Файл: Особенности организации банковского кредитования на развитие личного подсобного хозяйства курсовой проект.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, - на закупку российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки. Краткосрочные кредиты остаются остро востребованными
Объемы привлеченных субсидированных краткосрочных кредитов в целом распределены по регионам пропорционально валовой продукции, однако почти четверть всего объема пришлась на Белгородскую область и Республику Татарстан.
Как и в случае с инвестиционными, основными получателями субсидий по краткосрочным кредитам (займам) являются крупные предприятия. В 2010 г. субсидировались краткосрочные кредиты 8137 заемщиков. Вторым основным получателем стали перерабатывающие организации АПК - 46%. Эта тенденция довольно устойчива в течение ряда лет и вызывает определенную тревогу. Льготные условия кредитования были направлены, прежде всего, на поддержку сельского хозяйства в силу особенностей этого производства. Перерабатывающая промышленность не является высокорискованной, с длительным циклом производства отраслью.
Развитие кредитования личных подсобных хозяйств, обладающих огромнымипотенциалом – одно из существенных направлений деятельности российских банков. Длятреализации и развития данного направления кредитования, банки развивают региональнуютсеть, проекты мобильных офисов, расширяют возможности удаленных способов работы посредством интернет – технологий и ДБО, повышают качество кредитного портфеля, формируют сбалансированную ресурсную базу, увеличивают эффективности работы и рентабельность банков при безусловном сохранении рыночных позиций в финансировании ЛПХ. Банки должны стать эффективным механизмом поддержки государством ЛПХ.
Государственная программа развития личного подсобного хозяйства вызвана изменить отношение к молодым, начинающим хозяйственникам, стремящимся реализовать себя в условиях сельской местности. Особенный интерес представляет возможность субсидирования части процентной ставки по взятым кредитам на создание либо развитие ЛПХ.
1. Субсидии, предназначенные для развития и создания фермерского хозяйства. Размер ежемесячных субсидий составляет до 95% от уплаты по процентной ставке, но не больше ставки рефинансирования. В настоящий момент она равняется 8,25%. Фактически, при процентной ставке в 14%, реально фермер будет выплачивать около 6%. Однако начинающим личным подсобным хозяйствам следует помнить, что государственная субсидия предоставляется лишь при своевременной оплате процентов и погашения долга.
а) Субсидирование сроком до трех лет предоставляется на:
– приобретение запчастей для ремонта техники и горюче-смазочные материалы;
– закупку минеральных удобрений и кормов для животных;
– покупку ветеринарных препаратов и средств для защиты растений в соответствии с перечнем, предоставленным Министерством сельского хозяйства России.
– покупку молодняка птицы и скота;
– выплату страховых взносов, предназначенных для страхования урожая.
б) Субсидирование сроком до пяти лет предоставляется на:
– закупку техники отечественного производства для ведения хозяйства, многолетних посадок, приобретение племенного скота;
– реконструкцию и строительство хозяйственных помещений.
в) Субсидирование сроком до восьми лет выдается на модернизацию и строительство ферм.
Определение суммы кредитования и процентной ставки происходит в индивидуальном порядке после предоставления в банк пакета необходимых документов: Расчет размера запрашиваемой субсидии; Документ, подтверждающий своевременную выплату начисленных банком процентов; Справка из налогового органа, свидетельствующая об отсутствии у заявителя задолженности более трех месяцев по налоговым и прочим обязательствам;
Копии документов, являющихся подтверждением целевого использования кредита, по мере его использования, заверенные банком и заемщиком. Специально для развития личного подсобного хозяйства разработана целевая федеральная программа «Социальное развитие села». Чтобы оформить субсидию, начинающий гражданин ЛПХ должен обратиться в орган управления АПК субъекта РФ, где и будет развиваться хозяйство.
Чтобы получить кредит, ЛПХ должно удовлетворять следующим требованиям:
– существовать более трех лет;
– граждане, ведущие ЛПХ, обязаны быть дееспособными и в возрасте от 18 до 65 лет;
– в ЛПХ должно быть не менее двух работоспособных членов семьи (участников);
– размеры земельного участка должны давать возможность производства продукции для последующей реализации;
– обязательно наличие минимального набора сельскохозяйственного инвентаря, сельскохозяйственных построек, позволяющих обеспечить нормальный процесс производства;
– необходим опыт регулярного и гарантированного сбыта произведенной продукции;
– требуется расчетное подтверждение возможности достижения минимального уровня товарности производства, обеспечивающего обслуживание и погашение долга (с помощью паспорта заемщика);
– участники ЛПХ должны быть готовы к обязательному страхованию принятых банком залогов, в т.ч. будущего урожая.
