Файл: Междисциплинарная курсовая работа по направлению 44. 03.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
губы могут находиться в состоянии полуулыбки, для первоклассников со стёртой дизартрией характерна гиперсолевация, что в свою очередь негативно сказывается на произношении, речь приобретает захлёбывающий характер [4].
Состояние звукопроизношения: дети часто искажают звуки, пропускают их или смешивают. Им трудно произносить слова в речевом потоке, потому что они становятся малопонятными. Вместе с этим идёт нарушение просодической стороны речи, что влияет и на выразительность. Младшие школьники в частоте случаев неправильно произносят одни и те же пары глухих и звонких согласных пар звуков. Например, у ребёнка имеется межзубное произношение свистящего звука [c], то и у его пары звука [з], будет также межзубное произношение, вследствие этого он будет воспроизводиться неправильно [4].
Состояние фонематического слуха: дети плохо выполняют упражнения по различению слов и звуков, близких по своему звучанию, по узнаванию слогов, соотнесению звука в заданном слове, соотнесению слова к заданной картинке, что в свою очередь влияет на обучение грамоте и последующему звуковому разбору [6].
Состояние интонационной выразительности речи: окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. Наблюдается монотонность речи, ребенок не может по подражанию менять высоту голоса. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся [5].
Состояние речевого дыхания: речевое дыхание детей со стёртой дизартрией слабое из – за недостаточной иннервации мышц диафрагмы. Частота дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент произнесения фраз оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Поэтому им может не хватать выдоха для воспроизведения речевого потока [5].
Состояние внимания: концентрация внимания недостаточно устойчива, младший школьник может быстро потерять интерес к занятию, могут часто отвлекаться, таким детям тяжело выполнять задания на сравнение и проводить анализ звуков в словах, они не могут сосредоточиться на одном роде деятельности.
Состояние восприятия: дефект восприятия заключается в том, что младшие школьники с дизартрией плохо различают похожие предметы, звуки, слова, могут путать значения слов, которые имеют противоположное значение. Также дети не могут сложить из нескольких частей целое. У них имеется дефицитарность пространственных представлений, которые отражаются в письменной речи детей. Их чтение и письмо может иметь зеркальность, перестановки и замены букв по их зрительному сходству [5].
Состояние мышления: ученики со стёртой дизартрией обладают задатками к мыслительным операциям, но они отстают в развитии словесно – логического мышления. Без определённых занятий им будет трудно проводить анализ и синтез информации, а также её обобщение. Детям сложно установить причинно – следственные связи, путаются в счётных операциях. Всё это влияет на формирование пространственно – временных представлений [4].
Состояние эмоционально – волевой сферы: у младших школьников со стёртой дизартрией нарушения данной сферы могут проявляться по – разному, у некоторых это будет повышенная эмоциональная активность, гиперактивность, раздражимость. У других же наоборот, робость, застенчивость и заторможенность. Также у детей имеется лёгкость возбудимости, частая смена настроения, что может привести к проблемам поведения [32].
При общем речевом развитии младших школьников со стёртой дизартрией по классификации Е. Ф. Архиповой [4] детей можно поделить на три группы:
Таким образом, нарушение фонематического слуха и слухового восприятия ведёт к трудностям формирования умений звукового разбора, которые могут проявляться в нарушениях определения количества, качества и последовательности звуков в слове.
Закон «Об образовании Российской федерации» декларирует, что начальное общее образование направлено на становление личности обучающегося, формирование его индивидуальных способностей, его мотивации к учебно – познавательной деятельности и развитию необходимых умений (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) [50].
В целях обеспечения реализации права школьников на образование используется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). В нём отражается необходимая совокупность требований, которые обязательны при осуществлении основной образовательной программы начального общего образования [48]. Данный стандарт включает в себя: требования к структуре основных образовательных программ, условия реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Стандартом учитываются особые образовательные потребности обучающихся, имеющих нарушение речи, к которым относится и стёртая дизартрия. Из таких потребностей мы можем выделить следующие:
Также особая важность в ФГОС НОО уделяется программе коррекционной работы, она направлена на устранение или коррекцию нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья в физическом и (или) психическом аспектах. А также данная программа оказывает помощь школьникам в усвоении основной образовательной программе начального общего образования [48].
