ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 510
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представляли собой ряд различных учреждений, созданных в разные периоды.
Государственный совет. В его состав входили представители высшей придворной аристократии и «дворянства мантии». Государственный совет практически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш (сообщения с мест) и т. д.
Функционировали и другие органы: тайный совет, ведению которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторой категории дел, аппарат канцлера — почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах. Часть этих органов действовала более или менее постоянно (совет депеш, совет финансов), но другие функционировали от случая к случаю или не созывались вообще. Тем не менее должностные лица этих учреждений продолжали числиться на государственной службе и получали огромное жалованье. Таким путем монархия «подкармливала» и привлекала на свою сторону алчную и своевольную знать.Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли Генеральный контролер финансов и четыре государственных секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам двора.
В компетенцию Генерального контролера финансов, по сути первого министра, входило множество вопросов. Он осуществлял руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства, проверял деятельность должностных лиц на местах. В его ведении находились промышленность, торговля, финансы, государственные работы (строительство портов, крепостей, дорог и т.д.), пути сообщения.
Аппарат Генерального контролера и государственных секретарей напоминал министерскую (ведомственную) систему управления. Но полного, четкого разграничения по отраслям управления еще не было.
В ведении каждого секретаря находилось определенное число губернаторств, хотя главные задачи, стоявшие перед ними, были весьма далеки от проблем местного управления.
Формально Генеральный контролер и государственные секретари были подведомственны определенным королевским советам. Но в действительности они подчинялись только королю.
Король решал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользующихся его особым доверием.
Среди них Генеральный контролер и государственные секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали называться Малым королевским советом.
Местные органы государственного управления. В рассматриваемый период территория королевства была разделена на женералитэ, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства, соответствовавшие территориальным подразделениям финансового, военного, церковного, судебного и административного ведомств. Границы этих территориальных единиц часто не совпадали.
Интенданты — особые уполномоченные королевского правительства на местах. Интенданты юстиции, полиции и финансов (таков был их полный титул) фактически руководили местным административным управлением и судом. На этот пост обычно назначались лица незнатного происхождения. В любой момент правительство могло их сместить. В округах, на которые делилось интендантство, реальная власть была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.
Важное место в механизме абсолютизма во Франции заняла полиция. Наделенная широкими правомочиями, она стала вездесущей. Произвол и коррупция были обычной нормой поведения ее чинов. Была установлена цензура книг, просмотр частной корреспонденции.
Финансы. Основным источником государственных доходов являлись налоги. Они постоянно возрастали, чему в немалой степени способствовало право королей вводить новые налоги и единовременные сборы.
Тяжелое положение податных сословий еще более усугубляла утвердившаяся в стране откупная система сбора налогов. Сбор налогов напоминал военные экзекуции. Командиры отрядов сообщали о числе расстрелянных, арестованных, избитых, количестве облав и пр. Значительные средства получали с помощью различных таможенных сборов, которые собирались не только на границах, 'но и внутри страны.
Суд. Одновременно функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные. Суды нередко дублировали друг друга, усиливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности. В рассматриваемое время продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориаль
ным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Им были подсудны гражданские дела с небольшой суммой иска, но они могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Королевская юстиция получила право эвокации, т. е. принятия к своему рассмотрению любого дела из некоролевского суда, на какой бы стадии судебного разбирательства оно ни находилось. Исключение составляли некоторые церковные дела.
Не меньшее значение имел Государственный совет, которой был одновременно высшим органом управления и высшим судом, наделенным правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права; Государственным советом разрешались споры о подсудности.
Помимо общих судов функционировали суды специальные. Фактически каждое ведомство имело свой суд, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы. Так, судебными функциями были наделены Счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора. Особую значимость имели военные суды. Были суды морские и таможенные. Вершиной всей этой судебной пирамиды был король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.
Неопределенность компетенции, наделение судебными функциями административных органов, многозвенность юстиции создавали благоприятную почву для царивших в судах произвола и волокиты.
Армия. При абсолютизме завершилось создание регулярной армии. Рост экономических ресурсов государства позволил значительно увеличить ее численность и улучшить оснащенность. В воинских частях господствовала отупляющая муштра. В качестве меры наказания солдат широко применялась порка. Казнокрадство и произвол, царившие в армии, являлись отражением глубокого кризиса, охватившего всю систему французского абсолютизма в целом. Во второй половине XVII в. боеспособность армии резко понизилась.
Абсолютизм был последним этапом в истории французского феодального государства. В ходе Великой французской революции конца XVIII в. феодализм и его основные государственно-правовые институты были ниспровергнуты.
