Файл: Междисциплинарная курсовая работа по направлению 44. 03.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для развития навыка звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией подойдут такие формы взаимодействия между учителем - логопедом и учителем начальных классов, как: оснащение учителем - логопедом учителя начальных классов дидактическими и наглядными пособиями по развитию умений звукового разбора первоклассников со стёртой дизартрией [22]. Это позволит ученикам с данным речевым нарушением лучше выполнять задания по звуковому разбору и видеть те места, где имеется наибольшее количество трудностей.
Консультативное сопровождение, каждый из специалистов сможет давать друг другу определённые советы по работе с детьми, касаемо того, как лучше выстраивать занятие и какие приёмы применить для улучшения качества умений звукового разбора первоклассников со стёртой дизартрией [8].
Открытые занятия логопеда позволят учителю начальных классов найти и подобрать коррекционные упражнения, которые помогли бы помочь первоклассникам со стёртой дизартрией в более успешном формировании умений звукового рабора. [22].
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сказать, что процесс формирования звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией будет протекать эффективнее благодаря использованию форм взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов [18].
Выводы по первой главе
Нарушение фонематического слуха и слухового восприятия ведёт к трудностям формирования умений звукового разбора, которые могут проявляться в нарушениях определения количества, качества и последовательности звуков в слове.
Для первоклассников со стёртой дизартрией учебник Горецкого В. Г., не позволяет в достаточной мере подобрать упражнения для коррекции умений звукового разбора для первоклассников со стёртой дизартрией. Именно поэтому важно изучить и подобрать наиболее эффективные методические приёмы, направленные на преодоление данного нарушения.
В формировании умений звукового разбора одну из ведущих ролей играет развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, благодаря успешному формированию этих процессов становление умений звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией будет протекать более результативно.
Процесс формирования звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией будет протекать эффективнее благодаря использованию форм взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов.
Глава 2 Характеристика программы констатирующего эксперимента направленного на формирование обучению звуковому разбору первоклассников со стёртой дизартрией
2.1 Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента
Теоретический анализ научной литературы позволил предположить, что формирование умений в звуковом разборе у первоклассников со стёртой дизартрией будет протекать эффективнее в результате введения в систему экспериментальной работы форм взаимодействия учителя – логопеда с учителем начальных классов. И для того, чтобы уточнить эту информацию необходимо проведение констатирующего эксперимента.
Нами было проведено исследование уровня сформированности умений в звуковом разборе у первоклассников со стёртой дизартрией. Базой проведения стало: «Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1» г. Окуловка. Для этого проводился констатирующий эксперимент, цель которого состояла в том, чтобы выяснить актуальный уровень звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией.
Для достижения цели были выделены следующие направления работы:
-
исследовать умение делить слова на слоги; -
исследовать умение определять количество звуков в слове; -
исследовать умение определять качество звуков в слове; -
исследовать умение определять последовательность звуков в слове; -
исследовать умение определять ударный звук в слове.
Таблица 1 Содержание контрольно – измерительных материалов для исследования уровня сформированности звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией
№ | Направление исследования | Содержание контрольно – измерительных материалов |
1. | Деление слов на слоги |
|
2. | Определение количества звуков в слове |
|
3. | Определение качества звука в слове |
|
Продолжение Таблицы 1 Содержание контрольно – измерительных материалов для исследования уровня сформированности звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией
| |
|
4. | Определение последовательности звуков в слове |
|
5. | Определение ударного звука в слове |
|
Для обследования навыков звукового разбора были выбраны данные контрольно – измерительные материалы, так как они полностью соответствуют направлениям исследования. Также были подобраны слова, имеющие звуки, при произношении которых у детей со стёртой дизартрией могут возникать трудности.
По направлению деления слов на слоги в первом задании ребёнку необходимо записать слова в тетрадь и поделить их на слоги, данные слова подбирались с учётом содержания в них звуков, которые могут вызвать трудности у первоклассника со стёртой дизартрией, а также квеличением количества слогов.
