Файл: "Жанровое своеобразие Сказок М. Е. СалтыковаЩедрина" Част Прочитать тексты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Часть2. Прочитать следующие тексты:
«Верный Трезор», «Недреманное око», «Соседи», «Либерал», «Баран-непомнящий», «Коняга», «Деревенский пожар», «Путем-дорогою», «Богатырь», «Ворон-челобитчик», «Пропала совесть», «Дурак», «Рождественская сказка»,


Ответить на вопросы с основой на прочитанные тексты:

1. Что в этих сказках остросоциального, а что общечеловеческого?
В дореволюционной науке мы видим попытки проанализировать идейно – философскую глубину сказок писателя с историко – общественных и культурно – эстетических  сторон. При этом образный мир, поэтика сказок не стала ещё предметом последовательного, глубинного анализа.

«Верный Трезор» — это сатира на «собачью преданность» и раболепную покорность мужиков своим хозяевам-помещикам. Однако преданность Трезора не оказалось препятствием для купца Воротилова, когда тот решил утопить пса, переставшего справляться со своими обязанностями.

Главная мысль произведения заключается в том, что покорность и раболепное поведение никогда не будут поводом для уважительного отношения. Трезор пресмыкался перед хозяином, но Воротилов, хоть и ценил пса, видел в нем только раба.

Современный период изучения сказок  М.Е. Салтыков – Щедрина характеризуется вниманием к философии личности. Целостности образного мира и жанрообразующим характеристикам произведений писателя. 

В сказке «Коняга» изображается крестьянская лошадь с разбитыми ногами, с выпирающими рёбрами, которая пашет вместе с крестьянином землю и кормит сытых и гладких «пустоплясов». Они же гордо и презрительно поглядывают на Конягу, как будто не понимают, что именно благодаря ему они могут весело гарцевать и красиво философствовать.

Сказки, которые изображают мораль современного общества: «Пропала совесть», «Дурак». Главного героя последней сказки все окружающие называют вполне по-сказочному — Иванушка-дурачок: он бросается в воду, чтобы спасти утопающего ребёнка; играет с Лёвкой, которого все кругом бьют и ругают; отдаёт нищему все деньги, имеющиеся в доме, и т.д. Ирония Салтыкова-Щедрина заключается в том, что нормальные человеческие поступки Иванушки воспринимаются окружающими как дурацкие. Это свидетельствует о том, что само общество крайне испорчено.

2. В чем заключается философско-этическое содержание «Сказок» Салтыкова-Щедрина? Какова символическая функция образа «русского дитяти» в сказках о Совести и Правде («Пропала совесть», «Дурак», «Рождественская сказка»)?

«Пропала совесть», имеющая социально-этический смысл, обращена к вопросам не только массовой, но и индивидуальной психологии. Она положила начало другой ведущей проблеме цикла – роль личности и границы ее возможностей, которая стала основной в сказках об интеллигенции и в ряде других произведений. На всем протяжении цикла философско-этические проблемы, связанные с вопросами подчинения и протеста, оказываются в центре внимания писателя, определяя и художественную специфику цикла и его целостность.

Основной идей произведения являются авторские размышления на социально-нравственную тему места в жизни человека чувства в виде совести, раскрывающуюся на примере образов героев сказки, попавших в необычную ситуацию.

Сюжетная композиция сказки выстроена в описании общества, из жизни членов которого вдруг неожиданно пропадают муки совести, при этом герои произведения ничуть не сожалеют об утрате негодной тряпицы и надоедливой приживалки в виде совести, поскольку стали ощущать себя более свободными, почувствовав вседозволенность, порождающую агрессивную злобу и общественный хаос.

Писатель изображает картину падения человека, в котором исчезают человечность, созидание, препятствующие разрушительному краху в душах людей, подставляющим друг друга, выказывающим лесть, пресмыкание, лгущим, оговаривающим ближнего путем клеветы и наушничества.

Повествование сказки пронизано авторским отношением к проблеме совестливого человека, поскольку в этом проявление писатель видит живое и настоящее, что влечет за собой ощущение людьми благодатных чувств в виде удовлетворения собственными поступками и, соответственно, душевного покоя.

Один из героев сказки, изображенный автором в качестве горького пропойцы, алкоголика, первый обретает совесть и, освободившись от пьяного угара, осознает свое бесполезное, никчемное существование, в ужасе вспоминая собственные постыдные поступки. Еще одним из героев, почувствовавших муки совести, становится торговец спиртным Прохор, который испытав впервые данное чувство, ощущает собственное облегчение, впервые совершив поступок ответственного человека.

Писатель доносит собственный взгляд на чувство совести, которое, по его мнению, сочетается с моральными принципами общественного самосознания, способных понимать положительную и отрицательную сторону жизни, подчеркивающих истинную сущность каждого человека. Данная способность развивается с детства, поскольку душа младенца является чистой и непорочной, впитывающей все доброе, хорошее, что вкладывается в маленькое бескорыстное сердце.



Финал произведения ясно демонстрирует необходимость с младенчества воспитывать в детях положительные человеческие качества, заключающиеся в добре, любви, сострадании, милосердии. Совесть в качестве главной героини сказки желает обрести себя в душе малыша, способного принять ее в свое сердце и растворить в нем, ощущая совесть в виде хранительницы истинной человечности.

Литература:

  1. История русской литературы последней трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. Н. Аношкина [и др.] ; под редакцией В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 401 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07442-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451316 (дата обращения: 31.03.2020). С. 256- 266

  2. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1976, или: Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984 (гл. 6).

  3. Шаврыгин С.М. Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Литература в школе. 1993. № 6. С. 40-47.