ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского — это сложные и увлекательные рассуждения, основанные на философии и теологии. Их цель заключается в том, чтобы убедить нас в том, что существует высшее существо, которое мы могли бы назвать Богом. Среди доказательств Фомы Аквинского я выбрал аргумент, который называется «первопричина».
Суть этого доказательства заключается в том, что все сущее имеет причину и теоретически мы можем отследить цепь причин и следствий до самого начала. При этом первопричина — нечто, что не имеет начала и не зависит от чего-либо другого. Фома Аквинский утверждает, что таким образом мы приходим к выводу о том, что существует Бог — первопричина всех вещей.
На первый взгляд это доказательство кажется довольно убедительным, ведь мы можем видеть в природе и во всем окружающем нас, что все построено на причинах и следствиях. Однако при более близком рассмотрении этого доказательства становится ясно, что оно имеет несколько логических и содержательных ошибок.
Первой проблемой является тот факт, что мы базируем это доказательство на предположении о том, что существует цепь причин и следствий, ведущая к первопричине. Однако, если мы не будем принимать это предположение за аксиому, каковой оно не является, то мы не сможем добиться согласия на том, что первопричина здесь вообще имеет место быть. Также у Фомы Аквинского нет научных или эмпирических доказательств того, что первопричина действительно существует.
Вторая проблема касается самого представления о первопричине. Фома Аквинский говорит о ней, как о нечто, что не имеет начала и не зависит от чего-либо другого. Но это представление не соответствует нашим представлениям о Боге, которые часто связывают его со всемирными явлениями и событиями. Если мы отвергнем эту идею, то вместо Бога как первопричины существуют много других источников всего сущего, таких как эволюция, законы физики, квантовая механика и так далее.
Третья проблема заключается в том, что даже если мы придем к выводу о том, что существует первопричина, то это еще не
дает нам ответ на вопрос о том, является ли эта первопричина Богом. Поскольку Фома Аквинский опирается на общепринятые представления о Боге, он предполагает, что первопричина обладает всеми возможными божественными свойствами — бесконечной мудростью, мощью и добротой. Но аргументация Аквинского здесь неясна и формально не установлена, так как в этом доказательстве не определены критерии, по которым возможно определить, какие свойства должны иметь Бог.
Таким образом, доказательство Фомы Аквинского о первопричине содержит, по меньшей мере, три существенные ошибки. Оно строится на неосновательном предположении, имеет неточности в представлении о Боге и не позволяет нам определить, какие свойства должен иметь Бог. Более логичным и убедительным рассуждением, возможно, было бы дать доказательство на основе эмпирических данных, но и это доказательство все же далеко от презентации проведения научного исследования.