ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Составьте таблицу, в которой будут отражены особенности видов дискуссий. Пример таблицы:
Виды дискуссий | Особенность вида дискуссии |
Свободные дискуссии | Здесь каждый выступает от собственного имени, выражает свою точку зрения, консолидируется или вступает в конфронтацию и противоборство с другими участниками в зависимости от сходства - различия заявленных позиций. Ведущий лишь задает общее направление обсуждения и побуждает участников к открытому, откровенному диалогу. |
Направленные дискуссии | В отличие от свободных дискуссий здесь существуют спикеры, то есть люди, чья позиция заранее известна, кристаллизована. Спикеры могут выражать и представлять как личную, так и групповую точку зрения (например, позицию какой-либо социальной группы, политической партии, профессионального сообщества и т.п.). Имя спикера и наименование его позиции наглядно отображается в виде табличек. Все остальные участники направленной дискуссии делятся на группы поддержки представляемых спикерами точек зрения. |
Совещание специалистов | Всякое совещание преследует цель разрешения какой-либо проблемной ситуации, принятие решения по тому или иному вопросу, требующему обсуждения, учета различных точек зрения, сочетания интересов разных групп людей. Обычно совещание проводится руководителем. Как метод АСПО, совещание специалистов может быть использовано для подготовки будущих менеджеров и управленцев разного уровня, так и для исследования общественного мнения по актуальной для общества проблеме |
Обсуждение профессиональных и жизненных казусов | К профессиональным и жизненным казусам относят конкретные ситуации, имевшие место в жизни или профессиональной практике того или иного человека. Они могут принимать форму проблемных или затруднительных случаев (ситуаций), инцидентов. |
Дебаты | Дебаты имеют форму групповой дискуссии, участники которой разделены на два или три противоборствующих лагеря. Для обсуждения здесь берется реальная проблема или ситуация, не имеющая однозначного решения, например, эвтаназия, аборты, совмещение учебы с трудовой деятельностью и т.п. Ведущий самостоятельно или вместе с группой формулирует возможные варианты ее разрешения, которые представляются участникам на экране отображения. |
Метаплан | Техника матаплана объединяет в себе элементы дискуссии и демократического принятия группового решения. |
Мозговой штурм | Мозговой штурм'' (``мозговая атака'') как метод АСПО представляет собой разновидность групповой дискуссии, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех вариантов решений, гипотез и предложений, рожденных в процессе осмысления какой-либо проблемы, их последующим анализом с точки зрения перспективы дальнейшего использования или реализации на практике. |
Для работы с таблицей вы можете воспользоваться лекцией 2. «Виды дискуссий».
2. Опишите суть и значение проектного обучения.
Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.
Проектный метод обучения отличается от классических тем, что учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути её достижения, ищут, отбирают, обобщают и анализируют необходимую им информацию, а преподаватель выступает в роли консультанта. Для проекта нужна практическая задача (проблема), поиск информации по ней, проектирование решения и конечный продукт, который обычно оформляется в виде презентации. Завершается проект защитой.
Проекты бывают:
исследовательские (результатом служит подтверждение или опровержение некой теории);
практико-ориентированные (результатом служит предложенное решение для какой-либо задачи);
творческие.
Метод проектного обучения позволяет:
научить школьников или взрослых студентов самостоятельно достигать намеченной цели, планировать движение к ней;
сформировать у них умение работать с информацией;
применять полученные теоретические знания на практических задачах;
сформировать навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Работа над проектом может проходить как индивидуально, так и в группах, и второй вариант также поможет развивать у учащихся навыки коммуникации и кооперации. Задача преподавателя — скоординировать их работу, помочь распределить роли, если нужно, составить план действий и так далее.
3. Дайте характеристику риторическим приёмам дискуссионной работы. Раскройте суть приёмов. В чём роль и позиция ведущего дискуссий.
Организация дискуссионной работы является важнейшей задачей ведущего. Она предполагает активизацию участников и управление ходом обсуждения или организацию полемики в группе участников дискуссии.
Прежде всего, активизация обеспечивается выбором темы (проблемы) и ее формулировкой. Обычно тема дискуссии обозначается заранее, что позволяет участникам определить свое отношение к предмету обсуждения, при необходимости подготовиться. Если тема интересна участникам, то их активность изначально будет достаточно высокой. Но и традиционным, даже банальным темам можно придать актуальность.
