ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Алан Яу
Интенсивная игра – установление
контакта
Из кн. Как и чем заниматься с аутичным ребенком. Краткое руководство для родителей
©Alan Yau 2012 – Autism Sparks Ltd, www.autismsparks.com
©Alan Yau 2012 – Autism Sparks Ltd, www.autismsparks.com
Page 4
Интенсивная игра – установление контакта
Родители инстинктивно чувствуют, что нужно их растущему малышу.
Стоит нам услышать, как гулит младенец, мы автоматически начинаем
гулить в ответ, «вступая в беседу». Когда вы говорите с младенцем, это
только кажется забавной игрой. Нормативно развивающийся ребенок, даже
совсем крошечный, такой же участник беседы, как и любой взрослый. Ваш
обмен репликами и вокализациями похож на танец.
Но исследования показывают, что аутичные дети даже в младенчестве не реагируют на обращенную речь должным образом. Если один из партнеров в танце сбивается с такта и забывает про музыку, другому ничего не остается, как прекратить танцевать. Также родители, после ряда неудачных попыток привлечь ребенка к совместной деятельности, со временем обращаются к нему все реже.
Трудно поддерживать коммуникацию, когда ребенок кажется совсем безразличным ко всем вашим стараниям.
Если вы понимаете трудности, с которыми сталкивается ваш ребенок, то сможете помочь ему компенсировать недостаток умения поддерживать коммуникацию, если будете продолжать раз за разом обращаться к нему и привлекать его к совместной деятельности, не обращая внимания на существующие дефициты. Ваше упорство, со временем, будет вознаграждено.
По моим наблюдениям, большинство, если не все, аутичные дети со временем начинают реагировать на взрослых, которые пытаются взаимодействовать с ними через игровые подходы.
©Alan Yau 2012 – Autism Sparks Ltd, www.autismsparks.com
Page 5
Когда ребенок с большим интересом будет обращаться к вам, а не к своим традиционным занятиям, вам будет гораздо легче научить его чему-нибудь.
Совместная интенсивная игра, лучше, чем любое другое занятие, помогает развить умение соблюдать очередность и совместное внимание.
Позвольте мне здесь подробнее остановиться на том, что я подразумеваю, говоря об «интенсивном игровом взаимодействии». Я придумал это понятие специально для этой брошюры, чтобы как-то назвать то, о чем мы будем говорить. Но поверьте, за этим мудреным словосочетанием не скрывается ничего сложного. Интенсивной игре не нужно долго учиться. Многие придерживаются похожего подхода при работе с ребенком, называя это
«интенсивным взаимодействием»,
«особыми минутами»,
«совместной деятельностью» и т.д. Под интенсивным игровым взаимодействием я подразумеваю моменты, когда во время игры вы полностью сосредоточены на ребенке – ему подчинено все ваше внимание, и вы не отвлекаетесь ни на что другое. Не такая простая задача для эпохи мобильных телефонов и интернета, когда мы всегда «в зоне доступа» для всего человечества.
Играйте, чтобы играть, играйте для удовольствия и для того чтобы сполна насладиться возможностью побыть вместе с вашим ребенком.
Безусловно, у вас есть множество обучающих задач, но когда вы вместе играете, попробуйте отложить их в сторону. Для вашего ребенка не менее важно научиться просто играть вместе с вами, и выстроить взаимодействие, основанное на доверии и взаимном удовольствии.
Я много лет занимался с детьми «интенсивным игровым взаимодействием»
(начиная с нашей первой встречи с Эммой), и обнаружил что, за некоторым исключением, мне удавалось добиться от ребенка большего расположения, чем любому другому взрослому, которому приходилось с ним работать. Это означает, что дети, к примеру, гораздо чаще обращались ко мне, чем к другим взрослым, чаще и охотнее выполняли инструкции, которые я им давал, и гораздо реже вели себя неподобающим образом, чтобы привлечь мое внимание, поскольку оно и так было все без остатка посвящено им.
