Файл: Муниципальная бюрократия и коррупционные риски.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2-я группа - это лица, являющиеся служащими как государственного аппарата, в том числе и должностными лицами, так и лицами, которые замещают должности в иных организациях, т.е. негосударственных. Организации негосударственные более многочисленны - муниципальные организации, политические партии, объединения граждан и т.д. Все они выполняют свои специальные задачи и функции, руководствуясь законами и другими актами, действуя в рамках своих уставов, подчиняясь государственному регулированию лишь в части соответствия их деятельности закону.

3-я группа - лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лица, приравненные по своему социально-экономическому статусу к лицам, уполномоченным на выполнение задач в области государственных функций. Наиболее полно данная группа указывается законодателем в проекте Федерального закона Российской Федерации "О борьбе с коррупцией".

Вопрос о личности коррупционера чрезвычайно важен, так как именно через личность можно с достоверностью установить причину коррумпированных связей в каждом конкретном случае. При этом ряд исследователей считает, что "причина любых действий человека кроется в нем самом и зависит от многих его личностных качеств и свойств биологического и социального плана". Психологи утверждают, что у подавляющего большинства, если не у всех, честность имеет свою цену. В подтверждение этого указывается масса примеров. Так, например, президент США А. Линкольн, признанный современниками честнейшим человеком, однажды вышвырнул из кабинета человека, предложившего ему большую взятку. Когда его спросили, чем это он так выведен из себя, А. Линкольн ответил: "У каждого есть своя цена, а он подобрался слишком близко к моей!".

Чиновники, часто преднамеренно, создают препятствия с целью увеличения спроса на услуги. Часть управленцев, обладая властными, экономическими и финансовыми ресурсами решает, за соответствующее вознаграждение, проблемы богатых членов общества, вместо того, чтобы заниматься вопросами общественного развития. Все многообразие бюрократических проявлений, к числу которых относятся волокита, злоупотребление документальностью, административная пассивность, трудоустройство "по знакомству" порождают коррупционные отношения в обществе.

3. Методы борьбы с коррупцией



На эту тему написано столь великое количество работ, что сложно выделить какие-либо определенные «рецепты»
против коррупции, тем более что пакет мер по борьбе с этим явлением зависит прежде всего от специфики страны - ее уровня экономического благосостояния, институциональных, исторических, географических, культурных факторов. Считаю целесообразным привести примеры удачных стратегий по борьбе с коррупцией - и извлечь из них определенные уроки.

I. Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:

· Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов

· Создано автономное Бюро по расследованию случаев коррупции. Его основные функции:

· а) получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;

· б) расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;

· в) проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.

· Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.

· Дерегулирование экономики.

· Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.

Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира. Однако что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность антикоррупционных реформ? Ответ прост: политическая воля.

II. Шведская стратегия. В ней акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:

· Основные инструменты - налоги, льготы и субсидии;

· Свободный доступ к внутренним государственным документам;



· Независимая и эффективная система правосудия;

· Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников;

· Высокие зарплаты госслужащим.

Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12-15 раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно - восприятие честности как нормы поведения чиновника.

Меры по борьбе с коррупцией, перечисленные в этих примерах, в той или иной форме нашли отражение и в стратегиях других государств. Не вдаваясь в дальнейшие детали, отметим, что наиболее эффективными являются комбинированные методы «кнута и пряника»; применяемые по отдельности, они вряд ли приведут к значительным результатам, если и вовсе не ухудшат ситуацию.

Заключение
Бюрократизм и коррупция представляют собой серьезную угрозу для современного российского государства и общества. Непринятие кардинальных мер по противодействию данному явлению может привести к негативным последствиям для государства и общества. Противодействие должно состоять в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о государственной службе.

Преодоление бюрократии и бюрократизма в системе государственных органов прежде всего зависит от реформирования системы государственной службы. Необходимо создавать социальный контроль за деятельностью государственного аппарата в целом. Необходимо повышать профессионализм государственных служащих. Реформирование системы государственной службы обеспечит предупреждение, выявление и устранение обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе.

Список использованных источников


  1. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (действующая редакция, 2016).

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

  3. Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013).

  4. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты: монография/ Астанин В.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

  5. Знаменский Д.Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие/ Знаменский Д.Ю. - СПб.: Интермедия, 2013.

  6. Жирков Р.П. Этика государственной службы и государственного служащего: учебное пособие/ Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. - СПб.: Интермедия, 2014.

  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - АСТ, 2015.

  8. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.