ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 509
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зан выплачивать своему господину твердо фиксированный ежегодный денежный платеж — ценз, выполнять определенные повинности. При соблюдении этих условий крестьянин имел право передавать по наследству свою цензиву и даже продать ее с согласия сеньора. Будучи лично свободным, он мог сменить местожительство и профессию (уйти в город и т. д.). Но на нового держателя цензивы возлагались все сопутствующие ей феодальные повинности. Цензива, стала основной формой крестьянского землепользования.
Феодальная эксплуатация, несколько изменив формы, менее оставалась жестокой, что вызывало обострение социальной борьбы в деревне. В середине XIV в. страна была охвачена Жакерией — крестьянской войной.
Сословия. В рассматриваемое время завершилось юридическое оформление сословий. Все население страны делилось на три сословия: первое — духовенство, второе — дворянство, все остальные свободные составили третье сословие, которое в легальной политической деятельности представлял главным образом городской патрициат. Первые два считались привилегированными, что, прежде всего освобождало их от налогов и повинностей, которые были возложены на третье сословие.
Основные черты государственного строя. Важные сдвиги в социально-экономических отношениях обусловили существенные изменения в государстве. Вопреки сопротивлению крупнейших феодалов в основном преодолевается феодальная раздробленность. С завершением периода феодальной раздробленности государство приняло форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий — Генеральными штатами (общенациональным органом, имевшим право разрешать введение новых налогов). Создавались более благоприятные условия для формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны.
Органы государственной власти. Королевская власть.Процесс оформления сос.-предст. мон. начался с усилением королевской власти, преодоления феод. раздробленности. На это повлияло: 1. рост городской промышленности и торговли, города смогли оказывать монархии помощь, значительно большую, чем раньше; 2. вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства, это давало им уверенность и стабильность в условиях подъема антифеодального движения; 3.
сильная королевская власть была нужна для борьбы с внешним врагом (война с Англией).
Провинциальные штаты.Начинают созываться собрания представителей от сословий. Первые собрания сословного представительства — штаты возникли в отдельных провинциях еще в XIII в. Это были периодически созывающиеся собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов. Штаты рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждение денежных сборов — «помощей». На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля. Генеральные штаты. В 1302 г. впервые было созвано обще-французское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях.
События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура. Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали выборных от дворянства. Причем наиболее знатные (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они как непосредственные вассалы короля принимали участие в выработке решений в составе Королевской курии. Третье сословие выбирало своих депутатов. Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство. Генеральные штаты созывались по усмотрению короля. Но поскольку введение новых налогов и единовременных сборов требовало предварительного согласия Генеральных штатов и, в частности, согласия третьего сословия, короли были вынуждены обращаться к ним довольно часто. Духовенство и дворянство от налогов были освобождены (имели «налоговый иммунитет») и лишь давали согласие на обложение третьего сословия.
Вопрос 51: Развитие феодального права во Франции
Основные черты общественного строя. В XVI в. во Франции появилась мануфактура — первая стадия капиталистического промышленного производства. Мануфактура частично потеснила ремесленное производство в таких крупных экономических центрах, как Париж, Марсель, Леон, Бордо. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к формированию единого общенационального рынка.
Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны содействовало окончательному оформлению единой нации.
Развитие капитализма вызвало важные сдвиги в социальной структуре общества. Помимо основного господствующего класса — феодалов, появился новый класс крупных собственников — буржуазия. Ее первоначальное ядро составил городской патрициат — богатые купцы, ростовщики, банкиры, очень часто становившиеся собственниками мануфактур.
Однако появление новых социально-экономических отношений не изменило феодального характера французского общества. Он был доминирующим, особенно в деревне, где проживала подавляющая часть населения страны. Земля на правах собственности принадлежала главным образом дворянству, включая «дворянство мантии». Вместе с тем более половины сельскохозяйственных земель находилось в держании крестьян-цензитариев. Значительная часть остальной господской земли сдавалась крестьянам в аренду.
