Файл: Программа внеурочной деятельности для учащихся 3 класса Составитель Азевич Д. А. 20222023 п. Пограничный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
«Согласованно» «Утверждено»
Зам. директора по ВР Директор
Моргунова Н.В._________ Левицкая Т.А.________
«30»августа 2022г. «30» августа 2022г.
«Я и труд»
Программа внеурочной деятельности
для учащихся 3 класса
Составитель: Азевич Д.А.
2022-2023
п. Пограничный
Пояснительная записка
Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников специальных коррекционных школ приобретает в настоящее время особое значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.
Как и учащиеся массовой школы, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, что бы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
В системе педагогических мер воздействия на психику ребёнка с ограниченными возможностями здоровья труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственно развития. Коррекционное значение занятия трудом школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что такие дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретённых во время обучения, в практической деятельности.
Обучая детей, педагог корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим и т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Актуальность данной программы:
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места,
экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель: формирование трудовых умений и навыков обучающихся для успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Совершенствовать трудовые умения и навыки по уходу за собой и своим жилищем.
2. Прививать навыки коллективной трудовой деятельности.
3. Развивать эмоциональную сферу (ответственность, целеустремлённость, решительность, самостоятельность).
Направление внеурочной деятельности: социальное
Форма проведения:
- Беседа, рассказ.
-Дидактические игры.
- слушание, просмотр видеофрагментов.
-Творческая работа.
- практическая работа, акции, трудовые десанты.
Основной формой проведения внеурочных занятий является групповое занятие.
Программа по внеурочной деятельности «Я и труд» рассчитана на 67 часов и предполагает проведение занятий 2 раза в неделю
Планируемые результаты
Личностные:
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные:
-вступать в контакт и работать в коллективе;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание программы
1 четверть:
«Техника безопасности». (1 час).
Беседа по правилам поведения на пришкольном участке. «Я дежурю». (1 час). Составление графиков дежурств (распределение обязанностей). «Уход за комнатными растениями». (1 час). Научить детей ухаживать за комнатным растениями. «По страницам книг».(1 час). Литературный час, знакомство с произведениями о труде. «Экскурсия в осенний лес». (1 час). Наблюдение за сезонными изменениями в природе. «Сбор опавших листьев для гербария». (1 час). Сбор листьев на пришкольном участке. «Что может рассказать одежда о своих хозяевах». (1 час) Уход за одеждой и обувью. Овладение навыками работы одёжной щеткой, обувной щёткой и кремом для обуви. «Операция - «Чистюли». (1 час). Генеральная уборка класса. «Знакомство с правилами безопасности труда с инвентарем». (1 час). Беседа по правилам безопасности при работе с хозяйственным инвентарем. «Изучаем листья, плоды, семена». (1 час). Практическая работа на пришкольном участке. «Сбор семян, листьев ». (1 час). Сбор материала для изготовления изделий из природного материала. «Помоги ближнему». (1 час). Ролевая игра. «Уход за осенней одеждой». (1 час). Овладение навыками ухода за одеждой и обувью, практика. «Что такое Красная книга». (1 час). Экскурсия в школьную библиотеку, знакомство с книгой. «Сделаем дом красивым». (1 час). Овладение навыками работы с хозяйственно - бытовыми предметами. «Подделка Мишка». (1 час). Изготовление подделок из природного материала. «Операция - «Чистюли». (1час). Генеральная уборка класса.
2 четверть:
«Моя улица - частица Родины». (1 час). Экскурсия по улицам родного поселка. «Трудовая деятельность людей осенью». (1 час). Беседа о труде людей осенью, ролевая игра. «Чем полезен лес». (1 час). Просмотр видеоролика о пользе леса. «Давайте постираем и погладим». (1 час). Практическая деятельность, помочь детям научится стирать и гладить. «Не разоряйте птичьи гнезда».(1 час). Беседа о птичьих гнездах и почему их нельзя разорять. «В гости к бабушке Федоре». (1 час). Просмотр видеофрагмента, беседа. «Операция - «Чистюли». (1 час). Генеральная уборка класса.
