Файл: Сет бог пустынь, бог грозы, выступавший первоначально в облике стилизованного животного.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Маккавейские книги
Книги Маккавейские названы по имени героев, деяния которых в них описаны. Эти книги повествуют о событиях 330–130 годов до Р. Х. На смену Персидской империи пришла греческая, основанная Александром Македонским. Его огромная империя просуществовала очень недолго. После смерти Александра Македонского она распалась на четыре царства, из которых два – Египетское и Сирийское – имели весьма важное значение в истории иудеев. Во время последовавших войн за наследство, Палестина явилась яблоком раздора между властителями этих двух стран. В 203 г. до Р. Х. власть над Иудеей перешла в руки Сирийских царей и с той поры началось тяжелое время для иудеев, так как Сирийские цари старались насадить среди них язычество. Особенно жестоким преследователем евреев, верующих в истинного Бога, оказался царь Антиох 4-й Епифан (175–164 до Р. Х.). При нем греческий культ был объявлен государственной религией. Люди, отказывавшиеся принять язычество, преследовались и умерщвлялись. Храм Божий подвергся осквернению. (Антиох, претендуя на божеские почести, назвал себя Епифаном – что значит «Явление бога». За свои лютые преследования верующих он стал прообразом имеющего придти последнего гонителя веры – антихриста. Ап. Павел, говоря об антихристе, предсказывает, что он «сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога» (2Сол. 2:4), напоминая подобный случай с Антиохом. Иисус Христос, говоря о «мерзости запустения» в святилище храма Божия (предсказанной пророком Даниилом в Дан. 9:27, см. Мф. 24:15), напоминает такое именно состояние Иерусалимского храма при Антиохе Епифане. Антиоха постигла лютая болезнь, от которой он умер, будучи заживо съеденным червями).
1-я книга Маккавейская, упомянув о завоеваниях Александра Македонского и о разделении его царства между его полководцами (330–310), переходит к истории гонений Антиоха Епифана на иудеев (175 г. до Р. Х). и изображает ужасы этого гонения. В защиту веры выступил священник Маттафия и его пять сыновей, прозванные Маккавеями – «молотами» за их успешную борьбу с поборниками язычества. Из сыновей Маттафии особенно прославились Иуда, Ионафан и Симеон.
2-я книга Маккавейская дополняет предыдущую книгу, приводя новые подробности о борьбе палестинских евреев против притеснений веры со стороны сирийский царей, начиная с Илиодора, посланного царем Селевком Филопатором ограбить Иерусалимский храм, до победы Иуды Маккавея над Никанором, военачальником Димитрия Селевка. Во время гонений Антиоха Епифана пострадали девяностолетний священник Елеазар, потом – семеро братьев и многие другие, которые после лютых мучений были умерщвлены в 166 г. до Р. Х. (6–7). Эти страдальцы за веру позже были названы «Маккавейские мученики» и вспоминаются Церковью 14-го августа.
3-я книга Маккавейская повествует о более ранних гонениях на иудеев в Египте от Птоломея 4-го Филопатора, начавшихся в 216 г. до Р. Х., т.е. лет на 50 раньше времени Иуды Маккавея. Поводом к гонению было озлобление царя Птоломея за то, что он по молитве первосвященника Симона не был допущен Богом во Святая Святых Иерусалимского храма. Далее книга описывает, как царь Птоломей замыслил истребить иудеев: заманить их на ипподром и затоптать слонами. По молитве первосвященника Бог послал двух ангелов, которые устрашили слонов, и иудеи были спасены.
Начать бы хотелось с положительных моментов. (Во-первых, можно отметить наличие презентации у докладчика, что лично мне лучше помогало воспринимать информацию). Во-вторых, хотелось бы сказать, что выступление происходило с отрывом от текста, а это свидетельствует о том, что докладчик разбирается в теме. Цель и задачи доклада соответствуют теме, что также однозначно является плюсом. Отбор фактов также абсолютно соответствует заявленной теме.