С развитием товарно-денежных отношений большая часть крестьянских повинностей была заменена денежными платежами. Дворянство, не довольствуясь этим, вводило дополнительные поборы, обращалось к правительству с просьбой увеличить налоговое обложение крестьянства с последующей передачей собранных средств привилегированным. Львиная доля налогов уходит на содержание двора и его окружения (жалованье, субсидии, подарки, пенсии). В итоге резко возрастает роль королевского фиска в эксплуатации крестьянства.
Как и раньше, население страны делилось на три сословия. Духовенство и дворянство сохранили все свои привилегии, включая «налоговый иммунитет». В состав третьего сословия вошло крестьянство.
Основные черты государственного строя. К началу XVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. Вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточи
валась в руках наследного главы государства — короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм — армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы, включая дворян, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословно подчиняться.
В стране утвердилось своеобразное равновесие двух классов — дворянства, начавшего ослабевать, но еще крепко державшегося за свои привилегии и командные посты в государстве, и буржуазии, все более набиравшей силу. Буржуазия еще не могла претендовать на политическую доминирующую роль в стране, но в экономической области и отчасти в государственном аппарате она успешно противостояла дворянству.
Важную роль в становлении абсолютизма сыграл кардинал Ришелье. В течение почти двадцати лет (1624—1642) он, подчинив своему влиянию короля Людовика XIII, фактически безраздельно управлял страной. Его политика объективно была направлена на защиту интересов дворянства. Путь к достижению этой главной цели Ришелье видел в укреплении абсолютизма. Под его руководством была резко усилена централизация административного аппарата, суда, финансов.
При Людовике XIV (вторая половина XVII — начало XVIII в.) французский абсолютизм достиг высшей степени своего развития.
Значение абсолютизма для страны не было однозначным. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла относительно прогрессивную роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития. Нуждаясь в новых дополнительных средствах, абсолютизм содействовал росту капиталистической промышленности и торговли. Получили развитие экономическая политика и соответствующее экономическое учение, ставшее известным как меркантилизм.
Кольбер (глава правительства) уменьшил прямой налог (талью), но увеличил косвенные налоги, сократил государственный долг. Ему удалось несколько сбалансировать бюджет. Во второй половине XVII в. абсолютная монархия, защищая феодальный строй, утратила все ранее присущие ей прогрессивные черты.
Органы государственной власти. Концентрация всей полноты государственной власти в руках монарха привела к прекращению деятельности Генеральных штатов. Были резко ограничены права
парламентов и прежде всего Парижского парламента. Людовик XIV (1643—1715) фактически окончательно упразднил институт «ремонстрации». Парламент был обязан беспрепятственно регистрировать все ордонансы и другие нормативные акты, исходящие от короля. Причем для этого уже не требовалось его личного присутствия. Парламенту было запрещено принимать к рассмотрению какие-либо дела, касавшиеся правительства и его административного аппарата.
Светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью уже в начале XVI в. Укрепление власти короля сопровождалось резким ростом бюрократического аппарата и усилением его влияния.
Многие должности правительство продавало, что приносило немалый доход монархии, но имело и отрицательные последствия. Держатели государственных должностей чувствовали себя относительно независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы (отзыв был возможен, если чиновник совершил должностное преступление, установленное в судебном порядке).
В период политических кризисов XVI в правительство с целью привлечения на свою сторону знати вынуждено было передать ее представителям некоторые важные посты в государственном аппарате: губернаторов, бальи, прево и некоторых других. Эти должности затем по традиции стали достоянием отдельных аристократических семей.
В итоге часть государственного аппарата, созданного в период сословно-представительной монархии, не соответствовала своему первоначальному назначению. Она оказалась в руках тех кругов, которые стремились возродить провинциальный сепаратизм, укрепить свою корпоративную автономию. Корона не могла также выкупить все проданные должности (на это у нее не хватило бы средств).
