Файл: Исследовательская работа Депортация 19431957 гг в исторической памяти калмыцкого народа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наша семья состояла из 6 человек: четверо детей, отец и мать.
Отец работал охотником, мать была домохозяйка, доила овец, делала кумыс и брынзу. Закончила 3 класса и с 1942 года пошла работать на разные работы в хозяйстве. Летом мы выезжали в бригаду села Михайловское (ныне с/з «Джалыково» ) – сеяли хлопок и убирали, а зимой находились дома.
28 декабря 1943 года в 6 часов утра пришли солдаты, сделали обыск в доме , поставили всех в ряд и сказали, чтобы собирались ехать. А куда ехать и что брать мы толком не знали. В чем были, в том и ушли из дома, взяли мешок сушеной рыбы и 3 шерстяных платка, из которых в Сибири связали теплые носки. Толкая в шею, привели в школу, где собирали остальных односельчан. В селе стоял крик, плач, мычание, ржание – все не передать словами.
К вечеру повезли на крытой машине на какую-то станцию и погрузили в вагоны. Было очень тяжело в пути, везли через Среднюю Азию и привезли в Омск. Из Омска привезли в Ульяновский район совхоз «Пятилетка». Привезли ночью и сразу направили в баню, потом на другой день развели по квартирам и баракам. В одну комнату поселили три семьи. Распределили, кто, где будет работать, кормили. Сначала я работала на сортировке, весной пасла с матерью свиней, затем сажали картошку и убирали.
В 1945 году стала работать свинаркой, работала до 1953 года. Вначале отношения с сибиряками были натянутые, а затем мы сдружились. Первое время люди умирали целыми семьями, их не успевали хоронить, а собирали в одну общую яму и зарывали. Трудно было с едой. Ели пареную кашу ячменную, а из овсяной муки варили кисель и заправляли рыбьим жиром. Год спустя стало легче.
В 1953 году вышла замуж за Гецелева Михаила Григорьевича и родила там троих детей. Все время работала свинаркой в том же совхозе до 1957 года. Когда объявили об амнистии, мы сразу же вернулись в Калмыкию. В июне 1957 года приехали в Башанту, в августе переехали в колхоз имени Чапаева и живем сейчас здесь. У нас четверо детей, семь внуков.
Кушкин Владимир Эрдниевич, родился в 1926 году в станице Ново-Николаевская, Кутейниковского района Ростовской области.
Семья наша была большая, мать работала в колхозе на разных работах, отец – чабаном.
Отец в 1937 году был арестован НКВД и 20 октября 1937 году был расстрелян без суда и следствия.
26 декабря 1943 года к нам в станицу приехали солдаты, ходили по станице и присматривались, говорили, что приехали на отдых, меняли мыло на продукты.
28 декабря утром, в 4 часа , зашли в дом и сделали обыск, спрашивали про оружие. Зачитали указ и предложили за 2 часа собраться в дорогу. Взяли с собой ведро, кастрюлю и кое-что из вещей. Подогнали телегу, погрузили и повезли нас в школу. Там было круговое оцепление с пулеметами. В тот день привезли на станцию Куберле. Погрузили в вагоны, вагоны до отказа были набиты людьми. На станции творилось что-то ужасное. Везли через Сталинград, где впервые дали соленую рыбу, кипяток. Привезли в город Боготол Красноярского края и поместили в школу. Сразу отправили всех в баню, остригли, одежду прожарили. Переночевали в школе и на следующее утро повезли в село Малый Косуль. Приехали к вечеру и опять отправили в баню, потом нас хорошо покормили и расселили по домам, по пустым квартирам. На другой день вышел на работу – чабановать. Весной пошел на сев, после уборки принял склад. Первое время было трудно, постепенно стали жить лучше, обзавелись хозяйством. Здесь, в Малом Косуле, 7 лет работал кладовщиком, 2 года учетчиком бригады, за хорошую работу премировали шубой, продуктами.
В конце января 1958 года продали дом, скот и выехали в Калмыкию. Сначала устроился в Башанте, а затем переехал в колхоз имени Чапаева. Здесь и живем. У меня 7 детей, 11 внуков.
Выводы
Весть о восстановлении автономии Советской Калмыкии в 1957 году была воспринята ссыльными с необыкновенной радостью. Многие сразу же отправились на родину своих предков. Но не всем было суждено вернуться в родные края.
Из всех, подвергшихся депортации калмыков, на родину вернулась лишь половина. Нации был нанесен невосполнимый ущерб, погибли люди, потеряны скот, жилища, уничтожены ценные книги, разграблены и разрушены хурулы, села, загублены человеческие судьбы.
У прибывающих на родину, глаза светились молодостью и вновь пробудившейся удалью. Старики и старухи брали в ладони горсточку родимой землицы и плакали, как плачут дети, надолго отлученные от матери, и наконец встретившиеся с ней. Они плакали и за тех, кому не суждено было вернуться на землю предков.
Выселение народов было актом невиданного в истории произвола со стороны тоталитарного сталинского режима. Такого неслыханного надругательства над целыми народами мир еще не знал.
Калмыцкий народ понес колоссальные жертвы
, даже по сравнению с другими народами, подвергшимися депортации. Другие народы Северного Кавказа, выселенные в восточные районы СССР, были, как правило, мусульманскими народами, и они были переселены в Среднюю Азию, в мусульманскую среду – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. А калмыки были депортированы в инрелигиозную среду – среди местного славянского и православного населения.
В ходе самого переселения, только по официальным цифрам, около 2000 человек, погибло в пути. Главные потери начались в Сибири. По результатам переписи до войны, 1939 года, калмыцкое население составляло 106066 человек. Калмыки оказались едва ли не единственным из репрессированных народов, депортированных крайне рассредоточено – от Тюмени, Новосибирска до Заполярья и Сахалина.
Давайте же всегда будем помнить о всех безвинно погибших. Вечная им память!
Список литературы
1. Убушаев Владимир Бадахаевич. Калмыки: выселение и возвращение. 1943- 1957 гг.
2.Очиров, У. Б.Депортация калмыков в восточные районы СССР // У. Б. Очиров. Вклад репрессированных народов СССР в Победу в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.: моногр. Том I / ред. совет: А. Д. Горяев и др.; науч. ред. Б. Б. Боромангнаев. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010. – С. 183 – 188
3.Из воспоминаний очевидцев.
4.Илюмжинов Н.Д. Память живая: Документальная и художественная проза. Николай Илюмжинов. / Составление и общая редакция Эльдышева Э.А. – Москва: «Художественная литература», 2009. – 796 с., ил.
5.А. Панькин, В. Папуев. Дорога памяти.
6. Бугай Николай Федорович, Операция «Улусы».