Файл: Междисциплинарная курсовая работа по направлению 44. 03.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Окончание Таблицы 2 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления делить слова на слоги
2. Запиши под диктовку слова и подели их на слоги: ложка, киска, военный, красный. Цель: определить уровень сформированности умения делить слова на слоги. | Лож|ка, кис|ка, во|ен|ный, крас|ный. | У ребёнка могли возникнуть трудности в делении слов, имеющих слоги со стечением, так как он мог бы исказить данные звуки, смешать звуки, например звуки [ж] и [к] в слове «ложка» мог записать как звук [ш], в силу недоразвитого фонематического слуха. |
3. Спиши слова с доски, подели их на слоги и составь новые слова из заданных слогов: колос, роса, варежки (по первому слогу); чучело, лупа, охота (по последнему слогу); макароны, поместье, парашют (по слогу в середине слова). Цель: определить уровень сформированности умения делить слова на слоги | Ко|лос, ро|са, ва|реж|ки: корова. Чу|че|ло, лу|па, о|хо|та: лопата. Ма|ка|ро|ны, по|мес|тье, па|ра|шют: камера. | Ребёнок со стёртой дизартрией не смог бы поделить слова на слоги из – за плохо развитого мышления и пространственных представлений. Также ребёнку трудно будет составить слова из – за бедного словарного запаса. |
Целью данных заданий было определение уровня сформированности умения делить слова на слоги.
Ребёнку давались словесные инструкции, ему необходимо было делить слова на слоги и из заданных слогов составить новые слова.
Таблица 3 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять количество звуков в слове
Задание | Желательный ответ | Возможные ошибки и их причины |
Цель: определить уровень сформированности умения определять количество звуков в слове. | Зуб – [з], [у], [п] – 3 звука; страус – [с], [т], [р], [а], [у], [с] – 6 звуков; раковина – [р], [а], [к], [а], [в’], [и], [н], [а] – 8 звуков. | Ребёнок может неправильно определить количество звуков в слове, из – за недостаточной развитости фонематического слуха. Также неправильно определить звук, обозначающий на письме ту или иную букву. |
Цель: определить уровень сформированности умения определять количество звуков в слове (сначала 3 звука, затем 4, потом 5). | Дом – 3 звука; окно – 4 звука; горох – 5 звуков. | У детей может не получиться назвать слова с заданным количеством звуков в силу бедного словарного запаса, недостаточно развитой памяти и восприятия. Особые сложности могут возникнуть со словом, состоящим из 5 звуков. |
Окончание Таблицы 3 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять количество звуков в слове
Цель: определить уровень сформированности умения определять количество звуков в слове. | 1 группа: мел, дом, мяч, конь - 3 звука; 2 группа: море, очки – 4 звука; 3 группа: берёза, собака, ананас – 6 звуков. | У ребёнка могут возникнуть в группировании слов по количеству звуков вследствие недостаточно развитого зрительного и слухового восприятия, также из – за смешения звуков и недостаточно развитого словестно – логического мышления. |
Целью заданий было определение уровня сформированности умения определять количество звуков в слове.
Ребёнку предлагалось записывать название изображений и считать количество звуков в этих слова, назвать слова с заданным количеством звуков , а также группировать картинки так, чтобы в их названиях было динкаовое количество звуков.
Таблица 4 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять качество звука в слове
Задание | Желательный ответ | Возможные ошибки и их причины |
Цель: исследовать уровень сформированности | Клён: [о] – гласный звук; [к], [л’], [н] – согласные звуки. Тапки: [а], [и] – гласные звуки; [т], [п], [к’] – согласные звуки. | У ребёнка могут возникнуть трудности в данном задании из – за недоразвития фонематического слуха. Также могут возникнуть сложности в произнесении похожих звуков ([д], [т]; [б], [п]; [д’], [т]; [б’],[п’]). |
Продолжение Таблицы 4 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять качество звука в слове
умения определять качество звуков в слове. | Утюг: [у], [у] – гласные звуки; [т’], [к] - согласные звуки. Тетрадь: [т’], [т], [р], [т’] – согласные звуки. | |
Цель: исследовать уровень сформированности умения определять качество звуков в слове. | Лилия: [л’] – звук является мягким, потому что за ним следует гласный звук, обозначающий мягкость, [и]. Крюк: [р’] – звук является мягким, потому что за ним следует гласный звук, обозначающий мягкость, [у]. Мяч: [м’] – звук является мягким, потому что за ним следует гласный звук, обозначающий мягкость, [а]. Гусь: [с’] – звук является мягким, потому что за ним следует мягкий знак «ь». | У ребёнка могут возникнуть трудности в нахождении мягкого звука из – за недостаточно развитого фонематического слуха и словесно – логического мышления. |
Окончание Таблицы 4 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять качество звука в слове
Цель: исследовать уровень сформированности умения определять качество звуков в слове. | Зуб: [з] – [с]; [б] – [п]. Дуб: [д] – [т]; [б] – [п]. Шарф: [ж] – [ш]; [в] – [ф]. Крот [г] – [к]; [д] – [т]. | У ребёнка могут возникнуть трудности с данным заданием, так как ему будет сложно дифференцировать похожие по звучанию и произношению звуки, из – за не полностью сформированного фонематического слуха. |
Целью представленных заданий было исследовать уровень сформированности умения определять качество звуков в слове.