Для этого ведущий может попросить участников вспомнить случаи из собственной жизни или практики, так или иначе касающиеся обсуждаемых вопросов, может сам привести ряд красноречивых, даже шокирующих, примеров, может выбрать одного - двух участников, к кому будет массированно обращать целый град вопросов, вызывающих у них бурные эмоции. Можно поочередно обращать вопросы к тем участникам дискуссии, чьи отношения являются напряженными или конкурентными, или чей жизненный опыт сильно разнится. Это будет особенно эффективно, если эти участники являются неформальными лидерами группы или стремятся к занятию данной позиции.
К числу риторических приемов относятся приемы аргументации и контраргументаци. Для обоснования или доказательства обычно прибегают к аргументации. Ей служат приемы прямого доказательства (это приведение реальных примеров, цифр, фактов, статистических данных, мнений специалистов, графическое отображение собранных показателей и т.п.), доказательства от противного (допущение отказа от высказанной точки зрения или позиции и временное принятие противоположной с последующим показом ее несостоятельности или пагубности), приемы вынужденного согласия, когда позиция оппонентов опровергается постепенно, шаг за шагом, принуждая их соглашаться с чем-либо малозначительным, взятым из их же выступления, но, следуя логике рассуждения, доказывающем несостоятельность их положения в целом, и т.п. Защита своих положений уже требует использования приемов контраргументации. Сюда могут быть отнесены такие способы ведения дискуссии как цитирование, то есть приведение части выступления оппонентов, свидетельствующих не в их пользу, выдергивание, когда защита строится на изолированном примере, части высказывания, взятых из аргументов противоположной стороны, критике основополагающих положений, положенных в основу позиции оппонента, доказательстве ложности, несостоятельности исходных посылок и т.п.
Культура дискуссии предполагает умение ведущего удержать участников от ложных выпадов в адрес своих оппонентов, что предполагает переход на личности, например критика не высказывания, а манеры высказываться, не выступления, а выступающего. Еще одним важным моментом является соблюдение очередности и выдерживание регламента выступления. За этим также следит ведущий. Если кто-либо из участников выкрикивает с места, перебивает выступающего, то за этим могут последовать замечания в его адрес, игнорирование такого выступления, лишение слова и т.п. организующие работу меры.
4. Напишите небольшое эссе на тему кейс-метода. Отразите этапы метода, преимущества и недостатки.
Метод кейсов (конкретных ситуаций) дает возможность участникам тренинга разбирать реальные или воображаемые ситуации.
Метод кейсов подразумевает диагностику проблемы, выработку методов ее разрешения и оценку участниками эффективности действий, предпринятых для решения проблемы (проблема и варианты ее решения сообщаются в инструкции к кейсам).
В зависимости от степени сложности предлагаемых задач метод применяется либо в виде коротких упражнений на 30-60 минут, либо в более развернутом виде. В отдельных случаях вокруг какой-либо сложной ситуации выстраивается целый многодневный курс.
В независимости от продолжительности упражнения обучение подразумевает изложение проблемы в документальной форме (сообщение, видео, показ слайдов).
Преимущества метода кейсов
-
Реализм
Метод дополняет многие теоретические моменты курса с помощью практических задач, которые группа должна решить.
-
Минимальное давление на участников
Метод кейсов позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях тренинга, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.
-
Активное взаимодействие участников
Упражнения, проводимые в форме активного диалога, предоставляют возможность быстрой и полной оценки важности обсуждаемого вопроса и возможных решений.
Недостатки метода кейсов
-
Появление заблуждений
Участникам тренинга нужно дать понять, что при столкновении с аналогичной проблемой в реальной жизни, у него в распоряжении может не оказаться такого же запаса времени, знаний и безопасности, как при выполнении упражнения.
-
Отсутствие конкретных выводов
Зачастую временные рамки не дают возможность группе выработать конкретные практические рекомендации, и это может вызвать общее чувство неудовлетворенности прошедшим тренингом.
-
Правдоподобность
Обязательное условие для любого упражнения
, применяемого в методе кейсов – это реализм. Участники должны идентифицировать себя с ролями, предлагаемыми в упражнении.