Файл: Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 505

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В обосновании исключительного положения каана основную роль играла религиозная идея: правитель получал власть «именем Неба» и действовал во имя Его величия. Основные полномочия правителя вытекали из этой «небесной» санкции и подкреплялись традицией. Каан считался (1) главой гражданского управления — лидером собственного рода, общеплеменным вождем, судьей и жрецом, а также (2) главой военной организации. Этим определялись и функции кочевого правителя, несколько отличные от обычных государств: он обязан укреплять державу, заботиться о народе и (!) поддерживать стремление к завоеваниям как главному смыслу военной организации.

В провозглашении правителя кааном большое значение имел курилтай — съезд военной и родовой знати. С укреплением власти Чингисхана курилтай стал в большей степени собранием знатных его собственного племени и военных. После Чингиса укоренился обычай наследования власти в роде. По древнетюркской традиции, власть в империи в целом передавалась младшему сыну; старшие сыновья получали свои области в «выдел» еще при жизни отца-правителя. Допускалось законом и традицией регентство (в т.ч. и женщин-матерей) при малолетнем наследнике. Восшествие на престол выражалось в особой процедуре интронизации, также построенной по древнетюркским традициям перв. пол. I тыс.: шаманы провозглашали день, собравшиеся просили кандидата занять место, он отказывался, его насильно сажали на трон, он приносил присягу. Кульминацией провозглашения было поднятие правителя на войлоке и выслушивание его обещания править справедливо под угрозой свержения. Наследование власти в отдельных улусах империи отличалось: там превалировал принцип родового старшинства, и из 32 известных великих ханов частей империи только 11 были сыновьями предыдущих.

Также по древнетюркской традиции империя делилась на неравнозначные в государственно-политическом отношении части: центр и крылья. Центр (в него входили исторические области монголов) был местом размещения гвардейского корпуса (примерно в 10 тыс. всадников) и считался доменом великого каана. Крылья делились на правое (запад) и левое (восток); левое считалось главнее — также по древней кочевой традиции предпочтения левого правому крылу. Дополнительно они обозначались цветами: синее было предпочтительнее белого (западного). В системе крыльев отражалась войсковая организация: центр — правое крыло — левое
крыло. Крылья подразделялись на тумены (10 тыс. всадников), далее на тысячи, сотни и десятки, каждая во главе с нойонами своего ранга. Нойон был не только военным начальником, но и распределителем земель войска, добычи, главой рода или» его части, отчасти судьей.

В рамках крыльев империя политически разделялась на у л у -сы. Первоначально улусов было четыре — по числу сыновей-наследников Чингиса. Затем и они стали дробиться. В улусах, как и в целом в империи, реальная государственная власть осуществлялась на основе соправительства: одновременно было по двое равных правителей крыльев, которые советовались друг с другом (либо враждовали и воевали). Иногда такой соправитель, если он не был из рода Чингисидов, получал особый титул (например, в Золотой Орде — беклярибек).

Монгольская империя как государство рождалось в ходе завоеваний. И вся его организация была взаимосвязана с военной активностью. Однако включение в состав империи огромных территорий, населенных земледельческими народами, определило выработку некоторых принципов гражданского управления. Особое влияние на это оказал древнейший опыт китайской государственной администрации. Его носителем стал советник Чингисхана из китайцев Елю Чу-цай. По преданию, внимание к его административному таланту привлекли слова: «Хотя вы завоевали империю, сидя на коне, но управлять ею, сидя на коне, нельзя».

Уже в правление Чингиса при ставке великого каана помимо дворцовых администраторов сложилась как бы гражданская канцелярия. Основную роль в ней играли двое советников из немонголов: Елю Чу-цай и Чинкил. Первый был как бы политическим советником. Второй выполнял функции канцлера, возглавляя 2 особых бюро по подготовке указов и переписки. (Государственную печать монголы заимствовали у уйгуров.) Дальнейшая администрация в империи осуществлялась с помощью даругов - чиновников особых поручений. Главной обязанностью даругов было надзирать за сбором и доставкой налогов, однако они контролировали также рекрутирование вспомогательных войск, почтовое дело. Знаком их полномочий были разного рода металлические пайцзы (жетоны-мандаты) .

Единство империи в какой-то мере обеспечивали общегосударственные обязательные налоги. Собственно монгольский был к у л -

гур (1/100 с голов скота); его собирали со всех без исключения. Поземельный налог был позаимствован из традиционной системы халифата - х ар ад ж. Кроме этого, собиралось еще до 45 разных других: чрезвычайный на армию (собирали его, однако, регулярно), снабженческий, содержания чиновников и т.д. Монголы ввели обязательную ямскую повинность по всей империи (или ямской налог) на содержание дорог и почтовой связи. Важную роль играло и общегосударственное право войск на постой. С религиозных объединений взималась особая тамга. Все торговые сделки (даже розничные продажи) также облагались налогом в 10%.

Управление в улусах следовало собственным традициям покоренных государств. В Средней Азии, выбывших областях государства хорезм-шаха, сохранялась должность везира, возглавлявшего особый диван управления. Местными администраторами были наместники. Был общеулусный диван финансов. Более сложным и разветвленным было управление в центральной части империи — бывших землях Китая с его бюрократическими традициями. В XIII в. там были организованы специальные управления — провинциальные, в т.ч. Управление умиротворения. Затем организовался центральный секретариат, занимавшийся государственными делами, отдельно — военный совет, занимавшийся армией. Сформировались 6 «министерств»: чинов, налогов, ритуалов, наказаний, военных дел, строительства. Особо существовал цензорат — ведомство государственного контроля.

