Файл: Индексный метод анализа в социальноэкономических исследованиях.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 2.1 |
Вид работы | Реферат-презентация |
Название дисциплины | Анализ хозяйственной деятельности (курс 2) |
Тема | Выполните учебное задание в виде реферата с презентацией в формате PowerPoint на тему: «Индексный метод анализа в социально-экономических исследованиях» |
Фамилия | |
Имя | |
Отчество | |
№ контракта | |
Основная часть
Индексный метод анализа в социально-экономических исследованиях
Индексный метод анализа является одним из методов сравнительного анализа в социально-экономических исследованиях. Он используется для измерения и сравнения уровня развития различных явлений, показателей, характеристик в разных регионах, странах, группах населения и т.д.
Индексы могут быть использованы для оценки уровня экономического развития, социального благополучия, здоровья населения, образования, уровня безработицы и других показателей.
Для расчета индексов необходимо определить базовую (сравниваемую) величину и производить измерение изменения этой величины во времени и/или пространстве.
Примером индексного метода является индекс человеческого развития (ИЧР), который учитывает три основных компонента: продолжительность жизни, уровень образования и уровень дохода.
В его расчете используется следующая формула:
ИЧР = (ИЖ x ИО x ИД)/1000,
где ИЖ - индекс продолжительности жизни, ИО - индекс уровня образования, ИД - индекс уровня дохода.
Индексный метод позволяет сравнивать не только абсолютные показатели, но и их динамику и изменения в разных группах населения или регионах. Однако при использовании этого метода необходимо учитывать различия в выборке и качественных характеристиках измеряемых показателей.
Этот вид анализа позволяет быстро и точно выявить связи между анализируемыми явлениями. Для определения индексного метода надо понять, что такое индекс. Под термином «индекс»
следует понимать общий индикатор, который характеризует то, как изменяется уровень того или иного явления в течение времени. Он дает возможность сравнить текущее состояние с запланированной программой или прогнозом.
О важном значении индексного метода говорит то, что он используется для проведения анализа всех отраслей экономики. В последнее время очень важную роль начали играть индексы стоимости единицы продукции и доходов населения.
В экономическом исследовании индексный метод используется для того, чтобы разделить основные индикаторы. Индекс представляет собой относительную величину, которая используется для осуществления эффективного анализа экономической деятельности, чтобы дать характеристику элементам явления, которые нельзя суммировать.
Индексы являются важнейшим видом обобщающих статистических показателей. Они используются для характеристики динамики явлений, сравнений по различным территориям, при контроле и разработке плановых заданий. Наравне со средними величинами они представляют собой один из самых распространенных видов статистических показателей. Слово «индекс» в переводе с латыни означает указатель, показатель. В статистике этот термин имеет специфическое значение. Индекс – это относительная величина, характеризующая изменение сложных общественных явлений во времени, пространстве или по сравнению с планом.
Индексный метод – это метод статистического исследования, позволяющий с помощью индексов соизмерять сложные социально-экономические явления путем приведения анализируемых величин к некоторому общему единству. В роли единства могут выступать: денежная оценка, трудовые затраты и т.п. Этот метод применяется для изучения динамики явления, позволяет выявлять и измерять влияние факторов на изменение изучаемого явления. Используется для парных, многосторонних и региональных сопоставлений.
Индексный метод имеет большое значение в статистических исследованиях коммерческой деятельности. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей во времени, по территории, для изучения структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений.
Индексный метод имеет широкое применение в статистике торговли. В зависимости от характера изучаемого явления здесь вычисляются индексы объемных и качественных показателей. Посредством индексов объемных показателей характеризуются изменения объема поступления и реализации товаров, уровня товарных запасов и т.д.
Индексами качественных показателей характеризуются изменения цен, производительности труда, издержек обращения, прибыли и других показателей.
Значение показателей, получаемых в ходе использования стратегии индексов
Расчет индекса цены дает возможность определить то, как повлияло изменение цены единицы продукции на общую стоимость товаров предприятия. Разница между числителем и знаменателем отображает то, насколько в денежном исчислении выросла или упала общая стоимость товара компании.
Сам индекс, уменьшенный на 100%, указывает на то, как в процентном соотношении поменялась стоимость продукции при изменении объемов производства.
