Файл: Междисциплинарная курсовая работа по направлению 44. 03.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как было сказано выше «Азбука» В. Г. Горецкого включает в себя работу по развитию всех составляющих речевой деятельности, но не предусматривает более глубокое изучение умений звукового разбора, а также упражнений на развитие фонематического слуха [16]. А всё это является важными аспектами, ведь в последующем обучении процесс звукового разбора будет усложняться.
Поэтому, изучив нормативные документы, мы можем сделать вывод, что для детей со стёртой дизартрией учебник Горецкого В. Г., не позволяет в достаточной мере подобрать упражнения для коррекции умений звукового разбора для первоклассников со стёртой дизартрией. Именно поэтому важно изучить и подобрать наиболее эффективные методические приёмы, направленные на преодоление данного нарушения.
-
Характеристика понятия звуковой разбор. Особенности формирования звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией
Звуковой разбор слова – это нахождение фонем в представленном слове в определённом порядке и их характеристика [8].
В период обучения грамоте огромное внимание должно уделяться развитию фонематического слуха, школьникам необходимо узнавать фонемы не только в сильных, но и в слабых позициях, а также различать вариацию звучания данной фонемы. Это позволяет развивать умения кодирования и декодирования слов, которая необходима для успешного освоения грамотного письма.
О звуковом разборе, как о способе развития и улучшения обучения грамоте ещё в 19 веке говорил К. Д. Ушинский [47]. Он исходил из потребностей всестороннего развития детей и свой метод разработал как анализ живой речи. Ушинский рекомендовал сначала при обучении грамоте производить различения гласных звуков в заданных словах. Выделялись гласные, сопоставляющиеся в односложных словах (мак, кот, дом), а затем кодировались в словах буквами. Двусложные и многосложные слова делились на слоги, в них ученики также выделяли гласные звуки и заменяли их на буквы. С согласными проводилась такая же работа, дети выделяли заданный звук в словах, имеющих уже знакомые согласные звуки.
Позднее о звуковом разборе говорили В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и А. Ф. Шанько [16], разработавшие фундаментальный «Букварь» и методические рекомендации к нему. Введение термина связано с тем, что была необходимость усилить внимание к слоговой составляющей, особенно где происходит слияние гласного и согласного звуков.
Звуковой разбор слова позволяет развивать общее чувство языка; совершенствовать навыки понимания речевых структур; конструкций и умений для получения более
точных знаний в орфографической системе; понимания правописания; формирования точного понимания, что не все слова пишутся так, как они слышаться; понимание правил русского языка [8].
Звуковой разбор включает в себя следующую последовательность действий:
-
определение количества слогов, из которых состоит данное слово. Проблемы с данным этапом возникают у школьников редко, они возникаю лишь в самом начале, когда постигаются азы анализа [15]; -
транскрипция. Этап, когда слова переводятся в звуковую схему. Главные трудности здесь могут возникнуть с тем, что количество звуков и букв может не совпадать, что путает школьников, но по мере накопления опыта всё приходит в норму; -
установление точного ударения, здесь, также, имеет место и запоминание для обогащения словарного запаса и более правильной речи; -
разбор каждого звука в слове, гласный он или согласный, глухой или звонкий, парный или непарный и т. д.; -
установление общего количества звуков их подсчёт и описание [15].
Эти элементы входят в состав абсолютно любого звукового разбора, его часто дают в проверочных и самостоятельных работах, а также в диктантах и изложениях, чтобы закрепить и натренировать у обучающихся соответствующий навык [15].
Фундамент по умению производить звуковой разбор закладывается уже в первом классе. В соответствии с основной общеобразовательной программой начальной школы «Школа России» [43], на первом году обучения звуковому разбору дети научаться: понимать различие между звуками и буквами; определять последовательность звуков в слове и их количество; различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; различать мягкие и твёрдые, глухие и звонкие согласные звуки; определять ударный звук в слове.
Во втором классе к вышеперечисленным умениям добавляются новые: способность характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; понимать характеристику звука представленную в схеме; анализировать, производить сравнение, группировку слов по заданным звукам; определять функцию букв е, ё, ю, я; устанавливать приёмы обозначения буквами твёрдости – мягкости согласных и звука [й’].
