Файл: Ход урока I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
-
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовноти. -
Повторение и закрепление изученного.
- Вспомним материал прошлого урока. Я говорю высказывание, если оно верное – поднимите руку, если нет – не шевелитесь.
1. Название нашей страны – Российская Федерация. +
2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья». - союз
3. На территории России живет более 160 народов. +
4. Основной закон страны – Конституция.+
5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон». - устройство
6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН. +
8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту. +
9. О детях-сиротах заботится государство. +
10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН. - 20
11. До 17 лет человек считается ребенком. – до 18
- А сейчас мы будем работать в группах. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. Каждая группа получает карточку с заданием, работают 1 минуту, обсуждают, а затем один представитель от группы отвечает.
РАБОТА В ГРУППАХ ( по 4 человека)
Карточки с заданиями:
-
1 группа
- Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герой:
«Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Алёнушку» (угроза здоровью)
-
2 группа
- Каким правом решили воспользоваться дети?
«Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда они выросли, собрались искать своих родителей» ( жить и воспитываться в семье)
-
3 группа
- Каким правом могут воспользоваться животные?
«Приходи ко мне лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и паучок,
И медведица» (Право получить помощь врача)
-
4 группа
-О каком праве идёт речь в следующих строчках:
«Все работы хороши, выбирай на вкус» ( право на труд)
-
5 группа
- Каким правом воспользовалась золушка, когда решила пойти на бал
( право на отдых)
-
6 группа
- Каким правом могут воспользоваться насекомые?
« Господин учитель ЖУК
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.» (право на образование)
III. Работа над новым материалом.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…» Вы, ребята, помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию (монархия – власть единоличного правителя) и стали избирать правительство сами.
У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки.
Но у всех у нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется?
Это наша страна – Россия. Само слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом.
Раз мы живём в России, значит мы кто? (Граждане России)
- Как вы думаете какова будет тема сегодняшнего урока? (МЫ граждане России).
- О чём мы сегодня будем говорить? (О правах и обязанностях граждан, о том, кто правит государством)
- Мы все являемся гражданами России. Что же значит быть гражданином? (Граждане должны исполнять законы, они имеют права).
- Какие права имеют граждане нашей страны?
- А какие права вы еще имеете?
- Узнаем подробнее об этом из текста на странице 164-165 учебника. О каких новых правах вы узнали?
- А какие у гражданина есть обязанности?
Что из перечисленного относится к правам?
- Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.
Мать с отцом голосовали,
Старший брат голосовал,
Я один остался дома.
Ты еще, – сказали, – мал.
Это все-таки обидно:
Все – на выборах, я – нет,
Разве скоро соберешь их –
Восемнадцать полных лет?
Вот уйду я плавать в море,
А когда вернусь назад,
Будут славным капитаном
Все гордиться, даже брат!
И однажды, утром рано,
Скажут мне отец и мать:
– Надевай парадный китель
И пойдем голосовать.
В. Лукс (Наши родители имеют право голосовать).
- Верно. Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают? (Президента республики, страны, депутатов, мэра, губернатора).
- А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? С какого возраста вы сможете голосовать? ( С 18 лет).
- Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»? (Президент.)
- Кто является нашим президентом? ( Владимир Владимирович Путин).
Что нового вы узнали из текста?
- А что такое Правительство России? (Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства – президентом.)
Прочитайте текст на с. 165–166 учебника. Как работает Президент? Как вступают в силу новые законы?
Учащиеся после чтения текста отвечают на вопросы. С помощью учителя учащиеся составляют на доске схему «Новые законы». IV. Закрепление изученного.
Послушайте стихотворение и скажите: откуда начинается Россия?
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
Виктор Боков
(Россия начинается со своих граждан).
- А что значит быть гражданином? (Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также на управление страной).
- Кого выбирают граждане России? (Президента, депутатов, мэра, губернатора).
- Кто является главой государства? Чем он занимается? (Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики).
- Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин? (В 2012 году).
- Когда вступает в силу новый закон? (Дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет его. Если закон одобрен, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент его подписывает, закон вступает в силу.)
- Кто решает важные вопросы жизни страны? (Правительство РФ.)
ДЗ: Ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нём было интересно и хорошо, разработайте дома «Права и обязанности учеников вашего класса»