Вопрос 54: Военно-феодальные империи средневековой Азии
Социальные отношения в Аравии в VI-VII вв. были очень сложными. На большей части страны не были
изжиты первобытно-общинные отношения, ярко проявлявшиеся в родовой связи членов общества, кровной
мести, общем владении землей и т. д. В то же время общество находилось на стадии разложения кровнород-
ственной общины. Основными производителями материальных ценностей оставались свободные общинни-
ки. Крестьяне Аравии, жившие сельскими общинами, и основная масса скотоводческих племен противились
установлению феодальных отношений. В VI—VII вв. получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало сосредоточение власти в руках родовой знати, признавало формальное равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени). Предлагался выход из социального кризиса путем священной войны против неверных.
≪Пророком≫ ислама стал Мухаммед. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактически главой всей Аравии. С первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию.
Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского Халифата. Центром ее
становится город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения.
Политический строй, сохраняя черты рабовладельческого
, стал быстро приобретать черты феодал изма. Большая часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на
ней крестьяне платили поземельные подати как наследственные арендаторы. На новые земли переселилась значительная часть населения Аравии.
Государственное устройство Халифата представляло собой централизованную монархию. Халиф являлся духовным и светским главой государства. Соединение в одном лице высшей светской и духовной власти представляет важную особенность монархии, придающую ей сложный характер феодально-теократического государства. Среди высших чиновников государства главную роль имел визирь. Важное значение приобретают так называемые диваны. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодальной раздробленности на территории Халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей. В первый период Халифата право и религия сливались воедино. Основным источником права признавался Коран. Его автором считается Мухаммед. Мусульманское право получило название шариата (прямой путь). Помимо религиозных предписаний, шариат заключает в себе нормы уголовного, гражданского и процессуального права. Дополнением к Корану служили и служат сборники преданий о судебных решениях Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских творцов законов. Если в писаном праве имелся пробел, дозволялось прибегать к старому обычному праву - адату. Правовые, религиозные, этические нормы не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый комплекс. Сохраняется государственная собственность на землю, но по мере развития феодальных отношений получает распространение и частная собственность на землю.
В XIII в. в Азии и Восточной Европе сложилось в итоге десятилетних монгольских завоеваний особое военно-политическое объединение — Еке Монгол улус.
Важнейшей особенностью кочевой империи как специфического типа ранней, средневековой государственности было то, что ее единая организация, но существу, сводилась к военной. Военная организация, в свою очередь, сформировывалась воедино властным соподчинением, которое, хотя и имело государственно-политический характер, затрагивало самую-самую верхушку империи. Реального общего управления единой монгольской империи не существовало.
Носителем верховной власти в империи был каан (хаган). Титул был заимствован из традиций ранних тюркских государств. Впервые его принял Чингисхан, но реально он закрепился как обозначение правителя объединенного государства примерно с 1210 г.
Государственный совет. В его состав входили представители высшей придворной аристократии и «дворянства мантии». Государственный совет практически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш (сообщения с мест) и т. д.
Функционировали и другие органы: тайный совет, ведению которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторой категории дел, аппарат канцлера — почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах. Часть этих органов действовала более или менее постоянно (совет депеш, совет финансов), но другие функционировали от случая к случаю или не созывались вообще. Тем не менее должностные лица этих учреждений продолжали числиться на государственной службе и получали огромное жалованье. Таким путем монархия «подкармливала» и привлекала на свою сторону алчную и своевольную знать.Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли Генеральный контролер финансов и четыре государственных секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам двора.
В компетенцию Генерального контролера финансов, по сути первого министра, входило множество вопросов. Он осуществлял руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства, проверял деятельность должностных лиц на местах. В его ведении находились промышленность, торговля, финансы, государственные работы (строительство портов, крепостей, дорог и т.д.), пути сообщения.
Аппарат Генерального контролера и государственных секретарей напоминал министерскую (ведомственную) систему управления. Но полного, четкого разграничения по отраслям управления еще не было.
В ведении каждого секретаря находилось определенное число губернаторств, хотя главные задачи, стоявшие перед ними, были весьма далеки от проблем местного управления.
Формально Генеральный контролер и государственные секретари были подведомственны определенным королевским советам. Но в действительности они подчинялись только королю.
Король решал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользующихся его особым доверием.
Среди них Генеральный контролер и государственные секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали называться Малым королевским советом.
Местные органы государственного управления. В рассматриваемый период территория королевства была разделена на женералитэ, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства, соответствовавшие территориальным подразделениям финансового, военного, церковного, судебного и административного ведомств. Границы этих территориальных единиц часто не совпадали.
Интенданты — особые уполномоченные королевского правительства на местах. Интенданты юстиции, полиции и финансов (таков был их полный титул) фактически руководили местным административным управлением и судом. На этот пост обычно назначались лица незнатного происхождения. В любой момент правительство могло их сместить. В округах, на которые делилось интендантство, реальная власть была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.
Важное место в механизме абсолютизма во Франции заняла полиция. Наделенная широкими правомочиями, она стала вездесущей. Произвол и коррупция были обычной нормой поведения ее чинов. Была установлена цензура книг, просмотр частной корреспонденции.
Финансы. Основным источником государственных доходов являлись налоги. Они постоянно возрастали, чему в немалой степени способствовало право королей вводить новые налоги и единовременные сборы.