©Alan Yau 2012 – Autism Sparks Ltd, www.autismsparks.com
Page 6
Когда ребенок по собственной инициативе приходит к вам и включается в совместную игру, наступает момент, когда можно начинать обучающую программу. Если вам удалось привлечь внимание ребенка, то научить его чему- то будет гораздо легче.
Начиная интенсивную игру, ориентируйтесь на текущий уровень развития ребенка и отталкивайтесь от того, что доставляет ему удовольствие. Не нужно начинать с занятий, которые не представляют для него интереса, или слишком сложны. Для них настанет черед чуть позднее, когда вы сумеете наладить контакт. Интенсивная совместная игра, как ничто другое, помогает наладить этот контакт. В моей практике было множество случаев, когда доверие ребенка было настолько велико, что он с радостью делал для меня то, что не соглашался делать ни для кого другого. Я считаю, что во многом это было заслугой того, что в процессе интенсивной совместной игры я не пытался вытащить ребенка на свой уровень, а наоборот, старался на первых порах взаимодействовать с ним исходя из законов и правил его реальности.
Найдите то, что представляет интерес для вашего ребенка и поддержите его.
Присоединяйтесь к его занятиям в той форме, в которой он вам это позволит. Пусть на первых порах он диктует правила, по которым будет строиться ваша игра, но вы вполне можете осторожно пытаться привнести в нее что-то новое, если он позволит. Если ребенок полностью поглощен своим занятием, едва ли он будет пытаться бегать по потолку или стараться выскочить в окошко, особенно если вы рядом и также как он увлечены вашей общей игрой.
Подойдите к процессу с фантазией, выйдите за рамки привычных представлений об игровом процессе, позвольте себе стать немного волшебником – не одно, так другое обязательно заинтересует вашего ребенка.
Многим аутичным детям нравятся эмоциональные игры без определенных правил и с большим количеством тактильных контактов, вроде кучи-малы, когда все носятся и хватают друг-друга. Другим больше по вкусу, когда их кружат, или
©Alan Yau 2012 – Autism Sparks Ltd, www.autismsparks.com
Page 7 крепко обнимают. Если вы понаблюдаете за ребенком во время игры, то легко поймете, что ему нравится. Если он любит кружиться, найдите способ покружить его, или, если вы храбрец, покружитесь вместе. Если он часто и с удовольствием забирается под тяжелые одеяла, или прячется под диванными подушками, вероятнее всего ему понравится, если вы накроете его большим валиком и уляжетесь сверху.
Однако следует помнить, что некоторым детям не нравится, когда к ним прикасаются. Кому-то нравятся всевозможные сдавливания, но не нравятся легкие прикосновения. Кто-то впадает в ужас, если к нему прикасаются, не предупредив заранее. Вы знаете своего ребенка лучше чем кто-либо еще, поэтому вам не составит труда выбрать из представленных идей только то, что ему подходит.
Единственная мысль, которую я пытался донести до вас в этом абзаце: играйте с ребенком, играйте по его правилам, играйте ради него, играйте ради удовольствия! Одну из основных трудностей для человека с расстройством аутистического спектра представляют социальные взаимодействия.
Нейротипичные дети сами постигают непростую науку совместной игры, а вашего ребенка придется этому интенсивно учить. Но прелесть в том, что даже сам процесс обучения способен доставлять огромное удовольствие, а награда, которую вы получите в итоге, безусловно, стоит потраченных усилий.
©Alan Yau 2012 – Autism Sparks Ltd, www.autismsparks.com
Page 8
Некоторые идеи для интенсивной совместной игры
Если вы тонко чувствуете интересы вашего ребенка, для вас не составит труда выбрать подходящий момент для начала игры. Но если вам нужен небольшой толчок, ниже вы найдете несколько подходящих идей для начала.