Индекс стоимости товаров отражает то, во сколько раз может вырасти или снизиться стоимость всей продукции предприятия при разной цене реализации. Разница между числителем и знаменателем показывает то, как поменялась стоимость всей продукции фирмы в отчетном периоде по сравнению с базисным. Индекс рассчитывается для того, чтобы увидеть темпы изменения стоимости в текущем отчетном периоде по сравнению с базисным.
Значение параметра за минусом 100% отображает, как в процентном исчислении поменялась стоимость в отчетном периоде.
Индекс себестоимости рассчитывается для того, чтобы определить темпы увеличения или уменьшения общих затрат на изготовление и реализацию товаров под воздействием изменения размера себестоимости. Рассчитанный индекс показывает во сколько раз выросли или уменьшились затраты. Разница между отчетным и базисным периодом отображает, как в денежном исчислении изменилась величина издержек в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Среди задач, стоящих перед экономистами-аналитиками, можно выделить следующие:
Исследование тенденций изменений экономических явлений в рамках нескольких периодов;
Исследование изменений усредненных величин, характеризующих состояние и развитие компании;
Исследование соотношения сопоставимых индикаторов по регионам;
Изучение величины влияния одних показателей на другие;
Исчисление значения величин в сопоставимых ценах.
Для работы над каждой из перечисленных задач используется свой индекс. Вот почему их существует в экономическом анализе такое множество. Этим и объясняется высокая популярность индексного метода в анализе.
Пример анализа индексным методом
Лучше понять особенности индексного метода поможет практика. Рассмотрим показательный пример.
Исходя из вышеописанного делается вывод, что абсолютное увеличение выручки составило 1050 денежных единиц, а относительное – 29,2%. Цены тоже «подросли», но лишь на 14% (в абсолютном выражении изменение составило 650 рублей).
Сложив оба показателя получаем величину, равную 1700 рублей. Эти значения обычно сравниваются в рамках достаточно продолжительного временного промежутка времени – например, пятилетки.
При этом исчисляются темпы роста индикатора. Здесь применяются базисные и цепные индексы. Если речь идет о пяти годах, то при расчете базисного индекса сопоставляются пятый и первый года. В случае исследования цепных показателей сравнение происходит следующим образом: считается отношение второго года к первому, третьего ко второму, четвертого к третьему, пятого к четвертому.
Индивидуальные показатели применяются в случаях, когда явление исследуется автономным образом (без связи с другими событиями). С их помощью определяются относительные изменения уровней тех или иных величин, осуществляется сравнение с планами.
Каждый индекс имеет в своей структуре несколько элементов:
Базисная величина;
Отчетная величина;
Индексируемый показатель.
Индекс физического объема оборота продукции
Этот показатель исчисляется для того, чтобы определить, как и насколько изменился объем выпуска тех или иных товаров.
В примере для продукции А индивидуальный индикатор будет равен: 620/700=0,886 (или 88,6%).
По продукции же Б этот показатель составит: 400\300 = 1,333 (или 133,3%).
Иначе говоря, в исследуемом периоде по сравнению с интервалом сравнения выпуск продукции А упал на 11,4%, что в абсолютном выражении равняется 80 тыс. штук (620-700). А по продукции Б наблюдается увеличение выпуска на 33,3% в относительном выражении и на 100 тыс. штук (400-300) в абсолютном.
Индексный метод в факторном анализе основывается на относительных величинах и применяется с использованием метода исключений. Цель таких мероприятий – изучение поведения исследуемого параметра в динамике и сравнение его уровня с запланированными величинами.
Методология помогает всесторонне проанализировать конкретное событие при влиянии на него двух факторов (один из них обязательно должен иметь качественную сущность, а другой – количественную).
Путем определения произведения этих значений генерируется показатель, являющийся объектом аналитических процедур.
При всех явных плюсах методики у нее есть и существенный недостаток. Она применима лишь для ситуаций, в которых на объект влияет два фактора. Если же воздействие оказывает большее их число, индексный метод неприменим.
Список использованных интернет-ресурсов
№ п/п | Наименование интернет-ресурса | Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 | Индексный метод анализа в социально | https://voxt.ru/rabochaya-sila/ |
2 | Индексный метод анализа в социально | https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.8ac3e80d-64365db2-377a3492-74722d776562/https/www.investopedia.com/terms/c/cost-of-labor.asp |
3 | Индексный метод анализа в социально | https://www.nchti.ru/phocadownload/nchti_ucheb2/nchti_E.Yu.%20Girfanova,%0V.I |
Приложения
А | |