Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2033

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
212/543
говорилось, Президент РФ ввел в 2000 г. систему федеральных округов и своих полномочных представителей в этих округах.
Конституция РФ (ч. 1 ст. 85) возлагает на Президента важную задачу: он "может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также между органами государственной власти различных субъектов
Российской Федерации".
Во-вторых, с участием Президента решаются вопросы принятия и образования нового субъекта в составе Федерации. Напомним, что согласно Федеральному конституционному закону "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта
Российской Федерации" совместное предложение законодательных органов власти и высших должностных лиц заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе Российской
Федерации нового субъекта направляется Президенту РФ; вопрос об образовании в составе
Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ после проведения соответствующих консультаций с Президентом РФ, в случае его поддержки инициативы заинтересованных субъектов РФ вопрос в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов РФ; официальные данные о результатах таких референдумов представляются Президенту РФ; проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в
Государственную Думу только Президентом РФ, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе
Российской Федерации нового субъекта.
В-третьих, Президент призван заботиться в целом о развитии национальной и региональной политики в стране, о внимательном отношении к нуждам больших наций и национальных меньшинств, отдельных территорий. Как указывалось в разд. V настоящего учебного курса, указами Президента РФ утверждены основные документы государственной национальной и региональной политики.
В-четвертых, как уже говорилось, когда приведение к должности глав субъектов РФ осуществлялось решением законодательного органа субъекта РФ, кандидатуру на пост предлагал
Президент РФ; сейчас при избрании (в большинстве субъектов РФ) высшего должностного лица субъекта прямыми выборами Президент производит согласование кандидатур на данную должность, а в тех субъектах РФ, где сохранено избрание главы субъекта законодательным органом, Президент предлагает кандидатуру на пост главы исполнительной власти. За Президентом
РФ сохраняется право отрешения главы субъекта от должности при утрате последним доверия
Президента.
В-пятых, в определенных случаях Президент вынужден думать и о радикальных средствах наведения порядка в федеративных отношениях. От него тогда исходят так называемые непопулярные, но необходимые меры.
Конституция РФ в ч. 2 ст. 85 предусматривает, что Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат
Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушают права и свободы человека и гражданина, - до решения этого вопроса соответствующим судом. К сожалению, только этого оказалось недостаточно, тем более что в
Конституции речь идет лишь об органах исполнительной власти, а незаконные акты могут исходить и от законодательной власти субъектов РФ. Поэтому федеральным законодательством было определено, что при появлении подобных актов Президент РФ принимает меры к их отмене.
При уклонении органа законодательной власти субъекта РФ от исправления положения Президенту первоначально давалось право внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске такого органа, а с декабря 2004 г. Президент вправе его распустить своим указом. Для главы исполнительной власти субъекта РФ в аналогичных ситуациях возможна такая мера, применяемая Президентом, как отрешение от должности.
Вопросы внутреннего устройства субъектов РФ решаются самими субъектами. Вместе с тем


