ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1381
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЛОК 1
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
1.1. Эпохи в истории философии
(с\р – 3 часа; семинар № 1)
Литература:
-
История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – Москва: Академический проект, 2005 (http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf) -
Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010 (https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about) -
Доброхотов А.Л. Логос // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 451-453
(https://iphlib.ru/library/collection/greekdic/document/HASH376aa34c082f45edacf81b)
1.1.1. Античность
1.1.1.1. Характерные особенности античной философской традиции *
1. | Общая установка | На разумное (рациональное) постижение природной взаимосвязи вещей. |
2. | Представление, лежащее в основе концепций | Тесная сопряженность философского опыта с опытом эстетическим: в основе практически всех философских учений античного мира лежит представление о совершенном, прекрасном, разумном устройстве мироздания, а стремление к совершенству объявляется целью всех философских занятий по существу |
3. | Характеристика понятийного аппарата | Нестабильность понятийного аппарата: философская и научная терминология в Древней Греции всегда находилась в постоянном движении и осмыслении |
4. | Структура приоритетов | Приоритет универсального над единичным: отдельная вещь, человек, индивид в античной философской традиции всегда представляли собой только «частный случай» проявления общего — рода вещи, миропорядка, закона, полиса (государства) и бытия. |
1.1.1.2. Ключевые события *
Расположите события истории античной философии в хронологической последовательности
VI до н.э. | V до н.э. | IV до н.э. | III до н.э. | II до н.э. | I до н.э. | I н.э. | II н.э. | III н.э. | IV н.э. | V н.э. | VI н.э. |
8 | 5 | 2,3 | 6 | | 7 | | | 4 | | | 1 |
1) Закрытие Академии; 2) Смерть Сократа; 3) Основание Ликея; 4) Акме Плотина; 5) Акме Парменида 6) Основание Академии; 7) Основание Стои; 8) Солнечное затмение, предсказанное Фалесом.
1.1.1.3. Понятия «космос» и «логос» **
1) Ознакомьтесь со статьёй из греческо-русского словаря А.Д. Вейсмана и объясните, в чём состоят основные отличия греческого понимания того, что такое космос, от современного?
Античные мыслители под космосом подразумевали в первую очередь порядок)— доступный наблюдению и достойный восхищения, в частности — небесный порядок, неразрывно связанный с красотой и окружающий нас со всех сторон. Поэтому довольно скоро слово «космос» стали также использовать для обозначения мира вообще, подразумевая, что это упорядоченный мир . В современном понятии космос — относительно пустые участки Вселенной, которые лежат за границами атмосфер небесных тел. Космос не является абсолютно пустым пространством: в нём есть, космические лучи и электромагнитное излучение, тёмная материя т.д.. Для современного человека космос представляет собой, в первую очередь пространство без границ, мы понимаем слово космос буквально Космос в Античной философии — это представление о мире, нечто более духовное по своему смыслу. |
2) Ознакомьтесь со статьёй А.Л. Доброхотова «Логос» в словаре «Античная философия» и порассуждайте о связи этого понятия с античным понятием космоса:
I. Гераклит: «люди не понимают вечносущий всеобщий логос, по которому все свершается, что он служит мерой превращения стихий, что логос души бесконечно глубок и сам себя увеличивает, что, внимая логосу, надо признать все единым » II. Эпихарм : логос правит людьми и спасает их, но расчет человека происходит от божьего логоса III. Платон определяет научное знание как правдивое мнение с логическим отчетом и разъяснением. Логос мыслится в этой связи как способность давать качественные различения. В составе диалектического метода Платона логос осуществляет роль инструмента различения и определения видов через дихотомическое рассечение рода. IV. Стоицизм, опираясь на Гераклита, восстанавливает онтологический смысл логоса, который понимается как мировая разумно-творческая эфирно-огненная субстанция, Зевс и судьба. Характерна принципиальная неразличенность в стоическом огненном логосе смыслового принципа и вещественного субстрата. IV. Логос трактуется Филоном сразу в нескольких планах. Вслед за стоиками он признает различение внутренней речи и внешней, которая одновременно равна и неравна внутренней. Аналогичным образом Бог содержит в себе свой внутренний логос как разум и замысел мира, но также излучает логос вовне, творя и одушевляя им мир, что согласуется с образом библейского Бога, который творит мир словом. Как первая эманация Бога логос объединяет собой весь мир идей, которые служат образцами творения VI. Плотин: В его доктрине логос есть способ существования высших онтологических ипостасей на низших уровнях: Ум – это логос Единого, душа – логос Ума. Логос, по Плотину, является также силой мировой Души, через которую Душа, подражая эйдосам, творит чувственный космос и управляет им. |
1.1.2. Средневековье
1.1.2.1. Характерные особенности средневековой философской традиции *