Несмотря на достаточную степень подготовки, докладчику не удалось избежать недочетов в своей работе. Была немного не соблюдена внутренняя логика повествования, это выразилось в несоблюдении хронологического порядка в рассказе об исторических книгах Ветхого Завета, а именно первыми шли книги Судей, а не Иисуса Навина.
Немаловажным будет также сказать, что Докладчиком не было сказано про три неканонические исторические книги, а именно 3 книга Ездры, книга Иуидифи, книга Товита и 3 Маккавейская книга. Хотелось бы сделать небольшое прибавление по поводу этих книг:
Книга Иудифи содержит повествование о знаменитой иудеянке Иудифи, которая спасла еврейский народ и обезглавила вражеского военачальника Олоферна. Первоначальный текст книги — халдейский, до нас дошел только греческий. Время события указать очень трудно, по всей вероятности это время во время пленения колена Манасиина ассирийцами, т. е. около 680 года до Р. Х. Так как в это время показывается, что ассирийская монархия находится в самом цветущем состоянии. Также говорится о недавно бывшем иудейском пленении. Разуметь пленение вавилонское еще в то время нельзя, потому что тогда ассирийской монархии уже не существовало, а пленения иудеев еще не было. Писатель книги неизвестен и неизвестность писателя является причиной ее неканонического достоинства. Некоторые считают писателем современника Иудифи первосвященника Елеакима.
Книгу Иудифи можно разделить на две части приблизительно равной длины. В 1–7 глл. говорится об угрозе Израилю от царя Навуходоносора и его военачальника Олоферна. Глл.8–16 говорят об Иудифи и описывают её подвиг.
Цель написания этой книги — показать потомкам промысел Божий о народе еврейском.
Третья книга Ездры. Книга названа в честь Ездры – героя повествования. Он является одним из главных действующих лиц послепленной истории, и его фигура соотносима с Моисеем. В этой книге говорится, что ему был дан дар восстановить уничтоженные за время плена тексты и записать новые пророчества, не предназначенные для широкого круга читателей. Книгу принято разделять на пролог (глл. 1–2), основную часть (глл. 3–14) и эпилог (глл. 15–16). Так как книга чётко распадается на три части, то можно предположить, что авторов было несколько, и это не книжник Ездра. Писателем глл. 3–14, скорее всего, был простой, благочестиво настроенный иудей, который черпал свой материал из представлений, ходящих в народе. Предисловие написал еврей, уже несколько знакомый с христианским учением, а заключение – человек, стоящий на узко-иудейской точке зрения. Неизвестно, кто соединил все три части в одну книгу.
В начале основной части книги от имени Ездры дается указание на время, когда происходили описываемые в ней события: «В тридцатом году по разорении города был я в Вавилоне...» (3 Езд 3. 1). Если считать, что здесь имеется в виду разрушение Иерусалима в 587 г. до Р. Х., то это противоречит в первую очередь сведениям о жизни Ездры, содержащимся в носящей его имя канонической книге, согласно к-рым он жил значительно позже в Персидской империи, «в царствование Артаксеркса» (1 Езд 7. 1). Возможно, в 3 Езд 3. 1 речь идет о разрушении Иерусалима в 70 г. по Р. Х.; В качестве аргумента в пользу датировки книги рубежом I и II вв. по Р. Х. приводят, напр., видение орла из 11-й и 12-й глав. При этом 3 головы орла отождествляются с рим. императорами 2-й пол. I в.: Веспасианом, Титом и Домицианом. Помимо того, и само содержание книги во многом соответствует эпохе: храм был разрушен, город опустошен, и казалось, что судьба Израиля решена окончательно. Исследователи полагают, что вопросы, поднимаемые Ездрой, серьезно «занимали в те годы благочестивых» иудеев (Apokalypsen. 1981. S. 302), а разрушение Иерусалима Титом в 70 г. по Р. Х. было событием, оказавшим наиболее значительное влияние на мировоззрение автора книги (Stone. 1990. P. 10). Вероятным временем составления Е. т. к., по мнению мн. совр. исследователей, могли быть последние годы правления имп. Веспасиана (69-79 гг. по Р. Х.)
