Файл: Сет бог пустынь, бог грозы, выступавший первоначально в облике стилизованного животного.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

https://world-of-legends.su/egipet/egipet_mif

эпизодом из мифа об Осирисе, относящимся к тому времени, когда Исида с маленьким Хором пряталась от Сета в заболоченных окрестностях Дельты. Легенда эта записана на каменной плите, известной как «Стела Меттерниха» (музей Метрополитен, Нью-Йорк), датированной примерно 378—360 годами до н. э . Исида в легенде выступает в роли богини скорпионов. «Я — Исида, вышла из дома рабынь, куда меня поместил брат мой Сет.
Еще одной сакральной областью, тесно связанной с этими мифами, были запреты — табу. К сожалению, мифов, в которых нашла отражение эта связь, сохранилось немного, их, очевидно, рассказывали, но не записывали. Существовало множество видов табу, и в каждой области Египта были свои запреты. Некоторые из них понять легко: например, запрет носить шерстяную одежду в храме Хнума, который представлялся в облике барана или бараноголового человека. Отдельные запреты находят определенное обоснование в мифах: например, признание черной свиньи нечистым животным. Этот мифологический сюжет хорошо известен по 112-й главе «Книги мертвых», в начале которой дается объяснение, почему город Буто стал культовым центром Хора: «Известно ли вам, почему Буто был отдан Хору? Я это знаю, если вы не знаете этого. Это Ра его отдал ему [Хору] в возмещение раны, нанесенной его глазу [Сетом. Вот как это произошло]. Ра сказал Хору: — Дай узреть мне, что случилось сегодня с твоим глазом? Посмотрел на него Ра и сказал Хору: — Взгляни на эту черную свинью. Хор посмотрел, и рана его глаза [вновь] сильно разболелась. Тогда Хор сказал Ра:

— Мой глаз так [плох], словно Сет нанес удар моему глазу. И он лишился чувств. Тогда Ра сказал богам: — Положите его на ложе. Да исцелится он! И [в самом деле] случилось так, что [это] Сет превратился в черную свинью и нанес жестокий удар его [Хора] глазу. И сказал Ра богам: — Пусть будет ненавистна черная свинья из-за Хора, и пусть он исцелится. Поэтому боги из его свиты возненавидели черную свинью из-за Хора».

Гелиопольская эннеада. «О Великая Девятка богов, что обитают в Иуну: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида, которых породил Атум. Сердце его радуется [вам], кого он породил в вашем имени «Девять богов»*.

* «Тексты пирамид», § 1655

Исторические книги Ветхого Завета охватывают жизнь еврейского народа со времени его вступления в Обетованную Землю при Иисусе Навине (1451 лет до Р. Х). до периода Маккавеев (150 лет до Р. Х.). В частности, книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие Обетованную землю, еще не были объединены в одно государство, но жили более или менее обособлено друг от друга. Книги Царств и книги Паралипоменон охватывают монархический период в жизни еврейского народа, длившийся около пятисот лет. Заканчивается этот период падением Иудейского царства и вавилонским пленением, за 586 лет до Р. Х. Книги Ездры, Неемии, Иудифь, Есфирь повествуют о событиях после вавилонского плена и о восстановлении Иерусалима. Наконец, Маккавейские книги охватывают последний период ветхозаветной истории еврейского народа во времена его борьбы за независимость, за несколько столетий до Р. Х.


Хотя исторические книги и описывают определенный этап истории еврейского народа, однако главной темой этих книг является отношение Израиля с Яхве, его верность или неверность Богу, то есть в повествовании прослеживается явно назидательный характер. Историческая ценность книг основывается на обширном материале первостепенной важности. Это не только устные рассказы и древний эпос, но и биографии великих людей Израиля, написанные вскоре после их кончины, а также государственные летописи Израильского и Иудейского царств, на которые священные писатели часто ссылаются.

Книга Иисуса Навина

В книге Иисуса Навина ярко выявляется постоянная помощь Божия еврейскому народу в овладении Обетованной землей. Эта помощь иногда обнаруживалась явными чудесами. Например, когда в самом начале завоевания евреям предстояло перейти реку Иордан, вода остановилась и евреи прошли по сухому дну (3-я гл.); потом – при покорении пограничного хананейского города Иерихона, после обхода города еврейским народом и возглашения священных труб, стены города пали (6-я гл.). Между прочим, на месте древнего Иерихона сейчас ведутся интересные археологические раскопки, которые проливают свет на древние исторические события, описанные в книге Иисуса Навина. Помощь Божия в покорении Ханаанской земли обнаружилась и в «остановлении солнца» во время битвы при Гаваоне (10-я гл.).