Ребёнку предлагалось прослушать слова и назвать в них все гласные и согласные звуки, прослушать слова и назвать в них мягкие звуки, прочитать слова и выписать из них парные по звонкости и глухости звуки.
Таблица 5 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять последовательность звуков в слове
Задание | Желательный ответ | Возможные ошибки и их причины |
Продолжение Таблицы 5 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять последовательность звуков в слове
Цель: исследовать уровень сформированности определять последовательность звуков в слове. | Стол – 4 звука; [с], [т], [о], [л]. Стул – 4 звука; [с], [т], [у], [л]. Шкаф – 4 звука; [ш], [к], [а], [ф]. Собака – 6 звуков; [c], [а], [б], [а], [к], [а]. | В данном задании ребёнок мог неправильно произнести слово по звука, так как могу пропустить звук, не запомнить его или перепутать с похожим по звучанию, вследствие плохой памяти и фонематического восприятия. |
Цель: исследовать уровень сформированности определять последовательность звуков в слове. | Лук – 3 звука; [к], [у], [л]. Роза – 4 звука; [а], [з], [о], [р]. Сумка – 5 звуков; [а], [к], [м], [у], [с]. Гитара – 6 звуков; [а], [р], [а], [т], [и], [г]. | Данное задание может вызвать такие затруднения, как ребёнок может неправильно определить количество звуков, пропустив какой – либо, назвать неправильно последовательность звуков, из – за недостаточно развитого словесно - логического мышления. Особую трудность вызовут слова «сумка» и «гитара». |
Окончание Таблицы 5 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять последовательность звуков в слове
Цель: исследовать уровень сформированности определять последовательность звуков в слове. | Дом – [м]; рубашка – [у]; жук – [к]; свисток – [c]. | Ребёнок может назвать не правильный по последовательности звук, из – за плохо развитого словесно – логического мышления, также при произнесении слов, может пропустить звук, это может произойти в словах со стечением согласных, например, слово «свисток» и трудных по произношению звуков, например, [б], [р] и [ж]. |
Цель: исследовать уровень сформированности определять последовательность звуков в слове. | Гитара [г’, и, т, а, р, а]. В слове 6 букв и 6 звуков. | В данном задании могут встретиться такие ошибки как, пропуск звуков, замена звука, например [г] на [к], искажённое произнесение звука [р]. Из – за плохо развитого фонематического слуха и слабых мышц артикуляционного аппарата. |
Целью заданий было исследовать уровень сформированности определять последовательность звуков в слове.
Ребёнку необходимо было произносить слова по звукам сначала, начиная с первого, затем с последнего. Назвать правильный по последовательности звук и произвести схему звукового рабора.
Таблица 6 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять ударный звук в слове
Задание | Желательный ответ | Возможные ошибки и их причины |
Цель: исследовать уровень сформированности определять ударный звук в слове. | Азбука, оса. | Ребёнок может назвать слова с неправильным ударением, в силу недостаточно развитого фонематического слуха и нарушений просодической стороны речи. |
Цель: исследовать уровень сформированности определять ударный звук в слове. | МашИна, телефОн, лИлия, шАрф. | Ребёнок может неправильно расставить ударения в словах из – за нарушений просодической стороны речи. Трудности могут возникнуть в слове «телефон» (может поставить ударение на первый звук [э]) и в слове «лилия» (может поставить ударение на второй гласны звук [и]). |
Окончание Таблицы 6 Содержание контрольно – измерительных материалов по исследованию направления определять ударный звук в слове
Цель: исследовать уровень сформированности определять ударный звук в слове. | ЗАмок – замОк, крУжки – кружкИ, стрЕлки – стрелкИ, Ирис – ирИс. | Ребёнок может сделать ошибку в ударении из – за нарушений просодической стороны речи и слабых мышц артикуляционного аппарата. |
Целью данных заданий было исследовать уровень сформированности определять ударный звук в слове. Ребёнку предлагались задания на определение ударного звука в словах, расставлять его письменно и устно.
Мы предположили, что указанные выше контрольно измерительные материалы помогут определить актуальный уровень сформированности умений звукового анализа у первоклассника со стёртой дизартрией.
По результатам данного исследования можно сделать вывод, что у первоклассника со стёртой дизартрией уровень развития звукового разбора будет находиться на низком уровне, так как у него будут нарушены все умения, составляющие данные процесс, но нибольшую сложность будут вызывать следующие:
-
умение делить слова на слоги (из – за пропусков и смешений звуков деление на слоги становится трудным процессом для первоклассника со стёртой дизартрией); -
умение определять качество звуков в слове (из – за недостаточной развитости фонематического слуха, а также мышц артикуляционного аппарата первоклассник со стёртой дизартрией может смягчать, заменять, оглушать многие звуки, особые трудности вызывает группа парных звуков, например, [б] – [п], [б’] – [п’]); -
умение определять последовательность звуков в слове (из – за недостаточно развитого фонематического слуха, смешения звуков и их пропусков, первокласснику со стёртой дизартрии трудно будет овладеть данным умением).
2.3 Программа формирующего эксперимента
Исходя из выводов, сделанных в первой главе и результатах экспериментального исследования, нами была разработана программа формирующего эксперимента, направленная на формирование слогоделения, определение количества звуков в слове, качества звуков в слове, последовательности звуков в слове, определения ударного звука в слове у первоклассника со стёртой дизартрией.