Проблема была решена иным путем. Старый государственный аппарат был сохранен, но наряду с ним стали создавать новую систему государственных органов. Важнейшие посты в ней стали занимать лица, назначаемые правительством, которое в любое время могло их отозвать. Как правило, это были люди незнатные, но обладающие специальными знаниями, а главное, преданные монархии. В их ведение были переданы важнейшие управленческие функции.
Центральные органы государственного управления
Феодальная эксплуатация, несколько изменив формы, менее оставалась жестокой, что вызывало обострение социальной борьбы в деревне. В середине XIV в. страна была охвачена Жакерией — крестьянской войной.
Сословия. В рассматриваемое время завершилось юридическое оформление сословий. Все население страны делилось на три сословия: первое — духовенство, второе — дворянство, все остальные свободные составили третье сословие, которое в легальной политической деятельности представлял главным образом городской патрициат. Первые два считались привилегированными, что, прежде всего освобождало их от налогов и повинностей, которые были возложены на третье сословие.
Основные черты государственного строя. Важные сдвиги в социально-экономических отношениях обусловили существенные изменения в государстве. Вопреки сопротивлению крупнейших феодалов в основном преодолевается феодальная раздробленность. С завершением периода феодальной раздробленности государство приняло форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий — Генеральными штатами (общенациональным органом, имевшим право разрешать введение новых налогов). Создавались более благоприятные условия для формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны.
Органы государственной власти. Королевская власть.Процесс оформления сос.-предст. мон. начался с усилением королевской власти, преодоления феод. раздробленности. На это повлияло: 1. рост городской промышленности и торговли, города смогли оказывать монархии помощь, значительно большую, чем раньше; 2. вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства, это давало им уверенность и стабильность в условиях подъема антифеодального движения; 3.
сильная королевская власть была нужна для борьбы с внешним врагом (война с Англией).
Провинциальные штаты.Начинают созываться собрания представителей от сословий. Первые собрания сословного представительства — штаты возникли в отдельных провинциях еще в XIII в. Это были периодически созывающиеся собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов. Штаты рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждение денежных сборов — «помощей». На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля. Генеральные штаты. В 1302 г. впервые было созвано обще-французское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях.
События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура. Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали выборных от дворянства. Причем наиболее знатные (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они как непосредственные вассалы короля принимали участие в выработке решений в составе Королевской курии. Третье сословие выбирало своих депутатов. Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство. Генеральные штаты созывались по усмотрению короля. Но поскольку введение новых налогов и единовременных сборов требовало предварительного согласия Генеральных штатов и, в частности, согласия третьего сословия, короли были вынуждены обращаться к ним довольно часто. Духовенство и дворянство от налогов были освобождены (имели «налоговый иммунитет») и лишь давали согласие на обложение третьего сословия.
Вопрос 51: Развитие феодального права во Франции
Основные черты общественного строя. В XVI в. во Франции появилась мануфактура — первая стадия капиталистического промышленного производства. Мануфактура частично потеснила ремесленное производство в таких крупных экономических центрах, как Париж, Марсель, Леон, Бордо. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к формированию единого общенационального рынка.
Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны содействовало окончательному оформлению единой нации.
Развитие капитализма вызвало важные сдвиги в социальной структуре общества. Помимо основного господствующего класса — феодалов, появился новый класс крупных собственников — буржуазия. Ее первоначальное ядро составил городской патрициат — богатые купцы, ростовщики, банкиры, очень часто становившиеся собственниками мануфактур.
Однако появление новых социально-экономических отношений не изменило феодального характера французского общества. Он был доминирующим, особенно в деревне, где проживала подавляющая часть населения страны. Земля на правах собственности принадлежала главным образом дворянству, включая «дворянство мантии». Вместе с тем более половины сельскохозяйственных земель находилось в держании крестьян-цензитариев. Значительная часть остальной господской земли сдавалась крестьянам в аренду.
С развитием товарно-денежных отношений большая часть крестьянских повинностей была заменена денежными платежами. Дворянство, не довольствуясь этим, вводило дополнительные поборы, обращалось к правительству с просьбой увеличить налоговое обложение крестьянства с последующей передачей собранных средств привилегированным. Львиная доля налогов уходит на содержание двора и его окружения (жалованье, субсидии, подарки, пенсии). В итоге резко возрастает роль королевского фиска в эксплуатации крестьянства.