По всей империи высшими руководителями ставились, как правило, собственно монголы. На чисто бюрократические должности назначались местные — причем не из знати и не из военных. Гражданские чиновники освобождались от всех государственных повинностей.

В империи существовали полугосударственные, полусвященные посты верховного шамана и верховного судьи, избиравшихся лично кааном. Однако в основном религиозное управление, а также суд на местах осуществлялись по местным традициям и законам. Монголы отличались высокой степенью религиозной терпимости, сохраняя нетронутой систему религиозных культов в завоеванной стране. Сохранение судебных организаций также опиралось на один из государственных заветов Чингисхана. Его выполнение, по мысли великого завоевателя, способно было укрепить государст
венность империи: «Изучайте разные законы, сравнивая, приноравливайтесь к ним. Для разных дел нужны опытные, ученые люди. Тот человек выше множества людей, который знает законы государства.
Вопрос 56: Английская буржуазная революция. Предпосылки, основные периоды, значения, итоги.

В XVII в. в Англии стало наиболее острым противостояние капитализма и старого феодального порядка. В 1621-1625 гг. произошло резкое обострение отношений парламента, стоявшего на стороне буржуазии, ≪нового дворянства≫ с королевской властью, выражавшей интересы феодального дворянства и государственной церкви. Идеологией английской революции XVII в. стало религиозное течение пуританизм, возникшее в ходе Реформации. В ходе революции пури-

тане разделились на течения: пресвитерианство (крупная буржуазия, верхушка джентри); индепендентство (средняя и мелкая буржуазия. Лидер О. Кромвель); левеллеры (ремесленники, свободныекрестьяне).

В 1628 г. палата общин направляет Карлу I ≪Петицию о праве≫ и вынуждает короля ее утвердить. Петиция состоит из ряда требований с указанием злоупотреблений королевской администрации. Требования парламентской оппозиции к роспуску в 1629 г. парламента. Угроза вторжения восставших шотландцев в Англию вынудила короля созвать парламент. Парламент, собранный весной 1640 г., обвиняет короля в многочисленных злоупотреблениях, допущенных в годы беспарламентского правления. ≪Короткий≫ парламент работал меньше месяца. Осенью 1640 г. король собирает новый парламент, казавшийся ≪Долгим≫: он просуществовал до 1653 г. Чтобы обезопасить себя от быстрого роспуска парламент принимает в 1641 г. ≪Трехгодичный акт≫, согласно ему парламент должен созываться каждые 3 года независимо от воли короля. Затем принимается ≪Великая ремонстрация≫, ставшая программным документом революции. Осенью 1642 г. конституционный этап революции переходит в вооруженный конфликт. Зимой 1642 г. начинается гражданская война между приверженцами короля и сторонниками вождей парламента (кавалерами и круглоголовыми). На первом этапе преимущество было на стороне королевской армии. О. Кромвель проводит реорганизацию парламентской армии (≪новая модель≫). В 1645 г. война за-

канчивается победой парламента, король бежит в Шотландию. В 1646 г. парламент издает Ордонанс об упразднении палаты феодальных сборов, которым отменяется рыцарское земельное держание, большинство феодальных платежей и овинностей, утверждается частная собственность на землю. Лагерь победителей раскалывается на несколько группировок. Власть сосредоточивается в руках индепендентов. После казни короля в 1649 г. парламент провозглашает Англию республикой и упраздняет палату лордов. В 1653 г. Кромвель одобряет первый в истории Англии конституционный акт ≪Орудие управления≫.

Вопрос 57: Реставрация монархии в Англии.

Республика держалась лишь на победах индепендентской армии. Большая часть населения ее не приняла и сочувствовал казненному королю. Кромвель предпринимал попытки найти опору в обществе: он отменил безвозмездно феодальные повинности, высказывал намерение восстановить верхнюю палату и даже вернуться к монархической форме правления. Смерть Кромвеля и признание лорд-протектором его сына сразу выявили всю слабость республики. В индепенденской армии начались разногласия. Генерал Монк со своим отрядом занял Лондон и предложил созвать «свободный» парламент, который и решил призвать Карла II, сына казненного короля, занять английский престол. Так в 1660 г. реставрацией Стюартов закончилась английская буржуазная революция. В Бредской декларации новый король пообещал сохранить за дворянами и буржуазией их революционные завоевания и не преследовать тех, кто в годы революции боролся против короля. Но данные обещания были нарушены. Восстановление монархии сопровождалось возрождением старых порядков.

В эти годы в Англии возникают две политические партии. Одна из них — тори — объединяла приверженцев короля, сторонников усиления его власти. Вторая партия — виги — представляла интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне.

Длительное время в парламенте Англии господствовали представители тори. Виги, находясь в оппозиции и подвергаясь преследованиям, пытались провести через парламент закон о гарантиях неприкосновенности граждан. Это удалось им сделать лишь в 1679 г., когда виги имели большинство в парламенте.

Новый закон назывался Хабеас корпус акт, или Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем. В соответствии с этим законом любой арестованный мог лично либо через родственников и знакомых обратиться в один из высших судов Англии с требованием выдать приказ о Хабеас корпус. Согласно этому приказу лицо, в ведении которого находился арестованный, под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения — увольнения с должности должно было в суточный срок доставить арестованного в суд с указанием причины ареста. Суд, рассмотрев основания ареста, выносил решение либо отпустить под залог арестованного