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей, оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи, возможность освоения детьми образовательной программы.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее ПОО НОО) [41] необходима для поддержания деятельности образовательной организации по реализации программы начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО [42], которые предъявлены к данному уровню общего образования.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» ПООП обеспечивает набор учебно – методической документации, определяющей наполняемость и основные свойства целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего образования [42]. В данной программе содержится информация по образовательным областям, таким как: русский язык, литературное чтение, английский язык, немецкий язык, французский язык, испанский язык, китайский язык, родной язык (русский), литературное чтение на родном (русском) языке, математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики, изобразительное искусство [42].
В рамках нашего исследования рациональным будет детально представить такую образовательную область, как русский язык. В содержании обучения данного предмета в первом классе входит обучение грамоте, где у учеников проходит ознакомление с множествами новых понятий, в которые входят и умения, относящиеся к звуковому разбору, такие как, определение количества и качества звуков в слове, последовательности звуков в слове, слогоделение и составление транскрипций слов. В последующем на уроках ребята применяют данные умения на практике [42].
Также изучение русского языка ориентировано на достижение таких целей, как приобретение младшими школьниками начальных представлений о языке и культуре родной страны. Освоение главных видов речевой деятельности на основе понимания норм современного русского литературного языка. Овладение основными научными представлениями о системе русского языка (фонетике, графике, мофемике и т. д). Формирование функциональной грамотнотности, готовности к благополучному взаимодействию к изменениям мира, а также к последующему успешному получению образования[42].
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников учебно – методического комплекса (далее УМК) «Школа России» и включает в себя следующие цели изучения предмета «Русский язык» [43]: знакомство обучающихся с основными положениями науки о языке, а затем сформировать на этой основе восприятие знаков и символов, умений кодирования и декодирования
, а также развитие логического мышления; формирование коммуникативных компетенций учащихся [16].
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по обучению грамоте, автора В. Г. Горецкого [16]. Данный учебник предполагает освоение универсальных учебных действий, которые будут гарантировать овладение компетенций, составляющих фундамент обучения школьников. Тем не менее, материал, который представляется в данном учебнике, не достаточен для осваивания младшими школьниками со стёртой дизартрией умений звуковому разбору слов. В данном учебнике не предоставляется более подробных инструкций, зрительных опор, коррекционных упражнений и упражнений на развитие фонематического слуха.
Целью программы коррекционно – логопедической работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО [48] является становление системы комплексной помощи обучающимся со стёртой дизартрией в освоении адаптированной основной 19 общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация [1].
Программа коррекционно – логопедической работы гарантирует: выявление особых образовательных потребностей первоклассников со стёртой дизартрией, осуществление им психологической, медицинской и педагогической помощи обучающимся со стёртой дизартрией, даёт возможность освоения ученикам со стёртой дизартрией основной образовательной программы начального общего образования [43].
Программа коррекционной работы предусматривает: реализацию образовательной организацией коррекционно – развивающей области посредством специальных курсов индивидуальной или подгрупповой работы логопеда с детьми, обеспечивающих удовлетворённость особых образовательных потребностей младших школьников со стёртой дизартрией; организацию и осуществление мероприятий, которые будут обеспечивать реализацию «обходных путей» коррекционного влияния на речевые процессы, увеличивающих контроль за устной и письменной речью первоклассников со стёртой дизартрией; обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов воспитательных мероприятий, что даёт возможность детям со стёртой дизартрией самостоятельно повышать уровень своих компенсаторных, адаптационных возможностей в уcловиях урочной и внеурочной деятельности и т.д [43].
Состояние звукопроизношения: дети часто искажают звуки, пропускают их или смешивают. Им трудно произносить слова в речевом потоке, потому что они становятся малопонятными. Вместе с этим идёт нарушение просодической стороны речи, что влияет и на выразительность. Младшие школьники в частоте случаев неправильно произносят одни и те же пары глухих и звонких согласных пар звуков. Например, у ребёнка имеется межзубное произношение свистящего звука [c], то и у его пары звука [з], будет также межзубное произношение, вследствие этого он будет воспроизводиться неправильно [4].