Второе задание предполагает собой также деление слов на слоги, но при этом ребёнок уже должен знать, что в словах, имеющих слоги со стечением двух согласных, данные согласные будут относиться к разным слогам. Слова подобраны со стечением двух согласных, увеличением количества слогов в слове и звуками вызывающими трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
В третьем задании ученику предлагается поделить слова на слоги, выбрать в них определённые слоги, из которых можно составить новые слова, в случае затруднения применяется помощь логопеда. Слова подобраны таким образом, чтобы сначала образование новых слов происходило по первым слогам, затем по последним и по слогам из середины слова, а также с учётом того, чтобы в словах присутствовали звуки, вызывающие трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
По направлению определения количества звуков в слове в первом задании ученику предлагается посмотреть на предметные картинки, произнести название изображения, назвать звуки, составляющие даннве слова и определить их колличество. Слова подбирались с учётом увеличения количества звуков и содержанием в них звуков, вызывающих трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
Второе задание предполагает собой, что ребёнку называется определённое количество звуков, а ему необходимо составить слово с тем количеством, которое было задано. Количество звуков в задании идёт по возрастающей.
В третьем задании ребёнку предлагаются предметные картинки, ему необходимо произнести название изображений на картинках, сосчитать сколько в них звуков и сгруппировать картинки в соответствии с количеством звуков в их названиях.
По направлению определения качества звуков в слове в первом задании ребёнку произносятся поочерёдно слова, задача ученика назвать сначала все гласные звуки в слове, а затем все согласные. Слова подбирались с учётом увелечения в них звуков и наличия таких, которые могут вызвать трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
Во втором названии ребёнку поочерёдно называются слова, его задача повторить их и назвать мягкий согласный звук, а также объяснить за счёт чего этот звук является мягким. Слова подбирались с учётом демонстрации различных ситуаций мягкости согласных звуков.
В третьем задании ребёнку предлагаются краточки со словами, в которых имеются парные согласные звуки, задача ребёнка выписать их и подобрать пару. Слова подбирались с учетом наличия парных глухих и звонких согласных звуков, а также звуков, которые вызывают трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
По направлению определения последовательности звуков в слове в первом задании ребёнку поочерёдно диктуются слова, ему необходимо сосчитать звуки и назвать и в последовательности, начиная с первого. Слова подбирались с учётом увелечения в них количества звуков и наличия звуков, вызывающих трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
Во втором задании ребёнку предлагаются предметные картинки, его задача произнести их названия и послдовательно сказать звуки, начиная с конца. Слова подбирались с учетом увеличения в них звуков, а также наличия таких звуков, которые вызвали бы трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
В третьем задании ребёнку поочерёдно озвучиваются слова, его задача повторить их, а затем назвать определённый по последовательности звук. Слова подобраны с учётом увеличения в них количества звуков, а также наличия звуков, вызывающих трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
В четвёртом задании ребёнку необходимо составить схему звуковго разбора слова. Слово подобрано с учётом наличия в нём звуков, вызывающих трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
По направлению определения ударного звука в слове в первом задании ребёнку необходимо прослушать слова и назвать те, в которых ударение падает на гласный звук [а]. Слова подбирались с учётом наличия в них звуков, которые могут вызвать трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
Во втором задании перед ребёнком на доске написаны слова, ему необходимо переписать их в тетрадь и расставить ударения. Слова подбирались с учётом различного места ударения в словах и наличием звуков, вызывающих трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
В последнем задании ребёнку выдаются предметные картинки, его задача выделить голосом ударения в их названиях. Побирались слова омонимы с наличием звуков, вызывающих трудности у первоклассника со стёртой дизартрией.
2.2 Описание актуального уровня сформированности умений звукового разбора
Таблица 2 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления делить слова на слоги
Задание | Желательный ответ | Возможные ошибки и их причины |
1. Послушай слова, запиши их под диктовку. Раздели слова на слоги: стол, заяц, сорока, сковородка. Цель задания: определить уровень сформированности умения делить слова на слоги. | Стол, за|яц, со|ро|ка, ско|во|род|ка. | Ребёнок мог не поделить слова на слоги, вследствие того, что мог пропускать звуки в словах из – за недостаточно сформированного фонематического слуха, мог неправильно поделить слово, где есть слог со стечением согласных. Также ребёнок мог бы пытаться поделить на слоги слово «стол», но его поделить нельзя, так как оно состоит из одного слога. |