Файл: Междисциплинарная курсовая работа по направлению 44. 03.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Окончание Таблицы 2 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления делить слова на слоги

2. Запиши под диктовку слова и подели их на слоги: ложка, киска, военный, красный.

Цель: определить уровень сформированности умения делить слова на слоги.

Лож|ка, кис|ка, во|ен|ный, крас|ный.

У ребёнка могли возникнуть трудности в делении слов, имеющих слоги со стечением, так как он мог бы исказить данные звуки, смешать звуки, например звуки [ж] и [к] в слове «ложка» мог записать как звук [ш], в силу недоразвитого фонематического слуха.

3. Спиши слова с доски, подели их на слоги и составь новые слова из заданных слогов: колос, роса, варежки (по первому слогу); чучело, лупа, охота (по последнему слогу); макароны, поместье, парашют (по слогу в середине слова).

Цель: определить уровень сформированности умения делить слова на слоги

Ко|лос, ро|са, ва|реж|ки: корова.

Чу|че|ло, лу|па, о|хо|та: лопата.

Ма|ка|ро|ны, по|мес|тье, па|ра|шют: камера.

Ребёнок со стёртой дизартрией не смог бы поделить слова на слоги из – за плохо развитого мышления и пространственных представлений. Также ребёнку трудно будет составить слова из – за бедного словарного запаса.

Целью данных заданий было определение уровня сформированности умения делить слова на слоги.

Ребёнку давались словесные инструкции, ему необходимо было делить слова на слоги и из заданных слогов составить новые слова.

Таблица 3 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять количество звуков в слове

Задание

Желательный ответ

Возможные ошибки и их причины

  1. Посмотри на картинку, запиши название изображения на ней, проговори звуки, которые составляют это слово, запиши его и назови количество звуков (зуб, страус, раковина) (см. Приложение А, рис.1 – 3).

Цель: определить уровень сформированности умения определять количество звуков в слове.

Зуб – [з], [у], [п] – 3 звука;

страус – [с], [т], [р], [а], [у], [с] – 6 звуков;

раковина – [р], [а], [к], [а], [в’], [и], [н], [а] – 8 звуков.

Ребёнок может неправильно определить количество звуков в слове, из – за недостаточной развитости фонематического слуха. Также неправильно определить звук, обозначающий на письме ту или иную букву.

  1. Назови слова с заданным количеством звуков и запиши их.

Цель: определить уровень сформированности умения определять количество звуков в слове (сначала 3 звука, затем 4, потом 5).

Дом – 3 звука;

окно – 4 звука;

горох – 5 звуков.


У детей может не получиться назвать слова с заданным количеством звуков в силу бедного словарного запаса, недостаточно развитой памяти и восприятия. Особые сложности могут возникнуть со словом, состоящим из 5 звуков.



Окончание Таблицы 3 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять количество звуков в слове

  1. Сгруппируй картинки так, чтобы в их названиях было одинаковое количество звуков (см. Приложение А, рис. 4 – 13).

Цель: определить уровень сформированности умения определять количество звуков в слове.

1 группа: мел, дом, мяч, конь - 3 звука;

2 группа: море, очки – 4 звука;

3 группа: берёза, собака, ананас – 6 звуков.

У ребёнка могут возникнуть в группировании слов по количеству звуков вследствие недостаточно развитого зрительного и слухового восприятия, также из – за смешения звуков и недостаточно развитого словестно – логического мышления.



Целью заданий было определение уровня сформированности умения определять количество звуков в слове.

Ребёнку предлагалось записывать название изображений и считать количество звуков в этих слова, назвать слова с заданным количеством звуков , а также группировать картинки так, чтобы в их названиях было динкаовое количество звуков.

Таблица 4 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять качество звука в слове

Задание

Желательный ответ

Возможные ошибки и их причины

  1. Послушай слова, назови в них все гласные, а затем все гласные звуки (клён, тапки, утюг, тетрадь).

Цель: исследовать уровень сформированности

Клён:

[о] – гласный звук;

[к], [л’], [н] – согласные звуки.

Тапки:

[а], [и] – гласные звуки;

[т], [п], [к’] – согласные звуки.