Состояние фонематического слуха: дети плохо выполняют упражнения по различению слов и звуков, близких по своему звучанию, по узнаванию слогов, соотнесению звука в заданном слове, соотнесению слова к заданной картинке, что в свою очередь влияет на обучение грамоте и последующему звуковому разбору [6].
Состояние интонационной выразительности речи: окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. Наблюдается монотонность речи, ребенок не может по подражанию менять высоту голоса. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся [5].
Состояние речевого дыхания: речевое дыхание детей со стёртой дизартрией слабое из – за недостаточной иннервации мышц диафрагмы. Частота дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент произнесения фраз оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Поэтому им может не хватать выдоха для воспроизведения речевого потока [5].
Состояние внимания: концентрация внимания недостаточно устойчива, младший школьник может быстро потерять интерес к занятию, могут часто отвлекаться, таким детям тяжело выполнять задания на сравнение и проводить анализ звуков в словах, они не могут сосредоточиться на одном роде деятельности.
Состояние восприятия: дефект восприятия заключается в том, что младшие школьники с дизартрией плохо различают похожие предметы, звуки, слова, могут путать значения слов, которые имеют противоположное значение. Также дети не могут сложить из нескольких частей целое. У них имеется дефицитарность пространственных представлений, которые отражаются в письменной речи детей. Их чтение и письмо может иметь зеркальность, перестановки и замены букв по их зрительному сходству [5].
Состояние мышления: ученики со стёртой дизартрией обладают задатками к мыслительным операциям, но они отстают в развитии словесно – логического мышления. Без определённых занятий им будет трудно проводить анализ и синтез информации, а также её обобщение. Детям сложно установить причинно – следственные связи, путаются в счётных операциях. Всё это влияет на формирование пространственно – временных представлений [4].
Состояние эмоционально – волевой сферы: у младших школьников со стёртой дизартрией нарушения данной сферы могут проявляться по – разному, у некоторых это будет повышенная эмоциональная активность, гиперактивность, раздражимость. У других же наоборот, робость, застенчивость и заторможенность. Также у детей имеется лёгкость возбудимости, частая смена настроения, что может привести к проблемам поведения [32].
При общем речевом развитии младших школьников со стёртой дизартрией по классификации Е. Ф. Архиповой [4] детей можно поделить на три группы:
-
дети, у которых имеется недоразвитие звукопроизношения и просодики. Эту группу могут часто путать с детьми, имеющими дислалию. Младшие школьники путают сложные предлоги, испытывают трудности в различении и использовании приставочных глаголов. Несмотря на это, они могут в достаточной степени владеть связной речью, иметь богатый словарь, но испытывать сложности в произнесении слов сложной слоговой структуры (сковорода, скатерть, телевизор, автомобиль). Также ученики могут иметь неправильную пространственную ориентацию (путать право – лево, верх – низ) [4]; -
дети, у которых недоразвитие звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха. В этом случае у учеников могут встречаться лексико – грамматические ошибки, словарь отстаёт от возрастной нормы, дети допускают ошибки в словообразовании и согласовании существительного с числительным. Дефекты звукопроизношения стойкие и рассматриваются как сложные, полиморфные нарушения [4]; -
дети, у которых стойкое полиморфное недоразвитие звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. У таких младших школьников бедный словарь, стойкие ошибки в грамматическом строе, не могут формулировать связные высказывания, имеются большие трудности при усвоении слов различных слоговой структуры. Дети этой группы не могут дифференцировать слова, звуки и слоги на слух и при их произнесении, в речи практически отсутствуют предлоги [4].
Таким образом, нарушение фонематического слуха и слухового восприятия ведёт к трудностям формирования умений звукового разбора, которые могут проявляться в нарушениях определения количества, качества и последовательности звуков в слове.
-
Современные подходы к образованию первоклассников со стёртой дизартрией
Закон «Об образовании Российской федерации» декларирует, что начальное общее образование направлено на становление личности обучающегося, формирование его индивидуальных способностей, его мотивации к учебно – познавательной деятельности и развитию необходимых умений (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) [50].