После завоевания Обетованная земля была поделена между двенадцатью еврейскими «коленами», или племенами. Колено Иуды населило южную часть Святой Земли. Только колено Левия не получило своего земельного удела, так как потомки Левия должны были нести священнические обязанности для жителей всей страны. Зато левиты получили во владение некоторые города, разбросанные в разных частях Обетованной Земли.

Автор книги и время ее составления Надписание книги именем Иисуса Навина свидетельствует о его авторстве, хотя это и не бесспорно. За авторство Иисуса Навина говорит: а) конкретное указание самой книги: (ХХIV, 26); б) свидетельство древних раввинов, записанное в Талмуде; в) содержание книги, где точное указание мельчайших подробностей относительно событий, лиц и мест могло быть сделано только очевидцем, а не позднейшим лицом. Географически книга очень правдива. Кроме того, в содержании книги наблюдается единство плана и идеи, единство точки зрения на описываемые события. В композиционном отношении книга представляет не простое изложение событий, но стройное повествование по известному плану.

Мнение западных критиков, в соответствии с которым книга Иисуса Навина составлялась по частям между IX и VI веками до Р.Х.,

Книга Судей

Эта книга заключает в себе историю избранного народа от смерти Иисуса Навина до судии Самсона (1425–1150 до Р. Х.). Поселившись в земле хананеев, евреи начали с ними сближаться, вступать в родство и перенимать от них идолопоклонство и гнусные языческие обычаи. За эти языческие грехи Бог наказывал евреев. Он попускал соседним иноплеменникам – аммонитянам, филистимлянам, моавитянам и другим – порабощать и угнетать евреев. Истомленные гнетом врагов, израильтяне каялись и обращались к Богу. Тогда Он, умилосердившись, посылал евреям Своих избранников в лице «судей». Судьи организовывали войско и с помощью Божией прогоняли притеснителей. Через известное количество лет израильтяне опять забывали Бога, начинали служить идолам и грешить и опять подпадали под иноземное иго. Тогда они вновь каялись, и снова Бог им посылал избавителя-судью. Так шесть раз Израиль подпадал под иго иноплеменников и шесть раз Бог избавлял его через судей. В книге Судей ярко выявляется тот факт, что за отступлением от Закона Божия следует порабощение, а за покаянием – избавление. При этом помощь Божия приходит чудесным образом: количество воинов, оружия и другие военные преимущества не имеют значения для исхода событий. Деятельность судии Гедеона ярко иллюстрирует эту истину. Он с 300-ами воинами наголову разбил большое мадианитянское войско и сверг их тяжелое иго (6–7 гл.). Замечательна также жизнь Самсона. Получив от Бога необыкновенную физическую силу, он несколько раз наносил чувствительные поражения филистимлянам, которые в то время притесняли евреев (13–16 гл.).

Время написания книги и её автор Вся книга Судей представляет собой довольно стройное, цельное литературное произведение, что указывает на одного её составителя, жившего в конце описываемого периода. Это же подтверждает и введение в книгу, в котором дается оценка всему описываемому периоду. Можно также заключить, что автор жил до царя Давида, так как Иерусалим ещё называется Иевусом, и иевусеи еще не были изгнаны из крепости, взятой Давидом (Суд. 1, 21; 13, 10; 2 Цар. 5, 6-7). На основании сказанного, автором книги Судей называют пророка Самуила (XI в. до Р.Х.). Это мнение подтверждается также древним иудейским преданием, записанным в Талмуде. Однако, некоторые полагают, что книга окончательно была составлена во времена священника Ездры (V в.), то есть на её формирование ушло около 600 лет. Сторонники этого мнения указывают на симпатию писателя к монархическому образу правления Израилем (Суд. 21, 25). Кроме того, представители этого мнения убеждены, что прослеживаемая в книге идея греха и наказания могла сформироваться так убедительно только после плена. Что же касается времени описываемых событий, то его по книге установить нелегко, ибо она не является в строгом смысле слова
продолжением книги Иисуса Навина и, кроме того, хронологический порядок в книге не соблюдается.

Книги Царств

Следующие книги Библии, так называемые Книги Царств и Паралипоменон повествуют о событиях монархического периода в жизни еврейского народа. После Самсона судьей был пророк Самуил. При нем израильские колена решили объединиться в одно государство под скипетром царя. Самуил помазал Саула в цари над Израилем. После Саула царствовали сначала Давид, потом его сын Соломон. При сыне Соломона, Равоаме, единое царство разделилось на два: иудейское – на юге, и израильское – на севере Святой Земли. Книги Царств описывают период в пятьсот лет: от рождения Самуила (1100 лет до Р. Х). до освобождения иудейского царя Иехонии из темницы (в 567 г. до Р. Х.).

