Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2026

Скачиваний: 118

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
482/543
территории субъекта РФ.
Во-вторых, федеральный законодатель решил ввести нормы численности депутатов.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона установленное число депутатов должно составлять:
а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тыс. человек;
б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн. человек;
в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 млн. до 2 млн. человек;
г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 млн. человек.
В отношении статуса депутатов наиболее важными являются следующие правила.
Распространено установление возраста 21 год для избрания депутатом представительного органа субъекта РФ, хотя названный Закон разрешает регулировать данный вопрос субъектам РФ. В течение срока своих полномочий депутат законодательного органа субъекта РФ не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации (теперь - сенатором Российской
Федерации), судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, субъекта
РФ, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении статуса Совета Федерации мы указывали, что для депутата законодательного органа субъекта, делегированного в состав Совета Федерации, разрешается сохранение полномочий депутата регионального парламента. Вместе с тем новеллами, внесенными
28 июня 2014 г. в ст. 11 Закона об общих принципах организации власти субъектов РФ, определено, что данный депутат освобождается в законодательном органе субъекта РФ от должности председателя, заместителя председателя парламента, председателя или заместителя председателя комитета (комиссии) и иных руководящих должностей в этом органе власти.
Как указывалось в данном курсе при рассмотрении вопросов политических партий, а также избирательной системы, не менее 50% (по новелле от 2 ноября 2013 г. - не менее 25%) депутатов представительного органа власти субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты. Для депутатов, избранных в составе списков, обязательно вхождение в депутатские фракции.
Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, а также депутаты, входившие во фракции, которые ликвидированы или реорганизованы. Впрочем, Закон позволяет этим обеим категориям депутатов образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.
Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного органа субъекта РФ.
Надо сказать, что законодатель путем внесения поправок в Закон упрочил связи депутата законодательного органа субъекта РФ со своей партией и ее фракцией. Установлено, что депутат, избранный в составе списка, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. Несоблюдение названных выше требований влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.
Любой депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
Утрата депутатом гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
Новеллами последних лет для депутатов законодательных органов субъектов РФ введены


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
483/543
такие же строгие правила отчетности по доходам, имуществу и счетам, которые мы ранее видели по отношению к иным выборным лицам и служащим.
В связи с этим в рассматриваемый Закон включены многочисленные требования. Так, в каждом законодательном органе субъекта РФ образуется его комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами данного органа (комиссия создается в соответствии с законом субъекта
РФ). Депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в указанную комиссию сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Комиссия проводит в порядке, определяемом законом субъекта РФ, проверки достоверности и полноты названных сведений, представляемых депутатами, соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных законодательством. Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии, на котором представители СМИ могут присутствовать в установленном порядке. Информация о представлении депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений подлежит опубликованию в официальном печатном издании законодательного органа субъекта РФ и размещению на официальном сайте данного органа.
Установление в отношении депутата фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 13 названного выше Закона в случае привлечения депутата законодательного органа субъекта РФ к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
4. Структура представительных органов власти субъектов Российской Федерации
Субъекты РФ в части структуры представительного органа власти отдают предпочтение однопалатному учреждению. Причем в этом вопросе можно наблюдать определенную эволюцию.
Некоторые субъекты РФ сначала ввели двухпалатные парламенты - республики Карелия, Тыва,
Башкортостан, Кабардино-Балкария, Адыгея, Свердловская область. Теперь они отказались от


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
484/543
двухпалатной структуры в пользу однопалатных представительных органов.
5. Срок полномочий депутатов представительного органа власти субъекта Российской
Федерации. Количество депутатов, работающих на постоянной основе
Срок полномочий депутатов представительного органа власти субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет. Обычный срок легислатуры представительного органа субъекта РФ - четыре или пять лет (причем видна тенденция к установлению пятилетнего периода - по некоторым подсчетам, в 2007 г. в 32 субъектах
РФ срок полномочий законодательных органов составлял четыре года, в 2010 г. их осталось 9, явное большинство - 74 субъекта РФ предпочли пятилетний срок).
Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ (ст. 9) предусмотрел следующие варианты досрочного прекращения полномочий представительного органа власти субъекта РФ.
1. Принятие указанным органом решения о самороспуске в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ.
2. Роспуск указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ по основаниям, предусмотренным названным Законом. В п. 2 ст. 9 этого Закона определено следующее. Указанное лицо вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий представительного органа власти в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов, конституции (уставу) субъекта РФ. Условие - если такие противоречия установлены соответствующим судом, а представительный орган власти не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Федеральным законом от 18 июня 2007 г. в рассматриваемый Закон было введено еще одно основание: глава исполнительной власти субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный орган субъекта РФ в течение трех месяцев после избрания в правомочном составе или же в иное время в течение трех месяцев подряд не проводил заседание (образно говоря, речь идет о "неработоспособности" законодательного органа). Причем такое решение глава может принять в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.
3. Вступление в силу решения суда общей юрисдикции субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов представительного органа власти, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
4. Роспуск указанного органа Президентом РФ в порядке и по основаниям, предусмотренным рассматриваемым Законом.
Одно основание было и остается: принятие представительным органом власти акта, противоречащего федеральным
Конституции, законам, что констатируется решением соответствующего суда. Если все предпринятые меры, в том числе и предупреждение Президента в форме его указа, не подействовали и в течение трех месяцев после предупреждения орган так и не принял мер по исполнению решения суда, Президент вправе распустить орган субъекта РФ.
Второе основание для досрочного прекращения полномочий представительного органа законодательной власти субъекта РФ по решению Президента было обусловлено прежним порядком замещения должности главы исполнительной власти субъекта РФ: представительный орган власти субъекта принимал решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, а кандидатуру предлагал Президент РФ. Если представительный орган власти субъекта РФ не поддерживал дважды кандидатуру, представленную Президентом РФ, следовал роспуск законодательного органа решением Президента РФ. Как уже говорилось в данном курсе, в 2012 г. введено приведение к должности главы субъекта посредством прямых выборов


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
485/543
населением, и описанный вариант досрочного прекращения полномочий законодательного органа утратил силу.
Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ говорит о том, что депутат законодательного органа субъекта РФ может осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе. С учетом новелл 2010 г. определено, что условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ. Тем не менее в порядке гарантии Закон в ст. 11 установил: если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, и любым депутатам, избранным в составе списка, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном органе субъекта
РФ.
Если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ.
Субъект определяет своим законом, сколько депутатов работают на профессиональной постоянной основе, т.е. оставляют прежнюю должность и переходят в представительный орган, где получают вознаграждение за свою депутатскую работу. Очень малое число субъектов РФ пошло на то, чтобы все депутаты работали на профессиональной постоянной основе: например, когда
Московская городская Дума состояла из 35 депутатов, все они работали на освобожденной основе.
14 сентября 2014 г. избраны в Московскую городскую Думу 45 депутатов. На освобожденной основе теперь работают Председатель и два заместители Председателя Думы, а также 15 руководителей комиссий Думы.
Аналогичная картина в законодательных органах других субъектов РФ: чаще на освобожденной основе работают руководители представительного органа (председатель и его заместители), руководители комитетов; в отдельных субъектах - также и некоторое число депутатов. Остальные депутаты освобождаются от основной деятельности преимущественно на время заседаний представительного органа, его комитетов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством субъекта РФ.
Законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. При каком числе присутствующих депутатов правомочно заседание органа, определяет закон субъекта РФ.
§ 2. Основные полномочия законодательного (представительного) органа власти субъекта
Российской Федерации
Подробно полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта определены в Законе об общих принципах организации органов власти субъектов
РФ, в конституции, уставе соответствующего субъекта.
В целом полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта для удобства восприятия можно разделить на следующие группы:
- законодательные;
- бюджетные и хозяйственные;
- по вопросам государственного строительства;


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
486/543
- кадровые;
- контрольные;
- в сфере собственной организации и деятельности.
1. Характеризуя законодательные полномочия, прежде всего отметим, что законодательный
(представительный) орган власти принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта, а также принимает устав субъекта и поправки к нему.
Принятие устава является полномочием только законодательного (представительного) органа субъекта, а вот в отношении конституции есть оговорка "если". Дело в том, что в ч. 2 ст. 66
Конституции РФ прямо сказано, что статус края, области и т.д. определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ, принимаемым их законодательным (представительным) органом, значит, его нельзя вынести на референдум субъекта. В ч. 1 ст. 66 записано: "Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики", т.е. здесь нет оговорки, содержащейся в ч. 2 этой статьи, следовательно, конституцию республики вправе принять ее парламент, но возможно и вынесение проекта на республиканский референдум.
Какой механизм использовать - определяет республика.
Кроме того, законодательный
(представительный) орган власти осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта.
2. Говоря о бюджетных и иных хозяйственных полномочиях, отметим, что согласно названному Закону законом субъекта РФ: утверждаются бюджет субъекта и отчет о его исполнении, а также программы социально-экономического развития субъекта, представленные указанным должностным лицом; устанавливаются налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта, а также порядок их взимания; утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта и отчеты об их исполнении; устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта, в том числе его долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм. Таким образом, федеральный законодатель исходит из того, что регулирование соответствующих вопросов законами субъекта подчеркивает, с одной стороны, их важность, с другой - серьезную роль представительного органа власти в принятии необходимых решений.
3. К области государственного строительства относится ряд полномочий представительного органа власти субъекта РФ по установлению административно-территориального устройства субъекта и порядку его изменения. Эти полномочия закреплены в конституции, уставе субъекта и в законе об административно-территориальном устройстве субъекта. Конституция РФ относит к ведению Совета Федерации утверждение изменения границ между субъектами РФ (п. "а" ч. 1 ст.
102). Это означает, что сначала о таком изменении границ должны договориться сами субъекты и свое согласованное решение затем представить в Совет Федерации. Постановлением представительного органа власти и утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ.
В пределах полномочий, определенных федеральным законом, представительный орган власти субъекта РФ устанавливает порядок проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления на территории субъекта РФ; порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ, общие правила проведения местных (муниципальных) референдумов.
Он же назначает референдум субъекта РФ.
Его же решением назначаются выборы в законодательный орган субъекта РФ. А с учетом новелл от 2 апреля 2013 г. вышеуказанный Закон определяет, что законодательным органом назначаются выборы главы субъекта РФ либо оформляется решение о его избрании депутатами законодательного органа субъекта РФ (напомним, что некоторые субъекты РФ не пошли на прямые выборы и установили, что глава субъекта избирается на заседании законодательного органа). Кроме того, законодательный орган назначает голосование по отзыву главы субъекта РФ.
Общие правила о структуре органов государственной власти субъекта включены в его конституцию, устав, но система исполнительных органов устанавливается представительным органом.
Федеральное законодательство и акты самих субъектов допускают договоры субъектов с