Файл: Разработка мероприятий по увеличению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 именно прибыль позволяет реализовывать разнообразные программы социального и экономического развития.
Существуют следующие виды прибыли:
- валовая – разность между доходом от реализации продукции без НДС, акцизов, других налогов, сборов и себестоимостью этой продукции. Она является общим показателем эффективности;

прибыль от продаж – это валовая прибыль, сокращенная на суммы управленческих и коммерческих расходов. Она характеризует эффективность деятельности, связанной с основным производством;

балансовая прибыль (до налогообложения) — прибыль от продаж, увеличенная на сумму прочих доходов;

чистая – это прибыль до налогообложения, уменьшенная на величину налоговых обязательств за отчетный период;

нераспределенная – величина чистой прибыли, уменьшенная на сумму распределенной прибыли.
Обособление различных видов производят исходя из разных интересов лиц, управляющих работой организации и контролирующих ее. Например, собственники предприятия основным показателем считают чистую прибыль, а государство главным финансовым показателем определяет прибыль до налогообложения.
1.2
Методика анализа прибыли предприятия
Анализ финансового состояния организации целесообразно проводить в следующей последовательности:
- анализ имущественного положения, который чаще всего сводится к проведению вертикального и горизонтального анализа баланса.
Данные виды анализа позволяют оценить изменения в величине или структуре имеющихся у предприятия средств;
- анализ финансовых результатов, предполагает не только анализ данных, содержащихся в отчете о финансовых результатах, но и расчет

13 показателей рентабельности, доходности, оборачиваемости и тд. Особое значение отводится показателям рентабельности, поскольку они позволяют провести комплексную оценку эффективности функционирования предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия целесообразно проводить комплексно – т.е. использовать как абсолютные, так и относительные показатели.
Анализ имущественного положения проводится в следующей последовательности:
Анализ динамики и структуры данных, представленных в статьях баланса. Для того, чтобы провести данный вид анализа, необходимо сформировать аналитический баланс, который позволяет получить не только возможность провести анализ за счет обобщения отдельных статей баланса, но и дает ряд достаточно важных характеристик, которые позволяют в дальнейшем упростить проведение финансового анализа.
Анализ составленного аналитического баланса позволяет оценить финансовое состояние предприятия за счет следующих данных:

в случае устойчивого финансового состояния предприятия валюта баланса должна иметь динамику к росту в конце каждого периода;

показатели, отражающие рост оборотных активов, должны превышать аналогичные показатели по внеоборотным активам;

величина собственного капитала предприятия должна превышать аналогичный показатель по заемному капиталу. Также действует аналогичное правило, отражающее темпы роста данных видов капитала.
Прирост собственного капитала должен быть выше, чем прирост заемного.

пассив баланса должен характеризоваться величиной нераспределенной прибыли, а не непокрытого убытка.
В том случае, если все перечисленные условия соблюдаются в финансовой отчетности предприятия, то можно уверенно сказать, что его финансовое состояние является устойчивым и ему ничего не угрожает.


14
Анализ этих показателей целесообразно проводить в динамике, при этом целесообразно анализировать их абсолютные изменения, темпы роста, так как именно это позволяет судить о том, каким образом изменяется состояние предприятия. При этом мало того, что для всех показателей темп роста — это положительная тенденция, а вот для кредиторской и дебиторской задолженности положительной является обратная тенденция – к снижению. Именно такое соотношение может свидетельствовать о том, что финансовое состояние предприятия стабильно улучшается.
Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков:

по направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:
- анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности – операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли;
- анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.

по организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ:
- внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации.
Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну.
- внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам, публикуемым предприятием в открытой печати отчетности.

по масштабам деятельности можно выделить следующие формы анализа прибыли:

15
- анализ прибыли по предприятию в целом. В процессе этого анализа изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения отдельных структурных подразделений предприятия
(используется в финансовом анализе);
- анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);

анализ прибыли по отдельным изделиям
(является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).

по объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли:
- полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;
- тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли, влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия и др.).;

по периоду и глубине проведения выделяют следующие виды анализа:
- предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ прибыли, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана, анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов предприятия;
- оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли;
- последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по


16 результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, выявления факторов, повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом, показателями реализуемого инвестиционного проекта или предыдущим периодом, а также для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого предприятием бизнес-плана;
- детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.
Цель анализа прибыли состоит в выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов. Для достижения данной цели в ходе проведенного анализа решаются следующие задачи:

оценка выполнения плана (прогноза) и динамики финансовых результатов;

изучение состава и структуры прибыли;

выявление и количественное изменение влияния факторов формирования прибыли;

анализ и оценка качества прибыли;

изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;

выявление резервов роста прибыли;

разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.
Процесс управления прибылью включает в себя осуществление ряда функций, таких как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, принятие управленческих решений. Таким образом,

17 результаты анализа используются для принятия решений в области управления прибылью. В ходе анализа разрабатывается несколько вариантов принятия решения, на основе которых принимается решение, оптимальное для предприятия в данной ситуации.
При проведении анализа прибыли за различные календарные годы необходимо производить расчеты в сопоставимых ценах – в ценах предыдущего или отчетного периодов.
В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов. К ним можно отнести горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ и анализ по факторам, анализ коэффициентов рентабельности и анализ рисков, интегральный анализ и др.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.
При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Безусловно, методика и последовательность анализа прибыли определяется тем, в какой форме предполагается его проводить. Однако можно отметить ряд общих методических моментов, позволяющих экономисту построить схему анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Прежде всего, необходимо, используя данные отчета о финансовых результатах за отчетный и предыдущий годы, а также показатели бизнес- плана на отчетный год, определить изменение величины общей бухгалтерской прибыли предприятия (совокупной прибыли).
Анализ финансовых результатов предприятия начинается с изучения