На третьем году обучения школьникам будут доступны следующие умения: они смогут определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ); определять соотношение звукового и буквенного состава в словах, в словах с йотированными гласными, словах с разделительным твёрдым и мягким знаком, в словах с непроизносимыми согласными; воспроизводить звуки и их сочетания в соответствии с нормами литературного языка.
В четвёртом классе к этому добавляется: произнесение звуков речи в соответствии с нормами языка; умение полностью характеризовать звуки; умение классифицировать слова с точки зрения их звукового состава по заданным критериям [43].
Большую роль звуковой разбор играет в коррекционной педагогике и логопедии. Дети с нарушениями слуха, нарушениями артикуляции, а также с речевыми нарушениями, к которым относиться и стёртая дизартрия имеют большие проблемы в формировании умений звукового разбора. У таких обучающихся нарушен фонематический слух [43], а так как, слово представляет собой определённую звуковую схему, трудностей не избежать.
У первоклассников со стёртой дизартрией первичным дефектом будет нарушение фонетических процесс, а именно восприятие, им трудно распознать похожие звуки, выделять ударный звук в слове и их последовательность. Вторичным дефектом будет нарушение формирования умения звуковому разбору.
В процессе развития умения звуковому разбору важно учитывать, что сложности выделения звука зависят от его положения в слове и его произносительных особенностей. У первоклассников со стёртой дизартрией это будут согласные звуки, которые относятся к группе свистящих ([с], [с’], [з], [з’], [ц]), сонорных ([л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й]), заднеязычных ([г], [г’], [к], [к’], [х], [х’]), губных ([б], [б’], [п], [п’]), а также губно – зубных и язычных, вследствие неправильности произношения данных звуков речь ребёнка становится непонятной, что в свою очередь отражается на развитии обучения грамоте детей [43].
Одна из самых больших трудностей у младших школьников со стёртой дизартрией это определение наличия стечения согласных звуков в двухсложных и трёхсложных словах (птичка, птенчик, кнопка). Из этого можно сделать вывод, что недостаточность фонематического восприятия негативно сказывается на выполнении заданий по звуковому разбору. Дети могут пропускать.
Одной из особых сложностей звукового анализа для обучающихся со стёртой дизартрией является определение очерёдности звука в слове и его количество. Даже на несложном речевом материале младшего школьника со стёртой дизартрией трудно научить выделять численность звуков в слове, их очередность и место, так как многие звуки первоклассник со стёртой дизартрией может пропускать и смешивать [4]. Для этого на протяжении нескольких занятий логопед и учитель стараются закреплять данное умение.
Важным для звукового разбор является также развитие пространственного мышления, чтобы правильно определять, как было сказано выше, расположение звука в слове, без этого детям будет сложно производить процесс декодирования, что в будущем сказывается на обучении грамоте и чтению [22].
Звуковой разбор, проще проводить со зрительной опорой, например, графическая схема слова. Особую трудность вызывает рассмотрение звуковой структуры слова на базе фонематических представлений. Влияние фонематического анализа в таких случаях происходит во внутреннем, умственном плане [8].
Наибольшее количество ошибок в звуковом разборе связанно с:
-
нарушением дифференциации схожих по своему произношению звуков; -
неумением разделять слова на слоги, а слоги на составляющие их звуки.
После всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что в формировании умений звукового разбора одну из ведущих ролей играет развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, благодаря успешному формированию этих процессов становление умений звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией будет протекать более результативно [22].
-
Формы взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов
Формы взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов – это определённый набор приёмов, используемых в учебно –воспитательной и коррекционной работе, направленный на развитие личности обучающегося [20]. Следовательно, мы можем сказать, что образовательный и коррекционный процесс младших школьников будет протекать намного эффективнее благодаря совместной работе классного руководителя и логопеда.
Учителю – логопеду и учителю начальных классов необходимо приходить к взаимопониманию и взаимопомощи, чтобы выбрать более подходящий метод работы, подход к обучению того или иного ребёнка, нуждающегося в получении образования.
Учитель начальных классов – это педагог, который ведёт обучающую и воспитательную деятельность учеников младшей школы в образовательном учреждении [18]. Он проводит учебные занятия согласно школьной программе, организует родительские собрания, внеклассную деятельность учащихся, контролирует их воспитательный и образовательный процесс.
Учитель – логопед – это специалист, который изучает различное множество речевых нарушений, причины их возникновения и способы устранения для успешной в последующем образовательной деятельности обучающихся [18]. В своей деятельности логопед использует специальные методики и приёмы, с помощью которых совершенствуется или полностью восстанавливается речь людей.
