Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Банковский кредит оформляется кредитным договором. Коммерческий кредит оформляется векселем. Он представляет собой кредит поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей производится покупателем позже, в оговоренные поставщиком сроки. Вексель это наиболее дешевый способ получения кредита и пополнения оборотных средств. В настоящие время вексель широко используется для залоговых операций, решения проблем снижение взаимных задолженностей и проведения расчетов. В перспективе вексель как средство платежа за товары и услуги все больше будет завоевывать рынок, как это происходит в развитых рыночных странах.
Процент за использование банковским и коммерческим кредитом включается заемщиком в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах учетной ставки Центрального банка, увеличенной на три пункта. В остальной части он уплачивается из чистой прибыли предприятия.
Формирование основного и оборотного капитала является объективной предпосылкой для начала предпринимательской деятельности. Результаты этой деятельности проявляются в форме готовой продукции (выполненных работ и оказанных услуг). В сфере обращения – это товар, стоимость которого выявляется при продаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого (овеществленного) труда и стоимость живого труда или вновь созданная стоимость. Вновь созданная стоимость включает заработанную плату занятых в производстве продукции работников и чистый доход, который принимает форму прибыли. Обязательное условие для получения прибыли превышение выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) над затратами на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг).
Прибыль и рентабельность предприятия
Прибыль – важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:
-
Экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия; -
Стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования; -
Одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.
Прибыль – основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.
В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей финансовых менеджеров. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.
Субъективные факторы: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.
Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.
Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении отдельных товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т.е. за счет инфляционного накопления прибыли. Отсутствует связь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что свидетельствуют о расстройстве экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как в обществе в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников.
В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции, работ, услуг, которая поступает на расчетный счет предприятия. В настоящее время предприятие имеет право самостоятельно определять методы исчисления выручки в зависимости от выбранной учетной политики. Законодательно определены два метода учета выручки от реализации продукции (работ, услуг):
1)по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления контрагенту расчетных документов;
2)по мере оплаты и поступления денег на расчетный счет.
В Российской Федерации наибольшее распространение получил второй метод, поскольку позволяет предприятиям производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги платежи имеется реальный денежный источник. Однако в случае авансовых расчетов за отгруженную продукцию (работы, услуги) общий размер денежных средств не всегда совпадает с фактической реализацией, поскольку возможна такая ситуация, что деньги на основе предоплаты поступили, а продукция не только не отгружена но и не произведена.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения авансированного в производство продукции (работ, услуг) капитала, его накопления, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простои в производстве, снижении прибыли, нарушении договорных обязательств, штрафные санкции.
Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из полученной выручки возмещаются материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда.
Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационного фонда как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки представляет собой валовой доход, или вновь созданную стоимость, которая направляется на выплату заработанной платы и формирование чистого дохода предприятия. Часть чистого дохода учитывается в себестоимости продукции (работ, услуг) в виде отчислений на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования), налогов и сборов, отчислений в специальные внебюджетные фонды. Оставшиеся часть представляет собой прибыль предприятия.
Поступление выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказание услуг) свидетельствует о завершении о кругооборота средств. До поступления выручки издержки производства и обращения финансируются за счет оборотных средств.
Результат кругооборота авансированного в производство продукции (работ, услуг) капитала – возмещение затраченных денежных средств и формирование собственных источников финансирования простого и расширенного воспроизводства: амортизационных отчислений и прибыли.
Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его учетной политике. При распределение прибыли исходят из следующих принципов:
-
Первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом; -
Прибыль, остающиеся в распоряжение хозяйствующего субъекта распределяется на накопление и потребление.
Механизм воздействия финансов на эффективность ведения хозяйства зависит от характера распределительных отношений конкретных форм и методов их организации, их соответствие уровню производительных сил и производственных отношений. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должно быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли предприятие в праве самостоятельно определить способ определения прибыли. Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонды накопления, потребления и резервных фондов либо непосредственно ее распределением ее по отдельным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается непосредственно в финансовом плане.
Фонд накопления используется на научные исследовательские работы, проектные конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, проведение природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, оплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирования прироста оборотных средств, взносов в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, перечисление вышестоящим организациям, в состав которых входит хозяйствующий субъект и другие.
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются:
расходы по эксплуатации объектов социально бытового назначения находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта;
строительство объектов не производственного назначения;
проведение оздоровительно массовых мероприятий;
осуществляются выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий оказание материальной помощи, выплаты надбавок к пенсии, компенсация работникам удорожания питания в столовых и буфетах и т.п.
Резервный фонд – финансовая устойчивость предприятия обеспечивает резервный капитал. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал вносят очередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающий эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность – относительный характер, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показательной рентабельности.
Рентабельности продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам:
-
Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:
-
Процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и ее реализацию; -
Процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции; -
Процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; -
Отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.