У ребёнка могут возникнуть трудности в данном задании из – за недоразвития фонематического слуха. Также могут возникнуть сложности в произнесении похожих звуков ([д], [т]; [б], [п]; [д’], [т]; [б’],[п’]).

Продолжение Таблицы 4 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять качество звука в слове

умения определять качество звуков в слове.

Утюг:

[у], [у] – гласные звуки;

[т’], [к] - согласные звуки.

Тетрадь:

[т’], [т], [р], [т’] – согласные звуки.




  1. Послушай слова, назови мягкий звук и скажи, за счёт чего он является мягким (лилия, крюк, мяч, гусь).

Цель: исследовать уровень сформированности умения определять качество звуков в слове.

Лилия:

[л’] – звук является мягким, потому что за ним следует гласный звук, обозначающий мягкость, [и].

Крюк:

[р’] – звук является мягким, потому что за ним следует гласный звук, обозначающий мягкость, [у].

Мяч:

[м’] – звук является мягким, потому что за ним следует гласный звук, обозначающий мягкость, [а].

Гусь:

[с’] – звук является мягким, потому что за ним следует мягкий знак «ь».

У ребёнка могут возникнуть трудности в нахождении мягкого звука из – за недостаточно развитого фонематического слуха и словесно – логического мышления.


Окончание Таблицы 4 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять качество звука в слове

  1. Прочитай слова, написанные на карточках, выпиши из них звуки парные по глухости и звонкости и подбери для них пару (см. Приложение А, рис. 14 – 17).

Цель: исследовать уровень сформированности умения определять качество звуков в слове.

Зуб:

[з] – [с];

[б] – [п].

Дуб:

[д] – [т];

[б] – [п].

Шарф:

[ж] – [ш];

[в] – [ф].

Крот

[г] – [к];

[д] – [т].

У ребёнка могут возникнуть трудности с данным заданием, так как ему будет сложно дифференцировать похожие по звучанию и произношению звуки, из – за не полностью сформированного фонематического слуха.

Целью представленных заданий было исследовать уровень сформированности умения определять качество звуков в слове.

Ребёнку предлагалось прослушать слова и назвать в них все гласные и согласные звуки, прослушать слова и назвать в них мягкие звуки, прочитать слова и выписать из них парные по звонкости и глухости звуки.

Таблица 5 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять последовательность звуков в слове

Задание

Желательный ответ

Возможные ошибки и их причины


Продолжение Таблицы 5 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять последовательность звуков в слове

  1. Послушай слова, определи сколько в них звуков и произнеси каждое слово по звукам, начиная с первого (стол, стул, шкаф, собака).

Цель: исследовать уровень сформированности определять последовательность звуков в слове.

Стол – 4 звука;

[с], [т], [о], [л].

Стул – 4 звука;

[с], [т], [у], [л].

Шкаф – 4 звука;

[ш], [к], [а], [ф].

Собака – 6 звуков;

[c], [а], [б], [а], [к], [а].

В данном задании ребёнок мог неправильно произнести слово по звука, так как могу пропустить звук, не запомнить его или перепутать с похожим по звучанию, вследствие плохой памяти и фонематического восприятия.

  1. Посмотри на картинки, произнеси названия изображений, посчитай количество звуков в словах и произнеси их по звукам, начиная с последнего (см. Приложение А, рис. 18 – 21).

Цель: исследовать уровень сформированности определять последовательность звуков в слове.

Лук – 3 звука;

[к], [у], [л].

Роза – 4 звука;

[а], [з], [о], [р].

Сумка – 5 звуков;

[а], [к], [м], [у], [с].

Гитара – 6 звуков;

[а], [р], [а], [т], [и], [г].

Данное задание может вызвать такие затруднения, как ребёнок может неправильно определить количество звуков, пропустив какой – либо, назвать неправильно последовательность звуков, из – за недостаточно развитого словесно - логического мышления. Особую трудность вызовут слова «сумка» и «гитара».


Окончание Таблицы 5 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять последовательность звуков в слове

  1. Послушай поочерёдно слова, произнеси их, а затем назови правильный по последовательности звук (дом, рубашка, жук, свисток), (в первом слове первый, во втором второй, в третьем третий, в четвёртом четвёртый).

Цель: исследовать уровень сформированности определять последовательность звуков в слове.

Дом – [м];

рубашка – [у];

жук – [к];

свисток – [c].

Ребёнок может назвать не правильный по последовательности звук, из – за плохо развитого словесно – логического мышления, также при произнесении слов, может пропустить звук, это может произойти в словах со стечением согласных, например, слово «свисток» и трудных по произношению звуков, например, [б], [р] и [ж].

  1. Составь схему звукового разбора слов «Гитара».

Цель: исследовать уровень сформированности определять последовательность звуков в слове.

Гитара

[г’, и, т, а, р, а].

В слове 6 букв и 6 звуков.

В данном задании могут встретиться такие ошибки как, пропуск звуков, замена звука, например [г] на [к], искажённое произнесение звука [р]. Из – за плохо развитого фонематического слуха и слабых мышц артикуляционного аппарата.

Целью заданий было исследовать уровень сформированности определять последовательность звуков в слове.

Ребёнку необходимо было произносить слова по звукам сначала, начиная с первого, затем с последнего. Назвать правильный по последовательности звук и произвести схему звукового рабора.

Таблица 6 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять ударный звук в слове

Задание

Желательный ответ

Возможные ошибки и их причины

  1. Послушай слова и назови те, в которых ударение падает на гласный звук [а] (азбука, роза, апельсин, оса).

Цель: исследовать уровень сформированности определять ударный звук в слове.

Азбука, оса.

Ребёнок может назвать слова с неправильным ударением, в силу недостаточно развитого фонематического слуха и нарушений просодической стороны речи.

  1. Спиши с доски слова и расставь в них ударение (машина, телефон, лилия, шарф).

Цель: исследовать уровень сформированности определять ударный звук в слове.

МашИна, телефОн, лИлия, шАрф.

Ребёнок может неправильно расставить ударения в словах из – за нарушений просодической стороны речи. Трудности могут возникнуть в слове «телефон» (может поставить ударение на первый звук [э]) и в слове «лилия» (может поставить ударение на второй гласны звук [и]).



Окончание Таблицы 6 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять ударный звук в слове

  1. Посмотри на картинки, выдели голосом в их названии ударный гласный звук (см. Приложение А, рис. 22 – 29).

Цель: исследовать уровень сформированности определять ударный звук в слове.

ЗАмок – замОк, крУжки – кружкИ, стрЕлки – стрелкИ, Ирис – ирИс.

Ребёнок может сделать ошибку в ударении из – за нарушений просодической стороны речи и слабых мышц артикуляционного аппарата.

Целью данных заданий было исследовать уровень сформированности определять ударный звук в слове. Ребёнку предлагались задания на определение ударного звука в словах, расставлять его письменно и устно.

Мы предположили, что указанные выше контрольно измерительные материалы помогут определить актуальный уровень сформированности умений звукового анализа у первоклассника со стёртой дизартрией.

По результатам данного исследования можно сделать вывод, что у первоклассника со стёртой дизартрией уровень развития звукового разбора будет находиться на низком уровне, так как у него будут нарушены все умения, составляющие данные процесс, но нибольшую сложность будут вызывать следующие:

  • умение делить слова на слоги (из – за пропусков и смешений звуков деление на слоги становится трудным процессом для первоклассника со стёртой дизартрией);

  • умение определять качество звуков в слове (из – за недостаточной развитости фонематического слуха, а также мышц артикуляционного аппарата первоклассник со стёртой дизартрией может смягчать, заменять, оглушать многие звуки, особые трудности вызывает группа парных звуков, например, [б] – [п], [б’] – [п’]);

  • умение определять последовательность звуков в слове (из – за недостаточно развитого фонематического слуха, смешения звуков и их пропусков, первокласснику со стёртой дизартрии трудно будет овладеть данным умением).

2.3 Программа формирующего эксперимента

Исходя из выводов, сделанных в первой главе и результатах экспериментального исследования, нами была разработана программа формирующего эксперимента, направленная на формирование слогоделения, определение количества звуков в слове, качества звуков в слове, последовательности звуков в слове, определения ударного звука в слове у первоклассника со стёртой дизартрией.