В качестве источников погашения кредита рассматривается внешний доход всех участников ЛПХ и доход от реализации продукции частного хозяйства. Основной формой обеспечения обязательств является залог застрахованного будущего урожая. В качестве дополнительного обязательного вида обеспечения могут быть использованы:
– государственные и муниципальные гарантии;
– поручительства юридических лиц;
– поручительства физических лиц;
– поручительства кредитных потребительских кооперативов и фондов муниципального развития.
Например, если гражданин, как физическое лицо намерен получить кредит на развитие личного хозяйства, требования к нему будут несколько отличаться от стандартных условий.
1. Большим количеством кредитных программ банков для ЛПХ предусмотрено предоставление обеспечения. Часто ими выступает поручительство физлиц или юридических лиц, залог имущества. В случае если целью займа является приобретение техники или оборудования, то они выступают в качестве обеспечения по кредиту на развитие производства.
2. При анализе финансового состояния принимаются доходы, получаемые от развития ЛПХ, но и все прочие доходы (по основному месту работы; от деятельности в качестве ИП и др.)
3. Наличие ЛПХ должно быть подтверждено выпиской из похозяйственной книги. Как правило, по требованиям банков записи должны подтверждать ведение хозяйства не менее одного года.
4. Заемщик должен подтвердить наличие земельного участка и оборудования.
Для получения кредита на развитие ЛПХ требуются следующие документы:
Паспорт гражданина РФ или иной документ, подтверждающий личность заемщика.
Военный билет для подтверждения урегулирования отношений с призывными органами (для мужчин не старше 27 лет).
Документы, которые подтверждают занятость клиента.
Сведения о финансовом состоянии заемщика.
Документы по выбранному предоставляемому обеспечению (для программы с обеспечением).
Документы, которые подтверждают право пользования земельным участком.
Выписка из похозяйственной книги, которая содержит информацию о личном подсобном хозяйстве.
Промышленные организации обладают большей лоббирующей силой, чем сельскохозяйственные производители, и при финансировании из одного лимитированного источника могут «оттянуть одеяло на себя», что и наблюдается уже в течение ряда лет по субсидируемым краткосрочным кредитам. Кредиты и займы для малых форм хозяйствования. Субсидии на возмещение части затрат по кредитам предоставляются в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ: 95% за счет средств федерального бюджета и не менее 5% - за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Субсидии из федерального бюджета и бюджета РФ предоставляются: - гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство по кредитным договорам (договорам займа). сельскохозяйственным потребительским кооперативам (заготовительным, снабженческим, сбытовым (торговым), перерабатывающим и обслуживающим), созданным в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» по кредитным договорам (договорам займа).
По итогам первой главы можно сделать вывод, что кредит - наиболее распространенная форма привлечения заемных средств для нужд сельскохозяйственных предприятий. Банк выступает важной составной частью источников формирования оборотных средств сельскохозяйственных предприятий. Различают множество форм кредитов: инвестиционные кредиты (займы), краткосрочные кредиты (займы), кредиты и займы для малых форм хозяйствования
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ КРЕДИТОВАНИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НА ПРИМЕРЕ АО «Россельхозбанк»
2.1. организационно-экономическая характеристика банка АО «Россельхозбанк»
Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее - Банк, АО «Россельхозбанк») - один из крупнейших банков в Российской Федерации, созданный в 2000 году в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15.03.2000 № 75-рп в целях развития национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий Российской Федерации.
Банк является базой национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и обеспечивает эффективность использования бюджетных инвестиций.
Реализуя бизнес-модель универсальной кредитной организации, Банк является рыночным инструментом государственной поддержки отраслей агропромышленного комплекса Российской Федерации (далее - АПК), предоставляет все виды банковских услуг и занимает лидирующие позиции в финансировании АПК.
По состоянию на 01.01.2020 года уставный капитал АО
«Россельхозбанк» составлял 326 484 000 000 рублей и был разделен на
233 048 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая.
25 000 привилегированных акций номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая и 6 880 штук привилегированных акций номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая.