Книга Товита. В книге Товита встречаются исторические, географические и хронологические неточности, которых могло бы не быть, если бы она была написана современником. Так, например, территорию колена Неффалимова завоевал и переселил часть жителей ее в Ассирию не Салманассар, а Тиглатпаласар III в 734 г. (1, 10–13; 4Цар. 15, 29). Сеннахирим показан в книге как сын и преемник Салманассара (l, 15), в действительности же он был сыном и преемником Саргона II, который не упоминается в повествовании. Ниневию, столицу Ассирии, взяли не Ассуир и Навуходоносор (14, 15), а Киаксар и Набопаласар. Ниневия располагалась на восточном берегу Тигра, поэтому эта река не могла находиться между Ниневией и Екбатаной (если в 6, 2 имеется в виду именно Тигр, а не какой-либо приток). Согласно Тов. 1, 4, Товит был очевидцем разделения единого царства после смерти Соломона в 931 году, в плен уведен вместе с израильтянами колена Неффалимова в 734 г. (1, 5, 10), а сын его Товия умер после разрушения Ниневии в 612 году (14, 5). Отмеченные неточности и анахронизмы свидетельствуют о том, что автор жил позднее упоминаемых в книге событий, имел в виду главным образом назидательную цель и не особенно интересовался историей, которая служила фоном для его повествования. На более позднее время указывают также другие данные книги: знание позднейших событий (14, 4–5, 15), употребление греческой монеты драхмы (5, 15; признак эллинистической эпохи), использование автором священных книг, особенно написанных в поздние века Ветхого Завета. В связи с этим большинство современных исследователей считают книгу Товита религиозно-назидательным произведением, лишь отражающим историческое положение, написанным примерно за 200 лет до Р. Х., предположительно, в Месопотамии, поскольку в книге отражена ситуация рассеяния.
Третья книга Маккавейская. Несмотря на название, книга не имеет ничего общего с Маккавеями или их борьбой против империи Селевкидов, как она описана в 1-й и 2-й книгах Маккавеев. В ней рассказывается история преследования евреев в Египте за несколько десятилетий до восстания Маккавеев. Название книги, по-видимому, связано с тем, что в ней, как и в первых двух, рассказывается о притеснениях иудеев греками и спасении Богом своего народа. Можно увидеть сходство между этой книгой и рассказами о мученичестве Елеазара и юношей во 2-й книге Маккавеев. Книга рассказывает о том, каким гонениям были подвергнуты египетские евреи во время правления Птолемея по прозвищу Филопатор (222–205 гг. до Р. Х.).
Автор 3 Макк не допускает даже мысли о героическом сопротивлении, к-рое прославляется в 1 Макк и в меньшей степени в 2 Макк. Для автора из диаспоры важно, что Бог так же печется о евреях Египта, как о евреях Иерусалима. Задача этого сочинения богословская и апологетическая, а исторические события перемешаны с вымыслом, питаются лит. образцами и подчинены общей задаче - показать, что от народа требуется не борьба, а верность Богу, надежда на Него, раскаяние в своих прегрешениях и вера в то, что спасение придет свыше. В отличие от авторов 2 Макк и 4 Макк автора 3 Макк не интересует мистика искупления, жертвенной крови; ответ о смысле страданий у него традиционный: верность Богу и молитва спасают и избавляют, но идеи победы благодаря претерпеванию гонений, как у автора 4 Макк, у него нет.
Бесспорно, автором был александрийский еврей, о чем свидетельствует его знакомство с египетскими реалиями. Книга написана или в конце I в. до Р. Х., или в начале I в. по Р. Х., однако, до разрушения храма в 70 г.
Также проблемы наблюдаются и в заключении (в нем отражен результат одной цели их трех заявленных докладчиком).
Таким образом, с учетом всего вышесказанного, данному докладу я бы дал оценку 4,5 или 5/6 баллов.