В целях обеспечения реализации права школьников на образование используется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). В нём отражается необходимая совокупность требований, которые обязательны при осуществлении основной образовательной программы начального общего образования [48]. Данный стандарт включает в себя: требования к структуре основных образовательных программ, условия реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Стандартом учитываются особые образовательные потребности обучающихся, имеющих нарушение речи, к которым относится и стёртая дизартрия. Из таких потребностей мы можем выделить следующие:
-
обязательность непрерывности коррекционно – развивающего процесса [48]; -
создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; -
применение специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы [16].
Также особая важность в ФГОС НОО уделяется программе коррекционной работы, она направлена на устранение или коррекцию нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья в физическом и (или) психическом аспектах. А также данная программа оказывает помощь школьникам в усвоении основной образовательной программе начального общего образования [48].
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей, оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи, возможность освоения детьми образовательной программы.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее ПОО НОО) [41] необходима для поддержания деятельности образовательной организации по реализации программы начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО [42], которые предъявлены к данному уровню общего образования.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» ПООП обеспечивает набор учебно – методической документации, определяющей наполняемость и основные свойства целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего образования [42]. В данной программе содержится информация по образовательным областям, таким как: русский язык, литературное чтение, английский язык, немецкий язык, французский язык, испанский язык, китайский язык, родной язык (русский), литературное чтение на родном (русском) языке, математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики, изобразительное искусство [42].
В рамках нашего исследования рациональным будет детально представить такую образовательную область, как русский язык. В содержании обучения данного предмета в первом классе входит обучение грамоте, где у учеников проходит ознакомление с множествами новых понятий, в которые входят и умения, относящиеся к звуковому разбору, такие как, определение количества и качества звуков в слове, последовательности звуков в слове, слогоделение и составление транскрипций слов. В последующем на уроках ребята применяют данные умения на практике [42].
Также изучение русского языка ориентировано на достижение таких целей, как приобретение младшими школьниками начальных представлений о языке и культуре родной страны. Освоение главных видов речевой деятельности на основе понимания норм современного русского литературного языка. Овладение основными научными представлениями о системе русского языка (фонетике, графике, мофемике и т. д). Формирование функциональной грамотнотности, готовности к благополучному взаимодействию к изменениям мира, а также к последующему успешному получению образования[42].
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников учебно – методического комплекса (далее УМК) «Школа России» и включает в себя следующие цели изучения предмета «Русский язык» [43]: знакомство обучающихся с основными положениями науки о языке, а затем сформировать на этой основе восприятие знаков и символов, умений кодирования и декодирования
, а также развитие логического мышления; формирование коммуникативных компетенций учащихся [16].
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
-
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; -
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; -
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема [43].
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по обучению грамоте, автора В. Г. Горецкого [16]. Данный учебник предполагает освоение универсальных учебных действий, которые будут гарантировать овладение компетенций, составляющих фундамент обучения школьников. Тем не менее, материал, который представляется в данном учебнике, не достаточен для осваивания младшими школьниками со стёртой дизартрией умений звуковому разбору слов. В данном учебнике не предоставляется более подробных инструкций, зрительных опор, коррекционных упражнений и упражнений на развитие фонематического слуха.
Целью программы коррекционно – логопедической работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО [48] является становление системы комплексной помощи обучающимся со стёртой дизартрией в освоении адаптированной основной 19 общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация [1].
Программа коррекционно – логопедической работы гарантирует: выявление особых образовательных потребностей первоклассников со стёртой дизартрией, осуществление им психологической, медицинской и педагогической помощи обучающимся со стёртой дизартрией, даёт возможность освоения ученикам со стёртой дизартрией основной образовательной программы начального общего образования [43].
Программа коррекционной работы предусматривает: реализацию образовательной организацией коррекционно – развивающей области посредством специальных курсов индивидуальной или подгрупповой работы логопеда с детьми, обеспечивающих удовлетворённость особых образовательных потребностей младших школьников со стёртой дизартрией; организацию и осуществление мероприятий, которые будут обеспечивать реализацию «обходных путей» коррекционного влияния на речевые процессы, увеличивающих контроль за устной и письменной речью первоклассников со стёртой дизартрией; обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов воспитательных мероприятий, что даёт возможность детям со стёртой дизартрией самостоятельно повышать уровень своих компенсаторных, адаптационных возможностей в уcловиях урочной и внеурочной деятельности и т.д [43].