«Зимние забавы». (1 час). Прогулка на улице, игры на свежем воздухе. «Уход за зимней одеждой». (1 час). Овладение навыками ухода за одеждой и обувью, практика. «Как мы учились выполнять поручения по дому». (1 час). Дидактическая игра, беседа, почему нужно помогать родителям. «Как выглядит твой гардероб». (1 час). Показать с помощью дидактической игры, как должно быть у каждого в шкафу. «Готовимся к Новому году».(3 час). Изготовление снежинок, елочных гирлянд. «Операция - «Чистюли». (1 час). Генеральная уборка класса.
3 четверть: «Когда мамы дома нет». (1 час). Сюжетно - ролевая игра, с объяснениями правив безопасности. «Вылечим вещи». (1 час). Практическая работа пришивание пуговиц, ремонт одежды. «Дом, в котором мы живем». (1 час). Рисование своего дома.
«Сохраним землю для потомков». (1 час). Беседа рассуждение, зачем нужно беречь землю. «Что я знаю о труде людей». (1 час). Знакомство с разными профессиями. «Операция - «Чистюли». (1 час). Генеральная уборка класса. «Кто нас обслуживает в столовой». (1 час). Сюжетно-ролевая игра. «Кого называют трудолюбивым». (1 час). Знакомство с понятием трудолюбие, беседа. «Выполнение обязанностей цветовода». (1 час). Уход за комнатными цветами, практика. «Как одеться на улицу». (1 час). Дидактическая игра. «23 февраля». (1 час). Изготовление поздравительной открытки. «Покормим птиц». (1 час). Экскурсия в парк. «Операция - «Чистюли». (1 час). Генеральная уборка класса. «Моя домашняя одежда». (1 час). Беседа. «8 марта». (1 час). Изготовление поздравительной открытки. «Чистка обуви». (1 час). Практическое занятие по уходу за своей обувью. «Зеленое одеяло планеты». (1 час). Рисование рисунков на тему земля. «Мой внешний вид». (1 час). Беседа, дидактическая игра. «Покормим лесных жителей». (2 часа). Прогулка к кормушкам. «Операция - «Чистюли». (1 час). Генеральная уборка класса.
-
четверть:
«Братья наши меньшие». (1 час). Изготовление подделки. «Птицы – друзья леса». (1 час). Изготовление аппликации. «Лесная тропа. Дорогой туриста». (1 час). Игра - путешествие, работа с картой. «Акция « Поможем книге». (1 час). Работа по ремонту книг. «Красная книга. Животные». (1 час). Знакомство с животными из Красной книги. Лепка животных с пластилина. «Зеленая аптека». (1 час). Трудовой десант, уборка территории школы. «Операция - «Чистюли». (1 час). Генеральная уборка класса. «Уход за деревьями на пришкольном участке». (1 час). Беседа о том, как ухаживать за деревьями. «Панно. Цветущий сад». (1 час). Изготовление подделки. «Картины весны». (1 час). Экскурсия в парк. «Уборка цветника». (1 час). Подготовка, к посадке цветов. «Что растет на клумбе». (1 час). Высаживание саженцев на клумбу. «Скоро каникулы». (1 час). Беседа, повторение правил безопасности. «Операция - «Чистюли». (1 час). Генеральная уборка класса.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | тема занятий | дата | кол – во часов | теория | практика |
| 1 ЧЕТВЕРТЬ | | |||
1 | «Техника безопасности» | 01.09 | 1 | + | |
2 | «Я дежурю» | 06.09 | 1 | | + |
3 | Уход за комнатными растениями» | 08.09 | 1 | + | |