После всего вышесказанного можно сделать вывод, что учитель - логопед и учитель начальных классов имеют общую цель – это дать качественное образование своим ученикам.
В основе успешной работы учителя – логопеда и учителя начальных классов должные лежать следующие принципы:
-
комплексность подхода к организации коррекционно - образовательной деятельности; -
единство диагностики и всего коррекционно – педагогического процесса; -
сотрудничество между специалистами; -
учёт интересов обоих специалистов в ходе коррекционно - образовательного процесса; -
дифференцированность подхода к обучающимся [12].
Для совместной результативной работы учителя – логопеда и учителя начальных классов применяются следующие формы:
-
совместная диагностика/анализ учебной проблемы ребёнка. Совместное проведение диагностики специалистами не исключает специального логопедического обследования, но, важно, чтобы учитель помог логопеду разобраться в том, какая проблема возникла у ребёнка. Это можно узнать в время логопедической экспресс – диагностики или с помощью тетрадей ребёнка, которые до этого были проверены и переданы учителем; -
совместное планирование коррекционно - развивающей и учебной работы. Учитель – логопед и учитель начальных классов после диагностики и её анализа подбирают различные приёмы и методики для успешной коррекционной работы по устранению нарушения у ребёнка. Также каждый из специалистов включает в план своей работы тематические задания и упражнения, которые будут рекомендованы друг другом, что поможет улучшать другие сферы развития [18]; -
консультативное сопровождение. Данная форма позволяет как учителю начальных классов, так и учителю – логопеду принимать участие в работе другого. Каждый может давать коллеге рекомендации по проведению того или иного занятия или упражнения, а также консультировать о том, какие приёмы и методы использовать в работе с определённым учеником; -
совместное проведение уроков и мероприятий. Данная форма предполагает не только более эффективную работу по нарушению, имеющегося у ребёнка, но и развитие сплочения двух специалистов. На совместных уроках и мероприятиях происходит развитие не только в учебно - познавательной сфере ребёнка, но и в коррекционной деятельности, что может ускорить процесс устранения дефекта, имеющегося у ребёнка [18]; -
совместное проведение разнообразных форм работы с родителями. Учитель – логопед и учитель начальных классов могут проводить совместные родительские собрания, на которых будут обсуждать пути решения, встречаемых трудностей у их ребёнка, составление рекомендаций по домашней работе родителей с детьми, организация консультаций для взрослых, направленных на подбор наиболее удачных методов по работе с выявленным нарушением. -
совместное анализирование работы двух специалистов. После выбора приёмов и методов работы, проведения коррекционной работы учитель – логопед и учитель начальных классов проводят рефлексию своей деятельности, находят недостатки, корректируют план дальнейшей работы и продолжают её [18]; -
совместное участие в психолого – медико – педагогической комиссии школы (далее ПМПК). Главная задача учителя – логопеда и учителя начальных классов, это участие в принятии решения всех специалистов ПМПК для того, чтобы выбрать правильный образовательный маршрут и достигнуть необходимых условий для ребёнка, с учётом его нарушений [41]; -
участие учителя – логопеда в методических объединениях учителей начальных классов. Для данной формы характерно оптимизировать работу специалистов по направлению коррекции речевого нарушения у ребёнка и выстраивание определённой программы, в которой будет это отражаться [20]; -
оснащение учителем – логопедом учителя начальных классов дидактическими и наглядными пособиями. В коррекционной работе логопеда важно, чтобы учитель мог подкреплять на уроке проделанную работу специалиста по тому или иному направлению. Поэтому учитель – логопед может предоставлять учителю начальных классов пособия, соответствующие теме урока, они будут раздаваться ученикам, имеющим речевые нарушения для оказания им помощи по решению определённых заданий; -
открытые занятия учителя – логопеда. На данных видах занятий учитель начальных классов может познакомиться с методами и приёмами работы учителя – логопеда, которые потом сможет применять на своих уроках. Также у учителя логопеда появится возможность порекомендовать учителю начальных классов, каким образом, лучше вести контроль за правильной речью детей. При использовании логопедом материала, соответствующего темам программы, изучаемой в классе, может повысить уровень эффективности, как логопедических занятий, так и классных уроков[20].