Как и раньше, население страны делилось на три сословия. Духовенство и дворянство сохранили все свои привилегии, включая «налоговый иммунитет». В состав третьего сословия вошло крестьянство.
Основные черты государственного строя. К началу XVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. Вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточи
валась в руках наследного главы государства — короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм — армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы, включая дворян, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословно подчиняться.
В стране утвердилось своеобразное равновесие двух классов — дворянства, начавшего ослабевать, но еще крепко державшегося за свои привилегии и командные посты в государстве, и буржуазии, все более набиравшей силу. Буржуазия еще не могла претендовать на политическую доминирующую роль в стране, но в экономической области и отчасти в государственном аппарате она успешно противостояла дворянству.
Важную роль в становлении абсолютизма сыграл кардинал Ришелье. В течение почти двадцати лет (1624—1642) он, подчинив своему влиянию короля Людовика XIII, фактически безраздельно управлял страной. Его политика объективно была направлена на защиту интересов дворянства. Путь к достижению этой главной цели Ришелье видел в укреплении абсолютизма. Под его руководством была резко усилена централизация административного аппарата, суда, финансов.
При Людовике XIV (вторая половина XVII — начало XVIII в.) французский абсолютизм достиг высшей степени своего развития.
Значение абсолютизма для страны не было однозначным. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла относительно прогрессивную роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития. Нуждаясь в новых дополнительных средствах, абсолютизм содействовал росту капиталистической промышленности и торговли. Получили развитие экономическая политика и соответствующее экономическое учение, ставшее известным как меркантилизм.
Кольбер (глава правительства) уменьшил прямой налог (талью), но увеличил косвенные налоги, сократил государственный долг. Ему удалось несколько сбалансировать бюджет. Во второй половине XVII в. абсолютная монархия, защищая феодальный строй, утратила все ранее присущие ей прогрессивные черты.
Органы государственной власти. Концентрация всей полноты государственной власти в руках монарха привела к прекращению деятельности Генеральных штатов. Были резко ограничены права
парламентов и прежде всего Парижского парламента. Людовик XIV (1643—1715) фактически окончательно упразднил институт «ремонстрации». Парламент был обязан беспрепятственно регистрировать все ордонансы и другие нормативные акты, исходящие от короля. Причем для этого уже не требовалось его личного присутствия. Парламенту было запрещено принимать к рассмотрению какие-либо дела, касавшиеся правительства и его административного аппарата.
Светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью уже в начале XVI в. Укрепление власти короля сопровождалось резким ростом бюрократического аппарата и усилением его влияния.
Многие должности правительство продавало, что приносило немалый доход монархии, но имело и отрицательные последствия. Держатели государственных должностей чувствовали себя относительно независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы (отзыв был возможен, если чиновник совершил должностное преступление, установленное в судебном порядке).
В период политических кризисов XVI в правительство с целью привлечения на свою сторону знати вынуждено было передать ее представителям некоторые важные посты в государственном аппарате: губернаторов, бальи, прево и некоторых других. Эти должности затем по традиции стали достоянием отдельных аристократических семей.
В итоге часть государственного аппарата, созданного в период сословно-представительной монархии, не соответствовала своему первоначальному назначению. Она оказалась в руках тех кругов, которые стремились возродить провинциальный сепаратизм, укрепить свою корпоративную автономию. Корона не могла также выкупить все проданные должности (на это у нее не хватило бы средств).
Проблема была решена иным путем. Старый государственный аппарат был сохранен, но наряду с ним стали создавать новую систему государственных органов. Важнейшие посты в ней стали занимать лица, назначаемые правительством, которое в любое время могло их отозвать. Как правило, это были люди незнатные, но обладающие специальными знаниями, а главное, преданные монархии. В их ведение были переданы важнейшие управленческие функции.
Центральные органы государственного управления