100% акций АО «Россельхозбанк» принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) (обыкновенные именные акции - 89,92%) и Министерства финансов Российской Федерации (привилегированные именные акции - 10,08%).
Миссия Банка - эффективное и комплексное удовлетворение потребностей товаропроизводителей АПК, рыбохозяйственного (далее - РХК) и лесопромышленного (далее - ЛПК) комплексов, населения и бизнеса сельских территорий, малых и средних городов в качественном и доступном банковском обслуживании и сопутствующих финансовых услугах, всемерное содействие формированию и функционированию национальной кредитно-финансовой системы АПК, РХК и ЛПК, а также устойчивому развитию территорий.
В отчетном году в связи с приведением Устава и наименования Банка в соответствие с Федеральным законом № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» наименование Банка было изменено. Новое полное фирменное наименование Банка - Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»;
Новое сокращенное фирменное наименование Банка – АО «Россельхозбанк»;
АО «Россельхозбанк» входит в число крупнейших банков страны и занимает лидирующие позиции среди агропромышленного комплекса
России, располагая второй по величине в стране филиальной сетью:
- 76 филиалов;
- 1113 дополнительных офисов;
- 5 зарубежных представительств (в Азербайджане, Белоруссии,
Казахстане, Таджикистане и Армении).
Банк работает на основании Генеральной лицензии на осуществление банковских операций № 3349
Банк имеет также отдельные лицензии:
- на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- на осуществление депозитарной деятельности;
- на осуществление дилерской деятельности;
- на осуществление брокерской деятельности;
- на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств, а также сертификат о прохождении Банком процедуры оценки соответствия требованиям международного Стандарта безопасности данных индустрии платежных карт.
На 01.05. 2020 года АО «Россельхозбанк» занимает ведущие позиции в
банковской системе Российской Федерации:
- 6 место по размеру активов 4219,6млрд. рублей;
- 8 место по величине чистой прибыли - 5,9 млрд. рублей;
- 5 место по рейтингу крупнейших кредитных портфелей 1718,8 млрд. рублей.
В настоящее время доля Банка на рынке кредитования:
- отрасли «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» - около 40%;
- отрасли «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» - около 20%;
- отрасли «Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства» - 20,0%.
Для получения более подробной информации об объекте исследования была проведена оценка финансового-экономической деятельности.
Объемы привлеченных субсидированных краткосрочных кредитов в целом распределены по регионам пропорционально валовой продукции, однако почти четверть всего объема пришлась на Белгородскую область и Республику Татарстан.
Как и в случае с инвестиционными, основными получателями субсидий по краткосрочным кредитам (займам) являются крупные предприятия. В 2010 г. субсидировались краткосрочные кредиты 8137 заемщиков. Вторым основным получателем стали перерабатывающие организации АПК - 46%. Эта тенденция довольно устойчива в течение ряда лет и вызывает определенную тревогу. Льготные условия кредитования были направлены, прежде всего, на поддержку сельского хозяйства в силу особенностей этого производства. Перерабатывающая промышленность не является высокорискованной, с длительным циклом производства отраслью.
Развитие кредитования личных подсобных хозяйств, обладающих огромнымипотенциалом – одно из существенных направлений деятельности российских банков. Длятреализации и развития данного направления кредитования, банки развивают региональнуютсеть, проекты мобильных офисов, расширяют возможности удаленных способов работы посредством интернет – технологий и ДБО, повышают качество кредитного портфеля, формируют сбалансированную ресурсную базу, увеличивают эффективности работы и рентабельность банков при безусловном сохранении рыночных позиций в финансировании ЛПХ. Банки должны стать эффективным механизмом поддержки государством ЛПХ.
Государственная программа развития личного подсобного хозяйства вызвана изменить отношение к молодым, начинающим хозяйственникам, стремящимся реализовать себя в условиях сельской местности. Особенный интерес представляет возможность субсидирования части процентной ставки по взятым кредитам на создание либо развитие ЛПХ.
1. Субсидии, предназначенные для развития и создания фермерского хозяйства. Размер ежемесячных субсидий составляет до 95% от уплаты по процентной ставке, но не больше ставки рефинансирования. В настоящий момент она равняется 8,25%. Фактически, при процентной ставке в 14%, реально фермер будет выплачивать около 6%. Однако начинающим личным подсобным хозяйствам следует помнить, что государственная субсидия предоставляется лишь при своевременной оплате процентов и погашения долга.