18 объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности, т.е. сальдо прочих доходов и расходов.
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы прибыли (убытка) до налогообложения изменений величин источников ее формирования: прибыли (убытка) от продаж и прибыли (убытка) от прочей деятельности.
Поскольку качество прибыли (убытка) до налогообложения определяется ее структурой, то целесообразно обратить особое внимание на изменение удельного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Его снижение рассматривается как негативное явление, свидетельствующее об ухудшении качества прибыли до налогообложения, так как прибыль от продаж является финансовым результатом от текущей
(основной) деятельности предприятия и считается его главным источником средств.
Поэтому желательно следующее соотношение темпа роста прибыли от продаж (ТРПР) и темпа роста прибыли до налогообложения (ТРПДН):
ТРПР >= ТРПДН (1)
Данное соотношение темпов роста отражает ситуацию, в которой удельный вес прибыли от продаж в прибыли до налогообложения как минимум, не уменьшается и, следовательно, качество прибыли до налогообложения по меньшей мере не ухудшается.
В процессе проведения анализа прибыли изучается масса (величина) совокупной прибыли предприятия за анализируемый период, ее динамика и структура, выполнение плана по прибыли, а также рентабельность активов и продаж. При этом показатели, фактически полученные за отчетный период, сравниваются с аналогичными показателями бизнес-плана, предыдущего периода, предприятий, выпускающих однородную продукцию.
Наряду с этим в процессе проведения анализа дается обобщающая

19 оценка рентабельности активов и продаж. Информационной базой анализа финансовых результатов выступают баланс (форма №1) и отчет о финансовых результатах (форма №2), учетная политика предприятия на анализируемый период, бизнес-план, информация о финансовых результатах предприятий данной отрасли (по возможности).
Как уже известно, прибыль может быть получена предприятием в различных видах. Следовательно, следующим шагом будет анализ структуры прибыли, необходимый для определения степени влияния на совокупную прибыль предприятия, прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, прочего имущества и имущественных прав и т.п.
Далее анализируются основные источники формирования прибыли
(убытка) до налогообложения: прибыль (убыток) от продаж и прибыль
(убыток) от прочей деятельности – в отдельности.
Анализ прибыли (убытка) от продаж начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование: выручки (нетто) от продаж, себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов. При этом в ходе анализа структуры за 100% берется выручка (нетто) от продаж как наибольший положительный показатель.
По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли (убытка) от продаж изменений величин каждого из элементов, определяющих ее формирование.
Далее проверяется выполнение условия оптимизации прибыли от продаж:
ТРВРН > ТРСП (2) где, ТРВРН - темп роста выручки (нетто) от продаж;
ТРСП - темп роста полной себестоимости реализованной продукции
(суммы себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов).
Данное соотношение темпов роста ведет к снижению удельного веса полной себестоимости в выручке (нетто) от продаж и, соответственно, к


20 повышению эффективности текущей деятельности коммерческой организации. В случае невыполнения условия оптимизации прибыли от продаж выявляются причины его невыполнения.
Анализ прибыли (убытка) от прочей деятельности ведется в разрезе формирующих ее доходов и расходов. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика. При этом структуры доходов и расходов, связанных с прочей деятельностью, анализируются в отдельности.
По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии изменения суммы связанных с прочей деятельностью доходов и расходов в целом и отдельных их элементов на отклонение величины прибыли (убытка) от прочей деятельности.
Анализ чистой прибыли (убытка) ведется в разрезе определяющих ее элементов, которыми являются прибыль (убыток) до налогообложения, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика.
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений величин определяющих ее элементов.
Далее, надо рассчитать показатели рентабельности активов, продаж, капитала по прибыли от продаж и по чистой прибыли:
Рентабельность продаж по валовой прибыли, %:
Rвп = ВП / РП * 100 (3)
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, %:
Rпп = ПП / РП * 100 (4)
Рентабельность продаж по чистой прибыли от продаж, %:
Rчпп = ЧПП / РП * 100 (5)
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения, %: Rнп = НП
/ Аср.г. * 100 (6)
Рентабельность активов по чистой прибыли от обычной деятельности,
%:

21
Rчп = ЧП / Аср.г. * 100 (7) где, ВП - Валовая прибыль; РП - Выручка (нетто);
ПП - Прибыль (убыток) от продаж;
ЧПП - Чистая прибыль;
НП - Прибыль (убыток) до налогообложения;
Аср.г. - Стоимость активов в среднегодовом исчислении.
Следующим этапом является определение факторов, повлиявших на изменение прибыли, например, на величину прибыли от продаж влияют цены на готовую продукцию и элементы расходов, формирующие себестоимость, система налогообложения, объем реализации, изменение себестоимости реализованной продукции, изменение величины коммерческих и управленческих расходов.
Заключительным этапом выступает выявление имеющихся резервов роста нормы и массы прибыли предприятия.
1.3 Пути увеличения прибыли предприятия
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам управления финансовыми ресурсами предприятия. По большей степени это обусловлено тем, что финансовое состояние предприятия неразрывно связано с финансовыми показателями, которые необходимы для того, чтобы осуществлять текущую деятельность с последующим развитием предприятия. При этом очень важно вести своевременный анализ, контроль и управление имеющимися у предприятия финансами с целью достижения стратегических целей, стоящих перед предприятием.
На предприятиях всех форм собственности ведется постоянная работа, направленная на максимизацию величины чистой прибыли. Наиболее простыми способами повышения уровня прибыли организации являются следующие:

увеличение объемов производства и сбыта продукции предприятия;