчик»…

«Я - девочка»…

Традиции в группе (празднование дней рождений)

- фоторамки – (голубая, розовая);

- чайная пара (голубая, розовая);

- сумки для подарков (голубая, розовая)….

Словесные игры по типу игры «Я знаю…»

- имена мальчиков, и девочек

- любимые игрушки мальчиков и девочек

- профессии, присущие мужчинам, женщинам…
Словесная игра «Кукла Комплементина»

(дети передают друг другу куклу и говорят комплимент, характерный для мальчика или для девочки) …


«Хорошо - плохо» (по технологии ТРИЗ)

Например:

- Драться – это хорошо?

- Дружить с девочкой – это хорошо?...

Например:

- Пользоваться косметикой – это хорошо?

- Дружить с мальчиком – это хорошо?...

Психогимнастические упражнения

«Где мы были – мы не скажем!

А что делали – покажем»

(с помощью мимики и жестов)

Например:

- ловим рыбу;

- стреляем из ружья;

- строим дом…

Например:

- стираем белье;

- готовим кушать;

- укачиваем ребенка…


Список использованной литературы:

  1. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному!: Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ. М., 2004. - 301 с.

  2. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет //Вопросы психологии, 2000, №2. С. 65-69.

  3. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность, 2002, №3. С. 181 - 192.

  4. Крайг, Г. Психология развития СПб: Питер, 2000. - 992 с.

  5. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.

  6. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч. – 1998

  7. Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. – 2001

  8. Фуряева Т. Детский сад: проблема полового воспитания // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 11. – С. 79-81.