Файл: Задание Сформулируйте цели воспитания в предложенной ниже ситуации Ответ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).
2) Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
3) Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ.
Реализация целей патриотического воспитания школьников — от стратегической до оперативной и усвоение ими содержания воспитания, во многом зависит от действий профессиональных умений педагога-практика непосредственно организовать процесс достижения поставленных целей с конкретной группой школьников.
Деятельность педагога по патриотическому воспитанию школьников, как и любую другую можно разделить на несколько этапов, которые представляют собой и отдельные процессы внутри процесса патриотического воспитания, и действия педагога по организации данного процесса:
1) целеполагание;
2) проектирование действий;
3) осуществления действий;
4) анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Соотношение этапов и содержания деятельности по патриотическому воспитанию школьников в виде компонентов педагогических умений составляющих компетентность педагога в этой деятельности представлены в таблице
Основные этапы деятельности педагога по организации процесса патриотического воспитания школьников
Действия | Компоненты общепедагогических и частных умений |
1. Целеполагание | -выдвижение целей и задач, - отбор способов достижения целей, - определение этапов (или стадий) процесса; |
2. Проектирование действий | - перевод цели и содержания патриотического воспитания в конкретные педагогические задачи, - отбор содержания, форм, методов и средств патриотического воспитания в их оптимальном сочетании, - отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, - планирование системы совместной деятельности и индивидуальной работы, - планирование приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении, - планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью; |
3. Осуществление действий | - создание условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников, - создание положительной мотивации и познавательной направленности к изучению патриотически-ориентированного содержания урока, внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия, - стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления в усвоении содержания патриотически-ориентированного образования, -создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление индивидуального подхода к учащимся, - формирование морально ценностных установок воспитанников и мировоззрения, - организация совместной творческой деятельности, имеющей своей целью усвоения патриотических знаний, развития патриотических чувств, формирования ценностей и убеждений; практически-действенного опыта, - установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя с учащимися, учителями-коллегами, родителями, - создание ситуаций, стимулирующих самообразование и самовоспитание с целью патриотически-ориентированного поведения и деятельности; - проникновение в личностную суть других людей, определение особенностей внутреннего мира, уровня патриотической направленности и возможных будущих поступков школьника; - понимание характера переживаний школьника, его причастности или непричастности к тем или иным событиям истории и современной жизни России; - ограничение стереотипов восприятия другого человека; - правильное определение отношения школьника к ценностям патриотизма, - учет в поведении школьника возрастных, индивидуальных, ситуативных проявлений и др. |
4. Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями | - диагностика результатов патриотического воспитания на данном этапе; - анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями; - планирование корректирующих действий; - прогнозирование дальнейшей динамики развития патриотической направленности личности. |
Для успешной организации процесса патриотического воспитания учащихся педагог должен умело сочетать в едином комплексе формы и методы воспитания. При этом следует понимать, что в разных формах организации деятельности детей преобладает тот или иной метод как основное средство воздействия. В патриотическом воспитании действенными могут быть практически все методы воспитания.
Методы воспитания представлены группами:
- традиционно принятые — убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
- инновационно - деятельностные (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий) — моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;
- неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких);
- тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) — социально-психологические тренинги, деловые игры;
- рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).
Патриотически-ориентированными могут быть любые виды деятельности такие как: познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно-ориентировочная, общественная. Главное — это патриотическая направленность деятельности. Например: подготовка и проведение недели памяти Героя школы; уборка могил погибших воинов; подготовка празднования Дня школы; организация помощи ветеранам в микрорайоне школы; подготовка проектов ко Дню славянской письменности и культуры; акция по высадке деревьев и благоустройстве родного города, села и многое другое. Перечень средств, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания, практически неограничен. Это слово, беседа, сбор, фотографии, кинофильмы, произведения искусства, факты, документы, традиции, литература и многое другое.
Планируемые результаты
В процессе оценки достижения планируемых результатов патриотического воспитания, должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
В результате реализации мероприятий должно обеспечиваться достижение учащимися:
1. воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений – знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия; опыта ценностного постижения, присвоения ценности);
2. воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов – формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности, и пр.).
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
- первый уровень (рациональный): приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности;
- второй уровень (эмоциональный): получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества; формирование основ ценностных отношений к жизни;
- третий уровень (действенно-поведенческий): приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия.
По каждому направлению патриотического воспитания могут быть достигнуты соответствующие воспитательные результаты. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов патриотического развития и воспитания обучающихся. Таким образом, систематическая работа по патриотическому воспитанию позволяет создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
В патриотическом воспитании учащихся должны быть достигнуты следующие результаты:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Его основными качествами должны стать: осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного города, района, области, края; принятие духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Гражданином России становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами — важное свойство духовно-нравственного развития гражданина и патриота России.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МБОУ ЛИЦЕЙ ГОРОДА АЗОВА»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию
«Патриотизм! Как много в этом слове!»
Пояснительная записка
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Иными словами важнейшей целью воспитательного процесса в сфере личностного развития, на мой взгляд, должно стать формирование чувства патриотизма, а именно: принятие личностью базовых национальных ценностей, главной из которых является любовь к своему Отечеству. Так как только любящий свою Родину человек может стать созидающим гражданином.
Анализ состояния развития чувства патриотизма у современных подростков, диагностика сформированности базовых нравственных ценностей демонстрирует проблемное поле в развитии важнейших составляющих патриотизма. Под патриотизмом современные подростки часто понимают лишь готовность проявлять солидарность спортивным сборным страны через шествия, скандирование «кричалок» на трибунах стадионов. Но это только внешнее проявление патриотизма. Да и оно часто не сочетается с внутренним отношением к стране.
Чтобы будущие граждане нашей страны были действительно готовы любить Родину, вносить вклад в развитие России, заботиться о стране, нужно учить быть патриотами. Этому может способствовать правильно организованный воспитательный процесс в школе, классе, частью которого, безусловно, должны стать мероприятия по патриотическому воспитанию.
Разработанный для учащихся 6 классов интерактивный классный час на тему «Патриотизм! Как много в этом слове…» показывает, насколько многогранно понятие патриотизма, демонстрирует, какие составляющие есть у понятия, как правильно проявлять патриотизм. Иными словами, утверждает нравственную ценность патриотизма.
Во время мероприятия используются активные формы проведения: групповая, коллективная. Применяется метод исследования, дискуссии. Диалогичность в процессе погружения в тему дает возможность услышать мнения всех участников воспитательного события: детей, взрослых.
До мероприятия и во время его участникам предложена социально-преобразующая деятельность, в ходе которой дети и родители не только знакомятся с различными сторонами проявления патриотизма, но и анализируют степень развития патриотизма у себя.
Метафорическая игра, которая является традиционным для данного класса окончанием всех воспитательных мероприятий, способна показать через рефлексию отношение к теме, осознание значимости поднятых на мероприятии проблем.
В процессе подготовки классным руководителем были учтены возрастные особенности обучающихся, произведен отбор необходимого материала для успешной работы.
Правильное ведение интерактивного классного часа, эмоциональная насыщенность всех этапов, психологическая комфортность – все это способствует формированию и развитию такого важного нравственного качества, как патриотизм.
При успешном проведении мероприятия можно получить колоссальный воспитательный эффект: краткосрочный (здесь и сейчас) и отсроченный (на перспективу).
Воспитательная ценность мероприятия заключается также в возможности общения детей с родителями как носителями нравственных ценностей старшего поколения. В процессе работы участники обмениваются мнениями по поводу патриотизма, находят эталоны его проявления.