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
213/543
ЗАТО создаются и упраздняются Президентом РФ по предложению, вносимому Правительством
РФ.
3. Полномочия в области внешней политики
В области внешней политики Президент РФ, помимо определения ее основ и решения кадровых вопросов, обладает еще рядом важных полномочий.
Прежде всего согласно п. "а" ст. 86 Конституции РФ Президент "осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации". Это означает, что Президент и сам лично осуществляет необходимые мероприятия в области внешней политики, задает соответствующее направление деятельности компетентных государственных органов.
Как уже отмечалось в нашем курсе, у Российской Федерации стали возникать проблемы в связи с применением ч. 4 ст. 15 Конституции в части попыток навязать нашей стране обязательность некоторых международных норм, противоречащих Основному закону РФ. В ходе упорядочения соответствующей практики сначала в законодательстве, а теперь и в новелле
Конституции РФ (2020 г.), отраженной в ст. 79, говорится, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации. В связи с этим важную миссию призван выполнить Президент РФ - путем обращения в Конституционный
Суд для оценки подобных требований.
В соответствии с Конституцией РФ Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ (п. "б" ст. 86), подписывает ратификационные грамоты (п. "в" ст. 86), т.е. документы, означающие, что заключенные Россией договоры вступают в силу и действуют на ее территории.
Более подробно соответствующие вопросы, в том числе и действия Президента, регулирует
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации". Он предусматривает (ст. 11), что решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров РФ принимаются: а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской
Федерации, - Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской
Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, - Правительством; б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, - Правительством. Президент РФ принимает решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, если это вызывается необходимостью.
Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией РФ и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ без необходимости предъявления полномочий (ст. 12 указанного Закона). Президент РФ может предоставить полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров в отношении договоров, заключаемых от имени Российской
Федерации.
Ряд международных договоров РФ подлежит ратификации, т.е. утверждению парламентом путем принятия федерального закона. Международные договоры, решения о подписании которых были приняты Президентом, вносятся в Государственную Думу на ратификацию Президентом.
Международные договоры, решения о подписании которых были приняты Правительством, вносятся в Государственную Думу на ратификацию Правительством. В случае необходимости
Правительство вправе представить Президенту предложение о внесении на ратификацию международного договора, решение о подписании которого было принято Правительством.
Принятый Федеральным Собранием федеральный закон о ратификации международного договора направляется в соответствии с Конституцией РФ Президенту для подписания и обнародования.
В соответствии с названным Законом, помимо ратификации, согласие Российской
Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться также путем утверждения, принятия договора, присоединения к договору, применения любого другого способа


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
214/543
выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны. При утверждении либо принятии международных договоров по кругу вопросов, определенных данным Законом, это осуществляется в форме федерального закона, в отношении иных договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом, в отношении договоров, заключаемых от имени
Правительства, - Правительством. Однако Президент принимает решения об утверждении, о принятии международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается необходимостью. Такой же порядок действует и при присоединении Российской
Федерации к международным договорам.
Президент и Правительство принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров РФ. Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров РФ осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для России. Президент принимает, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, согласие на обязательность которых для России давалось Правительством РФ.
Действие международного договора, решение об обязательности которого для России принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием
Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.
Президент не только назначает дипломатических представителей Российской Федерации в других государствах и международных организациях, но и принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (п. "г" ст. 86 Конституции РФ).
Президент является участником международных усилий по поддержанию мира и безопасности. Помимо постоянных встреч с лидерами других государств, участия в международных конференциях и других мероприятиях, при необходимости Президент РФ принимает решение о направлении российского воинского контингента за пределы территории
России. Конституция РФ предусматривает, что принципиальное решение о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами нашей территории принимается Советом
Федерации. Но проект такого решения на рассмотрение Совета Федерации вносится Президентом
РФ, при положительном решении Совета Федерации именно на Президента возлагается осуществление соответствующей акции. Федеральный закон от 23 июня 1995 г. "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" предусматривает, что решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом (ст. 6).
Президент определяет район действий указанных военнослужащих, их задачи, подчиненность, срок пребывания и порядок замены, а также устанавливает в соответствии с федеральными законами дополнительные гарантии и компенсации указанным военнослужащим и членам их семей.
Президент принимает решение об отзыве указанных военнослужащих, если в связи с изменением международной военно-политической обстановки дальнейшее их участие в миротворческой деятельности становится нецелесообразным.
Решение о направлении за пределы территории РФ воинских формирований Вооруженных
Сил РФ для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны. Предложение, вносимое Президентом в Совет Федерации, должно включать сведения о районе действий указанных воинских формирований, об их задачах, общей численности, о типе и составе вооружений, подчиненности, сроке пребывания или порядке его продления, порядке замены и об условиях вывода, а также об устанавливаемых в соответствии с федеральными законами дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим воинских формирований и членам их семей.
Президент принимает решение об отзыве указанных воинских формирований, если в связи с