а) Субсидирование сроком до трех лет предоставляется на:
– приобретение запчастей для ремонта техники и горюче-смазочные материалы;
– закупку минеральных удобрений и кормов для животных;
– покупку ветеринарных препаратов и средств для защиты растений в соответствии с перечнем, предоставленным Министерством сельского хозяйства России.
– покупку молодняка птицы и скота;
– выплату страховых взносов, предназначенных для страхования урожая.
б) Субсидирование сроком до пяти лет предоставляется на:
– закупку техники отечественного производства для ведения хозяйства, многолетних посадок, приобретение племенного скота;
– реконструкцию и строительство хозяйственных помещений.
в) Субсидирование сроком до восьми лет выдается на модернизацию и строительство ферм.
Определение суммы кредитования и процентной ставки происходит в индивидуальном порядке после предоставления в банк пакета необходимых документов: Расчет размера запрашиваемой субсидии; Документ, подтверждающий своевременную выплату начисленных банком процентов; Справка из налогового органа, свидетельствующая об отсутствии у заявителя задолженности более трех месяцев по налоговым и прочим обязательствам;
Копии документов, являющихся подтверждением целевого использования кредита, по мере его использования, заверенные банком и заемщиком. Специально для развития личного подсобного хозяйства разработана целевая федеральная программа «Социальное развитие села». Чтобы оформить субсидию, начинающий гражданин ЛПХ должен обратиться в орган управления АПК субъекта РФ, где и будет развиваться хозяйство.
Чтобы получить кредит, ЛПХ должно удовлетворять следующим требованиям:
– существовать более трех лет;
– граждане, ведущие ЛПХ, обязаны быть дееспособными и в возрасте от 18 до 65 лет;
– в ЛПХ должно быть не менее двух работоспособных членов семьи (участников);
– размеры земельного участка должны давать возможность производства продукции для последующей реализации;
– обязательно наличие минимального набора сельскохозяйственного инвентаря, сельскохозяйственных построек, позволяющих обеспечить нормальный процесс производства;
– необходим опыт регулярного и гарантированного сбыта произведенной продукции;
– требуется расчетное подтверждение возможности достижения минимального уровня товарности производства, обеспечивающего обслуживание и погашение долга (с помощью паспорта заемщика);
– участники ЛПХ должны быть готовы к обязательному страхованию принятых банком залогов, в т.ч. будущего урожая.
В качестве источников погашения кредита рассматривается внешний доход всех участников ЛПХ и доход от реализации продукции частного хозяйства. Основной формой обеспечения обязательств является залог застрахованного будущего урожая. В качестве дополнительного обязательного вида обеспечения могут быть использованы:
– государственные и муниципальные гарантии;
– поручительства юридических лиц;
– поручительства физических лиц;
– поручительства кредитных потребительских кооперативов и фондов муниципального развития.
Например, если гражданин, как физическое лицо намерен получить кредит на развитие личного хозяйства, требования к нему будут несколько отличаться от стандартных условий.
1. Большим количеством кредитных программ банков для ЛПХ предусмотрено предоставление обеспечения. Часто ими выступает поручительство физлиц или юридических лиц, залог имущества. В случае если целью займа является приобретение техники или оборудования, то они выступают в качестве обеспечения по кредиту на развитие производства.
2. При анализе финансового состояния принимаются доходы, получаемые от развития ЛПХ, но и все прочие доходы (по основному месту работы; от деятельности в качестве ИП и др.)
3. Наличие ЛПХ должно быть подтверждено выпиской из похозяйственной книги. Как правило, по требованиям банков записи должны подтверждать ведение хозяйства не менее одного года.
4. Заемщик должен подтвердить наличие земельного участка и оборудования.
Для получения кредита на развитие ЛПХ требуются следующие документы:
Паспорт гражданина РФ или иной документ, подтверждающий личность заемщика.
Военный билет для подтверждения урегулирования отношений с призывными органами (для мужчин не старше 27 лет).
Документы, которые подтверждают занятость клиента.
Сведения о финансовом состоянии заемщика.
Документы по выбранному предоставляемому обеспечению (для программы с обеспечением).
Документы, которые подтверждают право пользования земельным участком.
Выписка из похозяйственной книги, которая содержит информацию о личном подсобном хозяйстве.
Промышленные организации обладают большей лоббирующей силой, чем сельскохозяйственные производители, и при финансировании из одного лимитированного источника могут «оттянуть одеяло на себя», что и наблюдается уже в течение ряда лет по субсидируемым краткосрочным кредитам. Кредиты и займы для малых форм хозяйствования. Субсидии на возмещение части затрат по кредитам предоставляются в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ: 95% за счет средств федерального бюджета и не менее 5% - за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Субсидии из федерального бюджета и бюджета РФ предоставляются: - гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство по кредитным договорам (договорам займа). сельскохозяйственным потребительским кооперативам (заготовительным, снабженческим, сбытовым (торговым), перерабатывающим и обслуживающим), созданным в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» по кредитным договорам (договорам займа).
По итогам первой главы можно сделать вывод, что кредит - наиболее распространенная форма привлечения заемных средств для нужд сельскохозяйственных предприятий. Банк выступает важной составной частью источников формирования оборотных средств сельскохозяйственных предприятий. Различают множество форм кредитов: инвестиционные кредиты (займы), краткосрочные кредиты (займы), кредиты и займы для малых форм хозяйствования
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ КРЕДИТОВАНИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НА ПРИМЕРЕ АО «Россельхозбанк»
2.1. организационно-экономическая характеристика банка АО «Россельхозбанк»
Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее - Банк, АО «Россельхозбанк») - один из крупнейших банков в Российской Федерации, созданный в 2000 году в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15.03.2000 № 75-рп в целях развития национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий Российской Федерации.
Банк является базой национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и обеспечивает эффективность использования бюджетных инвестиций.
Реализуя бизнес-модель универсальной кредитной организации, Банк является рыночным инструментом государственной поддержки отраслей агропромышленного комплекса Российской Федерации (далее - АПК), предоставляет все виды банковских услуг и занимает лидирующие позиции в финансировании АПК.
По состоянию на 01.01.2020 года уставный капитал АО
«Россельхозбанк» составлял 326 484 000 000 рублей и был разделен на
233 048 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая.
25 000 привилегированных акций номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая и 6 880 штук привилегированных акций номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая.
100% акций АО «Россельхозбанк» принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) (обыкновенные именные акции - 89,92%) и Министерства финансов Российской Федерации (привилегированные именные акции - 10,08%).
Миссия Банка - эффективное и комплексное удовлетворение потребностей товаропроизводителей АПК, рыбохозяйственного (далее - РХК) и лесопромышленного (далее - ЛПК) комплексов, населения и бизнеса сельских территорий, малых и средних городов в качественном и доступном банковском обслуживании и сопутствующих финансовых услугах, всемерное содействие формированию и функционированию национальной кредитно-финансовой системы АПК, РХК и ЛПК, а также устойчивому развитию территорий.
В отчетном году в связи с приведением Устава и наименования Банка в соответствие с Федеральным законом № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» наименование Банка было изменено. Новое полное фирменное наименование Банка - Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»;
Новое сокращенное фирменное наименование Банка – АО «Россельхозбанк»;
АО «Россельхозбанк» входит в число крупнейших банков страны и занимает лидирующие позиции среди агропромышленного комплекса
России, располагая второй по величине в стране филиальной сетью:
- 76 филиалов;
- 1113 дополнительных офисов;
- 5 зарубежных представительств (в Азербайджане, Белоруссии,
Казахстане, Таджикистане и Армении).
Банк работает на основании Генеральной лицензии на осуществление банковских операций № 3349
Банк имеет также отдельные лицензии:
- на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- на осуществление депозитарной деятельности;
- на осуществление дилерской деятельности;
- на осуществление брокерской деятельности;
- на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств, а также сертификат о прохождении Банком процедуры оценки соответствия требованиям международного Стандарта безопасности данных индустрии платежных карт.
На 01.05. 2020 года АО «Россельхозбанк» занимает ведущие позиции в
банковской системе Российской Федерации:
- 6 место по размеру активов 4219,6млрд. рублей;
- 8 место по величине чистой прибыли - 5,9 млрд. рублей;
- 5 место по рейтингу крупнейших кредитных портфелей 1718,8 млрд. рублей.
В настоящее время доля Банка на рынке кредитования:
- отрасли «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» - около 40%;
- отрасли «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» - около 20%;
- отрасли «Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства» - 20,0%.
Для получения более подробной информации об объекте исследования была проведена оценка финансового-экономической деятельности.