Тяжелое положение податных сословий еще более усугубляла утвердившаяся в стране откупная система сбора налогов. Сбор налогов напоминал военные экзекуции. Командиры отрядов сообщали о числе расстрелянных, арестованных, избитых, количестве облав и пр. Значительные средства получали с помощью различных таможенных сборов, которые собирались не только на границах, 'но и внутри страны.
Суд. Одновременно функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные. Суды нередко дублировали друг друга, усиливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности. В рассматриваемое время продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориаль
ным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Им были подсудны гражданские дела с небольшой суммой иска, но они могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Королевская юстиция получила право эвокации, т. е. принятия к своему рассмотрению любого дела из некоролевского суда, на какой бы стадии судебного разбирательства оно ни находилось. Исключение составляли некоторые церковные дела.
Не меньшее значение имел Государственный совет, которой был одновременно высшим органом управления и высшим судом, наделенным правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права; Государственным советом разрешались споры о подсудности.
Помимо общих судов функционировали суды специальные. Фактически каждое ведомство имело свой суд, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы. Так, судебными функциями были наделены Счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора. Особую значимость имели военные суды. Были суды морские и таможенные. Вершиной всей этой судебной пирамиды был король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.
Неопределенность компетенции, наделение судебными функциями административных органов, многозвенность юстиции создавали благоприятную почву для царивших в судах произвола и волокиты.
Армия. При абсолютизме завершилось создание регулярной армии. Рост экономических ресурсов государства позволил значительно увеличить ее численность и улучшить оснащенность. В воинских частях господствовала отупляющая муштра. В качестве меры наказания солдат широко применялась порка. Казнокрадство и произвол, царившие в армии, являлись отражением глубокого кризиса, охватившего всю систему французского абсолютизма в целом. Во второй половине XVII в. боеспособность армии резко понизилась.
Абсолютизм был последним этапом в истории французского феодального государства. В ходе Великой французской революции конца XVIII в. феодализм и его основные государственно-правовые институты были ниспровергнуты.
Вопрос 54: Военно-феодальные империи средневековой Азии
Социальные отношения в Аравии в VI-VII вв. были очень сложными. На большей части страны не были
изжиты первобытно-общинные отношения, ярко проявлявшиеся в родовой связи членов общества, кровной
мести, общем владении землей и т. д. В то же время общество находилось на стадии разложения кровнород-
ственной общины. Основными производителями материальных ценностей оставались свободные общинни-
ки. Крестьяне Аравии, жившие сельскими общинами, и основная масса скотоводческих племен противились
установлению феодальных отношений. В VI—VII вв. получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало сосредоточение власти в руках родовой знати, признавало формальное равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени). Предлагался выход из социального кризиса путем священной войны против неверных.
≪Пророком≫ ислама стал Мухаммед. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактически главой всей Аравии. С первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию.
Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского Халифата. Центром ее
становится город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения.
Политический строй, сохраняя черты рабовладельческого
, стал быстро приобретать черты феодал изма. Большая часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на
ней крестьяне платили поземельные подати как наследственные арендаторы. На новые земли переселилась значительная часть населения Аравии.
Государственное устройство Халифата представляло собой централизованную монархию. Халиф являлся духовным и светским главой государства. Соединение в одном лице высшей светской и духовной власти представляет важную особенность монархии, придающую ей сложный характер феодально-теократического государства. Среди высших чиновников государства главную роль имел визирь. Важное значение приобретают так называемые диваны. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодальной раздробленности на территории Халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей. В первый период Халифата право и религия сливались воедино. Основным источником права признавался Коран. Его автором считается Мухаммед. Мусульманское право получило название шариата (прямой путь). Помимо религиозных предписаний, шариат заключает в себе нормы уголовного, гражданского и процессуального права. Дополнением к Корану служили и служат сборники преданий о судебных решениях Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских творцов законов. Если в писаном праве имелся пробел, дозволялось прибегать к старому обычному праву - адату. Правовые, религиозные, этические нормы не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый комплекс. Сохраняется государственная собственность на землю, но по мере развития феодальных отношений получает распространение и частная собственность на землю.
В XIII в. в Азии и Восточной Европе сложилось в итоге десятилетних монгольских завоеваний особое военно-политическое объединение — Еке Монгол улус.
Важнейшей особенностью кочевой империи как специфического типа ранней, средневековой государственности было то, что ее единая организация, но существу, сводилась к военной. Военная организация, в свою очередь, сформировывалась воедино властным соподчинением, которое, хотя и имело государственно-политический характер, затрагивало самую-самую верхушку империи. Реального общего управления единой монгольской империи не существовало.
Носителем верховной власти в империи был каан (хаган). Титул был заимствован из традиций ранних тюркских государств. Впервые его принял Чингисхан, но реально он закрепился как обозначение правителя объединенного государства примерно с 1210 г.