Файл: Ход урока I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовноти.

  2. Повторение и закрепление изученного.

- Вспомним материал прошлого урока. Я говорю высказывание, если оно верное – поднимите руку, если нет – не шевелитесь.

1. Название нашей страны – Российская Федерация. +

2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья». - союз

3. На территории России живет более 160 народов. +

4. Основной закон страны – Конституция.+

5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон». - устройство

6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН. +

8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту. +

9. О детях-сиротах заботится государство. +

10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН. - 20

11. До 17 лет человек считается ребенком. – до 18
- А сейчас мы будем работать в группах. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. Каждая группа получает карточку с заданием, работают 1 минуту, обсуждают, а затем один представитель от группы отвечает.

РАБОТА В ГРУППАХ ( по 4 человека)

Карточки с заданиями:

  1. 1 группа

- Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герой:

«Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Алёнушку» (угроза здоровью)

  1. 2 группа

- Каким правом решили воспользоваться дети?

«Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда они выросли, собрались искать своих родителей» ( жить и воспитываться в семье)

  1. 3 группа

- Каким правом могут воспользоваться животные?

«Приходи ко мне лечиться

И корова, и волчица.

И жучок, и паучок,

И медведица» (Право получить помощь врача)

  1. 4 группа

-О каком праве идёт речь в следующих строчках:

«Все работы хороши, выбирай на вкус» ( право на труд)


  1. 5 группа

- Каким правом воспользовалась золушка, когда решила пойти на бал

( право на отдых)

  1. 6 группа

- Каким правом могут воспользоваться насекомые?

« Господин учитель ЖУК

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.» (право на образование)

III. Работа над новым материалом.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…» Вы, ребята, помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию (монархия – власть единоличного правителя) и стали избирать правительство сами.
У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки.

Но у всех у нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется?

Это наша страна – Россия. Само слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом.

Раз мы живём в России, значит мы кто? (Граждане России)

- Как вы думаете какова будет тема сегодняшнего урока? (МЫ граждане России).

- О чём мы сегодня будем говорить? (О правах и обязанностях граждан, о том, кто правит государством)

- Мы все являемся гражданами России. Что же значит быть гражданином? (Граждане должны исполнять законы, они имеют права).

- Какие права имеют граждане нашей страны?

- А какие права вы еще имеете?

- Узнаем подробнее об этом из текста на странице 164-165 учебника. О каких новых правах вы узнали?

- А какие у гражданина есть обязанности?

Что из перечисленного относится к правам?

- Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.

Мать с отцом голосовали,

Старший брат голосовал,

Я один остался дома.



Ты еще, – сказали, – мал.

Это все-таки обидно:

Все – на выборах, я – нет,

Разве скоро соберешь их –

Восемнадцать полных лет?

Вот уйду я плавать в море,

А когда вернусь назад,

Будут славным капитаном

Все гордиться, даже брат!

И однажды, утром рано,

Скажут мне отец и мать:

– Надевай парадный китель

И пойдем голосовать.

В. Лукс (Наши родители имеют право голосовать).

- Верно. Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают? (Президента республики, страны, депутатов, мэра, губернатора).

- А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? С какого возраста вы сможете голосовать? ( С 18 лет).

- Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»? (Президент.)

- Кто является нашим президентом? ( Владимир Владимирович Путин).

Что нового вы узнали из текста?

- А что такое Правительство России? (Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства – президентом.)

Прочитайте текст на с. 165–166 учебника. Как работает Президент? Как вступают в силу новые законы?

Учащиеся после чтения текста отвечают на вопросы. С помощью учителя учащиеся составляют на доске схему «Новые законы». IV. Закрепление изученного.

Послушайте стихотворение и скажите: откуда начинается Россия?



Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

Россия начинается с пристрастья

к труду,

к терпенью,

к правде,

к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

Виктор Боков

(Россия начинается со своих граждан).

- А что значит быть гражданином? (Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также на управление страной).

- Кого выбирают граждане России? (Президента, депутатов, мэра, губернатора).

- Кто является главой государства? Чем он занимается? (Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики).

- Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин? (В 2012 году).

- Когда вступает в силу новый закон? (Дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет его. Если закон одобрен, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент его подписывает, закон вступает в силу.)

- Кто решает важные вопросы жизни страны? (Правительство РФ.)

ДЗ: Ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нём было интересно и хорошо, разработайте дома «Права и обязанности учеников вашего класса»