В еврейской библии книга Царств разделена на две части под названием «Сефер Шемуель» (книга Самуила) и «Сефер Мелахим» (книга Царей). В библии же Семидесяти толковников (греческий перевод), а также в русской библии, книга «Сефер Шемуель» разделена на две части, которые названы 1-я и 2-я книги Царств. Книга же «Сефер Мелахим» тоже разделена на две части, которые названы 3-я и 4-я книги Царств. Согласно преданию, писателем первой части 1-й книги Царств был пророк Самуил (1–25 гл.), авторами конца 1-й (26–31 гл). и всей 2-й книг Царств – пророки Нафан и Гад. 3-я и 4-я книги Царств были написаны несколькими пророками-летописцами.

2-я книга Царств повествует о сорокалетнем царствовании Давида. Первые годы царствования Давида были очень успешными, потому что Бог во всем помогал ему. Давид отобрал у Иевусеев их крепость Иерусалим, сделав ее своим столичным городом. (Иерусалим был Ханаанскии городом «Ушалим» – «основанный богом Шалемом». Он известен по аккадским документам 14 века – переписка Телль-эль-Амарна. Библейское предание видит в нем город Мелхиседека, современника Авраама (Быт. 14:18), и отождествляет его местонахождение с горой Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношение).

3-я книга Царств описывает царствование Соломона, которого Бог за веру и скромность наделил великой мудростью. Соломон построил в Иерусалиме храм, который красотой и богатством превосходил все современные ему дворцы и языческие храмы. При Соломоне Израиль достиг апогея своего благосостояния и славы (1–11 гл.). Впрочем, крупные налоги и тяжелые строительные работы легли на народ тяжелым бременем и вызывали недовольства. Свою славу мудрого правителя Соломон омрачил многоженством и допущением языческих капищ около Иерусалима. Недовольство Соломоном привело к тому, что после его смерти, при Ровоаме (12 гл.), Израильское царство разделилось на два: Иудейское, с царями из рода Давида и столицей в Иерусалиме, и – Израильское, имевшее царей различных династий, со столичным городом Самарией (980 лет до Р. Х.). После Ровоама 3-я и 4-я книги Царств параллельно повествуют о событиях в Иудейском и Израильском царствах: деяниях царей, подвигах пророков, войнах и религиозном состоянии в этих царствах.


Книга Ездры

Книга Ездры повествует о событиях в конце вавилонского плена. В еврейской библии помещается только одна книга Ездры, которая и называется просто «Ездра». В греческой библии Семидесяти толковников и в славянской есть еще две «неканонические» книги Ездры, всего три. Главное содержание книги Ездры – возвращение иудеев из плена вавилонского. Первое возвращение иудеев последовало после указа Кира в 536 г. под предводительством Зоровавеля и первосвященника Иисуса. Тогда началось возобновление храма. Второе возвращение иудеев было под предводительством Ездры при Артаксерксе Лонгимане.

Книга Неемии

Неемия происходил из колена Иудина и, вероятно, из рода царского. Он занимал высокий сан виночерпия при дворе персидских царей. В 20-й год царствования царя персидского Артаксеркса Лонгимана (465–424 до Р. Хр. в 446 г. до Р. Х.) Неемия узнал от пришедших из Палестины соотечественников о плачевном состоянии Иерусалима. Он упросил царя, и тот послал Неемию на родину в качестве правителя с обширными полномочиями. Здесь он построил город и воздвиг вокруг него стены, несмотря на сопротивление самарян. Построив город, заселив его и освятив стены, Неемия вместе с Ездрою занялись просвещением народа и упорядочением его нравственной и общественной жизни: прочитан был Закон Моисеев, отпразднован праздник «Кущей», богачи отпустили долги беднякам, был обновлен завет народа с Богом. После этого Неемия возвратился к Артаксерксу, но затем он снова приходил в Иерусалим и занимался искоренением различных преступлений в народе. Так в течение 30-ти лет, до самой своей кончины, Неемия трудился на пользу восстановления Иерусалима и укрепления веры в народе.

Книга Есфирь

Свое название книга получила от главного действующего в ней лица, по имени Есфирь, что значит «Звезда». Благодаря своей красоте еврейская сирота Гадасса стала женой персидского царя Артарксеркса (вероятно, Ксеркса, 485–465), получив имя Есфирь. Есфирь была воспитана своим дядей Мардохеем, который работал привратником при царском дворе. Мардохей несколько лет перед этим спас жизнь царя, которого заговорщики хотели убить. Заслуга Мардохея была отмечена в персидских документах.

Книга Иудифь

События, описанные в книге Иудифь, произошли в Израиле во времена царя Манассии. Книга Иудифь названа по имени главного лица, действующего в повествовании книги. Иудифь была прекрасная и благочестивая вдова некоего Манассии из колена Симеонова в городе Ветилуи. Она своим геройским поступком спасла свой город и всю страну от ассирийского войска, пришедшего разорить их под предводительством Олоферна (прибл. 650 лет до Р. Х.).