Присоединяйтесь к нему
Чем бы ни был занят ваш ребенок – присоединяйтесь, конечно, если его занятие не представляет опасности, я вовсе не пытаюсь сказать, что если ему нравится прыгать из окна, вы должны немедленно поддержать его в этом желании, ведь с гораздо большей вероятностью вы будете делать нечто противоположное. Но если вашему ребенку действительно больше всего на свете нравится прыгать из окошка, воспользуйтесь этим знанием и отправляйтесь туда, где такому занятию можно предаваться без угрозы здоровью, скажем в деревенский дом, и уж там вы можете со спокойной душой разделить с ребенком радость, присоединившись к его любимой игре.
Естественно, вам вскоре захочется расширить игру вашего ребенка. К примеру, если он катает машинку туда-сюда, вы можете попробовать предложить ему построить дорогу, по которой машина покатится сама. Но не торопитесь, не пытайтесь слишком быстро внедрять свои идеи в его игру, пусть на первых парах ребенок сам диктует правила, вы же сосредоточьтесь на том, чтобы он все время оставался в контакте с вами. Потратьте некоторое время на то, чтобы просто толкать машинку друг другу (если он позволит). Если ребенок не хочет, чтобы кто-то вторгался в его пространство, отнеситесь к этому с уважением, не торопитесь, вы можете продвигаться к нему медленно, шаг за шагом.
©Alan Yau 2012 – Autism Sparks Ltd, www.autismsparks.com
Page 9
Мыльные пузыри
Многие дети обожают мыльные пузыри. Они стоят не дорого, их можно найти повсюду, везде брать с собой и использовать в любой обстановке.
Веселитесь! Привлеките внимание вашего ребенка лавиной из мыльных пузырей. Вот увидите, вам самим понравится. Когда вы убедитесь, что ребенок увлеченно наблюдает за пузырями, попробуйте привлечь внимание к вашему лицу, делая паузу, прежде чем выдуть новую порцию радости. Но помните, что главное – это ваше взаимодействие, поэтому не задерживайтесь слишком надолго, иначе ребенок может снова потерять к вам интерес.
Воздушные шары
Такой же простой и доступный способ развлечься, как и мыльные пузыри.
Некоторые дети относятся к ним с опаской, т.к. боятся, что шар может лопнуть, но если не надувать его слишком сильно, то все будет в порядке. Надуйте шарик и отпустите его, не завязывая, так чтобы он с забавным звуком закружился по комнате.
Покажите, что вы в восторге от этого фокуса, и понаблюдайте, обратит ли ребенок на вас внимание. Если да, бинго! Продолжайте в том же духе.
Если ребенок не покажет заинтересованности, предложите ему надуть шарик самостоятельно, или повторите фокус, стоя совсем рядом с ним. Если вам все - таки удастся его заинтересовать, попробуйте подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он следил взглядом за шариком, и приносил его вам, чтобы запустить снова – таким образом, ваш ребенок из пассивного зрителя превратится в активного участника вашей совместной игры.
©Alan Yau 2012 – Autism Sparks Ltd, www.autismsparks.com
Page
10
Предложите ему надуть шарик самостоятельно (хотя, скорее всего для него эта задача окажется на первых порах слишком трудной), если получится, вы сможете надувать и запускать его по очереди.
Старайтесь по-настоящему получать удовольствие от процесса, пусть эмоции хлещут через край: нарочито громко выдувайте воздух, и вдруг неожиданно отпустите шарик в полет, как можно громче издайте изумленный возглас – Ах! Где же шарик??? – если до этого момента ребенок наблюдал за шариком, то теперь он обратит внимание на вас, на то, что шарика больше у вас нет.
Поиграйте с разными шариками – круглыми, вытянутыми, с рисунками и без. Есть специальные шары, которые в полете издают забавные звуки. Обязательно попробуйте нечто подобное.
Фантазируйте
Теперь, когда первый толчок дан, используйте воображение на полную катушку. Вы найдете массу тем и инструментов для организации интенсивного игрового взаимодействия с вашим ребенком, их существует великое множество, нужно только поискать. Различные статьи и с идеями детских игр могут быть вам очень полезны, но помните что самое важное, интересное и нужное для вашего ребенка в процессе игры – это ВАШЕ участие.