4 | «По страницам книг» | 13.09 | 1 | | + |
5 | «Экскурсия в осенний лес» | 15.09 | 1 | | + |
6 | Сбор опавших листьев для гербария» | 20.09 | 1 | | + |
7 | «Что может рассказать одежда о своих хозяевах» | 22.09 | 1 | + | |
8 | «Операция - «Чистюли» | 27.09 | 1 | | + |
9 | «Знакомство с правилами безопасности труда с инвентарем» | 29.09 | 1 | + | |
10 | «Изучаем листья, плоды, семена». | 04.10 | 1 | | + |
11 | «Сбор семян, листьев » | 06.10 | 1 | | + |
12 | «Помоги ближнему» | 11.10 | 1 | | + |
13 | «Уход за осенней одеждой» | 13.10 | 1 | | + |
14 | «Что такое Красная книга» | 18.10 | 1 | | + |
15 | «Сделаем дом красивым» | 20.10 | 1 | + | |
16 | «Подделка Мишка» | 25.10 | 1 | | + |
17 | «Операция - «Чистюли» | 27.10 | 1 | | + |
| 2 ЧЕТВЕРТЬ | | |||
1 | «Моя улица - частица Родины» | 08.11 | 1 | | + |
2 | «Трудовая деятельность людей осенью» | 10.11 | 1 | + | |
3 | «Чем полезен лес» | 15.11 | 1 | + | |
4 | «Давайте постираем и погладим» | 17.11 | 1 | | + |
5 | «Не разоряйте птичьи гнезда» | 22.11 | 1 | + | |
6 | «В гости к бабушке Федоре» | 24.11 | 1 | + | |
7 | Операция - «Чистюли» | 29.11 | 1 | | + |
8 | «Зимние забавы» | 01.12 | 1 | | + |
9 | «Уход за зимней одеждой» | 06.12 | 1 | | + |
10 | «Как мы учились выполнять поручения по дому» | 08.12 | 1 | + | |
11 | «Как выглядит твой гардероб» | 13.12 | 1 | | + |
12 | «Готовимся к Новому году» | 15.12 20.12 22.12 | 3 | | + |
13 | «Операция - «Чистюли» | 27.12 | 1 | | + |
| 3 ЧЕТВЕРТЬ | | |||
1 | «Когда мамы дома нет» | 12.01 | 1 | + | |
2 | «Вылечим вещи» | 17.01 | 1 | | + |
3 | «Дом, в котором мы живем» | 19.01 | 1 | | + |
4 | «Сохраним землю для потомков» | 24.01 | 1 | + | |
5 | «Что я знаю о труде людей» | 26.01 | 1 | + | |
6 | «Операция - «Чистюли» | 31.01 | 1 | | + |
7 | Кто нас обслуживает в столовой» | 02.02 | 1 | | + |
8 | «Выполнение обязанностей цветовода» | 07.02 | 1 | | + |
9 | «Как одеться на улицу» | 09.02 | 1 | | + |
10 | «23 февраля» | 14.02 | 1 | | + |
11 | «Покормим птиц» | 16.02 | 1 | | + |
12 | «Операция - «Чистюли» | 21.02 | 1 | | + |
13 | Моя домашняя одежда». | 28.02 | 1 | + | |
14 | «8 марта» | 02.03 | 1 | | + |
15 | «Чистка обуви» | 07.03 | 1 | | + |
16 | «Зеленое одеяло планеты» | 09.03 | 1 | | + |
17 | «Мой внешний вид» | 14.03 | 1 | + | |
18 | «Покормим лесных жителей» | 16.03 21.03 | 2 | | + |
19 | «Операция - «Чистюли» | 23.03 | 1 | | + |
| 4 ЧЕТВЕРТЬ | | |||
1 | «Братья наши меньшие» | 04.04 | 1 | | + |
2 | «Птицы – друзья леса» | 06.04 | 1 | | + |
3 | «Лесная тропа. Дорогой туриста» | 11.04 | 1 | | + |
4 | | 13.04 | | | |
5 | «Акция « Поможем книге» | 18.04 | 1 | | + |
6 | «Красная книга. Животные» | 20.04 | 1 | | + |
7 | «Зеленая аптека» | 25.04 | 1 | | + |
8 | «Операция - «Чистюли» | 27.04 | 1 | | + |
9 | «Уход за деревьями на пришкольном участке» | 02.05 | 1 | + | |
10 | «Панно. Цветущий сад» | 04.05 | 1 | | + |
11 | «Картины весны» | 11.05 | 1 | | + |
12 | «Уборка цветника» | 16.05 | 1 | | + |
13 | «Что растет на клумбе» | 18.05 | 1 | | + |
14 | «Скоро каникулы» | 23.05 | 1 | + | |
15 | Операция - «Чистюли» | 25.05 | 1 | | + |