Файл: Картотека артикуляционной гимнастики для всех возрастных групп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Карточка№6.«Лягушка»
Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. | Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. |
Карточка№7. «Зайчик»
Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. | Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. |
Карточка№8. «Окошко»
Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. | Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. |
Карточка№9. «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? | Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. |
Карточка№10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа! | Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена. Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. |
Карточка№11. «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. | Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. |
Карточка№12. «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. | Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. |
Карточка№13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок. | Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх). Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог». |
Карточка№14. «Хомячок»
Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. | Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. |
Карточка№15. «Кружок»
Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ. | Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. |
Карточка№16. Чередование «Толстячки - худышки»
Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки. Вот худышка – щеки впали: Видно, есть ему не дали. | Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. |
Карточка№17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую. | Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. |
Карточка№18. «Самовар»
Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. | Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». |
Карточка№19. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». | Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад. |
Карточка№20. «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. | Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. |
Карточка№21. «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. | Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». |
Карточка№22. «Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней
На верхнюю губку, На верхние зубки, За зубки скачок — Во рту язычок. | Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. |
Карточка№23. «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. | Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. |
Карточка№24 .«Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. | Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки». |
Карточка№25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри: Чищу «чашкой» изнутри. | Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. |
Карточка№26. «Покусаем язычок»
Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. | Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания. |
Карточка№27.«Кусаем боковые края языка»
«Горкой» выгну язычок, Пожую ему бочок: Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу. | Цель: преодолевать пластичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам. Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10-15 раз. |
Карточка№28.«Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. | Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. |
Карточка№29.«Загоним мяч в ворота»
Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю. | Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. |