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
215/543
изменением международной военно-политической обстановки дальнейшее их участие в миротворческой деятельности нецелесообразно.
О принятых решениях Президент информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
Помимо воинского контингента для участия в миротворческой деятельности за пределы территории РФ на добровольной основе может направляться гражданский персонал. Решение о направлении принимается Правительством РФ. Последнее принимает решение об отзыве указанного гражданского персонала, если в связи с изменением международной военно-политической обстановки дальнейшее его участие в миротворческой деятельности нецелесообразно. Но решение об отзыве гражданского персонала может приниматься и
Президентом одновременно с решениями об отзыве военного персонала.
4. Полномочия в области обеспечения безопасности и обороны государства, стабильности
общественного порядка в стране
Безопасность государства - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В соответствии с Конституцией РФ и
Федеральным законом "О безопасности" это одна из ключевых сфер приложения усилий
Президента. Согласно ст. 4 Закона основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент РФ. Государственная политика в области обеспечения безопасности, говорится в той же статье Закона, реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом РФ.
Круг таких документов, исходящих от Президента РФ, довольно широк. В частности, это утвержденная Указом от 31 декабря 2015 г. Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации (пришла на смену аналогичному документу от 12 мая 2009 г.); Конституцией (п. "з" ст.
83) к ведению Президента отнесено утверждение военной доктрины Российской Федерации, эта доктрина утверждена Указом Президента от 25 декабря 2014 г. (пришла на смену аналогичному документу от 5 февраля 2010 г.). Можно назвать и другие аналогичные акты, исходящие от
Президента РФ, например утвержденные: 5 октября 2009 г. - Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации; 30 мая 2018 г. - Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 5 декабря 2016 г. - Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации; 13 мая 2017 г. - Стратегия экономической безопасности Российской
Федерации на период до 2030 года.
Президент, как уже было сказано, формирует Совет Безопасности РФ и является его
Председателем (п. "ж" ст. 83 Конституции РФ). Как уже говорилось, Указом от 7 марта 2020 г.
Президент РФ утвердил Положение о Совете Безопасности Российской Федерации и об аппарате
Совета Безопасности. Президент утверждает и обновляет состав Совета Безопасности. Решения
Совета Безопасности проводятся в жизнь актами Президента.
Согласно
Конституции
РФ
(ч.
1 ст.
87)
Президент является
Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, для него он является высшим воинским начальником, приказы и указания которого подлежат безусловному исполнению.
Весьма обширны полномочия Президента по Федеральному закону от 31 мая 1996 г. "Об обороне". В соответствии со ст. 4 Закона Президент РФ, в частности: определяет основные направления военной политики Российской Федерации; утверждает военную доктрину Российской
Федерации, План обороны Российской Федерации и Положение о военном планировании в
Российской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в случаях агрессии или непосредственной угрозы


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
216/543
агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий; исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения; принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению; утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил РФ,
Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, План мероприятий, выполняемых в Российской
Федерации при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, План перевода Российской Федерации на условия военного времени, План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также основные показатели Мобилизационного плана экономики Российской Федерации; утверждает государственную программу вооружения; утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний; утверждает единый перечень воинских должностей, присваивает высшие воинские звания; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; утверждает общевоинские уставы, Устав военной полиции Вооруженных Сил РФ, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; утверждает положения о Министерстве обороны РФ, Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами; утверждает Положение о территориальной обороне Российской Федерации, План территориальной обороны Российской Федерации и План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; издает указы о призыве граждан
РФ на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву; и др.
Уже упоминалось о том, что в соответствии с Конституцией РФ Президенту принадлежат важные полномочия в связи с объявлением и обеспечением военного положения в стране или на части ее территории. Подробности определяет Федеральный конституционный закон от 30 января
2002 г. "О военном положении".
Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится указом
Президента. Он незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и
Государственной Думе. Указ о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Вопрос об утверждении указа Президента о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения указа.
Полномочиями Президента в области обеспечения режима военного положения охватываются: руководство организацией обеспечения режима военного положения; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в данных целях; контроль за применением мер по обеспечению военного положения; определение мер, которые должны быть применены федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение; определение задач и установление порядка привлечения Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения.
Президент приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность