Файл: Дисциплина Теория и методика инклюзивного образованияПрактическое задание 10 Обучaющийся Давыдовская Маргарита Игоревна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Пермь - 2023
Прогрaммa среднего профессионaльного обрaзовaния
44.02.02 Преподaвaние в нaчaльных клaссaх
Дисциплина: Теория и методика инклюзивного образования
Практическое задание 10
Выполнил:
Обучaющийся Давыдовская Маргарита Игоревна
Преподaвaтель:
Aлексaндровa Мaринa Олеговнa

Задание 1.
Прочитайте отрывок статьи Л. С. Выготского «Дефект и компенсация»: «Чувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, есть оценка своей социальной позиции, и она становится главной движущей силой психического развития. Сверхкомпенсация, «развивая психические явления предчувствия и предвидения, а также их действующие факторы вроде памяти, интуиции, внимательности, чувствительности, интереса — словом, все психические моменты в усиленной степени», приводит к сознанию сверхздоровья в больном организме, к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.
Страдавший недостатками речи Демосфен становится величайшим оратором
Греции. Про него рассказывают, что он владел своим великим искусством, специально увеличивая свой природный дефект, усиливая и умножая препятствия. Он упражнялся в произнесении речи, наполняя рот камешками и стараясь преодолеть шум морских волн, заглушающих его голос... Для теории и практики воспитания ребенка с дефектами слуха, зрения и т. п. учение о сверхкомпенсации имеет фундаментальное значение, служит психологическим базисом. Какие перспективы открываются перед педагогом, когда он узнает, что дефект есть не только минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и способностей, что в нем есть какой-то положительный смысл! В сущности, психология давно учила этому, педагоги давно это знали, но только теперь с научной точностью сформулирован главнейший закон: ребенок будет хотеть все видеть, если он близорук, все слышать, если у него аномалия слуха; будет хотеть говорить, если у него затруднения в речи или заикание. Желание летать будет выражено у детей, которые испытывают большие трудности уже при прыгании». (Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. С. 34, 39).


Ответьте на вопросы:
1. Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свою точку зрения.
Да, я согласна с позицией Л.С. Выготского я согласна. Здоровые люди не осознают всех трудностей в плане физического и психологического состояния людей, которые с этим родились или приобрели в силу определенных обстоятельств. Люди имеющие дефекты заинтересованы в усовершенствовании своей личности, устранении дефектных причин, но и развитии различных качеств превращение их в одаренность.
2. Как можно использовать положения Л. С. Выготского в практической работе педагога инклюзивного учреждения образования?
Данное положение Л.С. Выготского должно быть основой понимания, что у всех детей не зависимо ни отчего имеются сильные, одаренные и талантливые стороны, которые нужно развивать и совершенствовать, которые могут стать именно той самой опорой в будущей жизни человека.
3. Сформулируйте вопросы для ваших коллег по содержанию прочитанного.
1.
Что такое сверхкомпенсация?
2.
Что такое дефект Демосфена?
3.
Как увеличивал свой природный дефект Демосфен?
4.
В чем перспективы дефектов?

Задание 2.
Разработайте методические рекомендации педагогу по организации внеурочного мероприятия для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата, речи, интеллекта.
Рекомендации педагогу по организации внеурочного мероприятия для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта
1. Постоянно поддерживать уверенность в своих силах
2. Мероприятие не должно проводиться более 40 – 60 минут
3. Комфортная организация места проведения мероприятия, благоприятная атмосфера сотрудничества. Оптимальные условия с учетом особенностей учащихся
4. Во время мероприятия должно учитываться соблюдение двигательного режима
5. Предоставить возможность учащемуся проявить себя в мероприятии
6. Обсудить участие учащегося в мероприятии с родителями, возможность родительской помощи учащемуся
7. Консультация/помощь специалистов (сурдпедагога, психолога и тд.)
8. Поддержание коллективного взаимодействия учащихся, положительной атмосферы и взаимовыручки
Задание 3.
Составьте требования к организации доступной среды для детей с разными видами нарушения развития в образовательной организации, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей. Разделите требования на две группы: общие требования к учреждению, требования к организации предметно-развивающей среды в кабинете.


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем
Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Дети с нарушениями слуха
Общие требования к учреждению: организацию психолого-педагогического сопровождения ребенка и консультативно-методической поддержки взрослых; сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка; нормативное-правовое обеспечение (программы коррекционной работы, положения об организации инклюзивной практики или положения об организации образования детей с ОВЗ и тд.); Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха; Организация медицинского обслуживания (по договору с учреждением (организацией) здравоохранения); Организация питания (без

особенностей, по основному меню); Организация взаимодействия с родителями
(договор).
Общешкольное пространство: «Бегущая строка» (на этажах); Стенды на стенах образовательного учреждения с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т. д.; Звукоизолированный кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога) для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее 15 м2 ); Кабинет для индивидуальных занятий со специалистами.
Требования к организации предметно-развивающей среды в кабинете:
Учебное пространство класса: Первая парта/стол (около окна и учительского стола); Интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование; Компьютер с колонками и выходом в Intеrnеt; Средства для хранения и переноса информации (USB- накопители), принтер, сканер.
Специальное оборудование:
1. Световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.);
2. Мультимедийное оборудование в кабинете для индивидуальных/групповых занятий
3. Мультимедийный компьютер с необходимыми периферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники, миди-синтезатор и т. д.) и выходом в Intеrnеt в кабинете для индивидуальных/групповых занятий;
4. Беспроводные системы (FM-система) для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала, кабинета учителя-дефектолога
(сурдопедагога);
5. Специальные аудиовизуальные приборы и компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия (например,
индикатор звучания ИНЗ, программы Hеаr thе World, Spеесh W и др., сурдологопедический тренажер «Дэльфа142» и др.);
6. Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами;
7. Дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия речи, произносительной стороны;
8. Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы). Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии.
- организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха
(подготовить его место; проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и т.д.);
- включать слабослышащего и позднооглохшего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;
- решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока
(стимулировать слухо-зрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; оказывать специальную помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т.д.). Сопровождение тьютором по рекомендациям
ПМПК.
Дети с нарушениями зрения


Общие требования к учреждению: нормативное-правовое обеспечение
(программы коррекционной работы, положения об организации инклюзивной практики или положения об организации образования детей с ОВЗ и тд.);
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха; Организация медицинского обслуживания (по договору с учреждением
(организацией) здравоохранения); Организация питания (без особенностей, по основному меню); Организация взаимодействия с родителями (договор); кадровое обеспечение: учитель-дефектолог (со специализацией тифлопедагогика), педагог- психолог (со специализацией по тифлопсихологии), учитель-логопед, тьютор владеющий системой Брайля, при сопровождении незрячих детей, социальный педагог, координатор по инклюзии.
Общешкольное пространство: таблички с названием кабинетов по системе
Брайля; отбойная стена для ориентировки в коридоре; зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см); тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь).
Требования к организации предметно-развивающей среды в кабинете:
Учебное пространство класса: тактильные ориентиры на каждой парте
(обозначение парты на ощупь); учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю.
Специальное оборудование:
1. для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки и тд.;
2. компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых;
3. комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;

4. оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога).
В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду.
Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс.
Рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома. Ученик может получать аудиозаписи уроков.
Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача). Необходимо использовать более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт. Необходимо создавать опору на другие модальности. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на уроках математики можно использовать счеты. Важные фрагменты урока можно записывать на диктофон. Обеспечивать офтальмо-гигиенические нормы.
Обязательные технические и учебно-методические средства для организации обучения слабовидящих обучающихся по основной образовательной программе:
1. Программа увеличения информации на экране (Mаgiс или аналогичной), установленная на персональном компьютере слабовидящего учащегося.
2. Ручной электронный увеличитель (Ruby или аналогичный);
3. Стационарный электронный увеличитель (Topаz или аналогичный);
4. Тифлофлешплеер с функцией диктофона, поддерживающий DАISY формат;
5. Персональное освещение рабочего места;