1. | Теоцентризм | Главным предметом всех философских и богословских занятий в Средневековье является Бог, творец мироздания, сущность которого, не подлежавшая рациональному постижению, но при этом доступная для осмысления, предощущалась действием веры в формулировках, запечатленных в Писании |
2. | Креационизм | все бытие в христианском мировоззрении разделяется на сотворенное сущее и творца, произведшего мироздание из ничего по свободному произволению; между различием в сущих вещах и единством создателя предполагалась неявная связь, на основе чего допускалось возможным характеристики тварных вещей применять к рассмотрению свойств предвечного Бога |
3. | Провиденциализм | Мир, согласно учению церкви, был в начале времен сотворен разумным творцом на разумных началах и совершеннейшим образом управляется им во все времена — до скончания века; попечительство Бога о мире выражается, прежде всего, в утверждении рациональности бытия иерархически связанных между собой и наполненных смыслом вещей, в своеобразно задуманной Богом «гармонии мира», тайной для всех и очевидной для каждого |
4. | Традиционализм | Истина в средневековой философской культуре является достоянием корпоративным; она принадлежит не тому или иному философу, богослову или поэту, но сообществу христиан вообще, объединенному верой, крещением и церковным преданием; следствием обращенности средневекового христианского мира к единой традиции, общей для всех, было, с одной стороны, неприятие ересей, и приверженность к авторитету апостольских и церковных канонов, с другой; фактором, отличающим средневековую мысль от свободного философского поиска античной эпохи, является, прежде всего, приоритетность идеи божественного Откровения, запечатленного в текстах Писания, и подтвержденного авторитетом Вселенских соборов, а также «согласием святых отцов |
1.1.2.2. Универсалии**
Предложите иллюстрацию трёх позиций в споре об универсалиях в средневековой философии.
|
1.1.3. Возрождение
1.1.3.1. Характерные особенности философской традиции эпохи Возрождения *
1. | Понимание природы | Главной чертой духовного своеобразия Возрождения является глубокое почтение к природе и к каждому проявлению жизни. Средние века познавали Бога, уходя от мира, Новое время познавало мир, уходя от Бога, и лишь Возрождение, познавая мир, познавало бога. |
2. | Отношение к Богу | В основе мировоззрения Возрождения лежал антропоцентризм – все философские построения делались вокруг человека, его личности и возможностей. Так закладывались основы гуманизма – теории о высшей ценности человека как такового. Гуманизм заменил собой средневековый теоцентризм, когда важнейшей ценностью и основой всего полагался бог. В глазах гуманистов человек был почти равен богу, ибо был способен к самостоятельному познанию (без божественных откровений) и творчеству (аналогу божественного творения). Такая точка зрения вызвала к жизни резкий рост престижа знаний, науки, образования в эпоху Возрождения в сравнении со средними веками, а также привела к расцвету искусств. |
3. | Понимание добродетели | В Средние века господствовало христианское представление о добродетели как заслуге чисто духовной жизни. В жизни светской почти всегда безраздельно господствовали жестокость, коварство и подлость властителей, в то время как подданные предпочитали терпеть все их злодеяния, надеясь заслужить небесное воздаяние. Мыслители Возрождения начали с того, что перенесли добродетель на почву реальной деятельной жизни, требуя от человека-творца наивысшего духовного и волевого напряжения |
4. | Понимание человеческой природы | Единообразие человеческой природы. Другой общей чертой духа Возрождения было убеждение в единообразии человеческой природы и, соответственно, о потенциальном равенстве всех людей. Платон, и Аристотель, учили, напротив, о врожденном природном отличии людей по качеству их души. Католическая иерархия также предполагала различное достоинство священников и мирян, исходящее не от природы, а от Божьего благословения, передаваемого Церковью. Гуманисты Возрождения опирались прежде всего на стоицизм, утверждавший равенство всех людей перед Богом как «граждан Космоса», а также на раннее христианство, с его духом братства. Не отрицая фактические различия в природе людей, их физических, умственных и творческих способностях, гуманисты подчеркивали равные для всех возможности совершенствования. Также человек есть единственное существо (из смертных), наделенное бессмертной душой, поэтому смерть не уничтожает человека бесследно. |
1.1.4. Новое время
1.1.4.1. Характерные особенности философской традиции Нового времени *
1. | Роль разума | Философия Нового времени — эпоха самостоятельности разума, его освобождения от авторитетов прошлого Одни философы считали, что разум может открывать новое и без участия опыта, другие полагали, что сам по себе, без помощи чувств, он не может справиться с этой задачей. Расхождения по этому вопросу привели к возникновению рационалистической и эмпиристской линий. С положительной стороны суть бэконовского эмпиризма в том, что работа разума должна опираться на чувственный материал, разум должен следовать природе самих вещей и не пытаться действовать самостоятельно, в отрыве от них. Для правильной работы разума необходима новая логика, логика, которая была бы сосредоточена на применении разума к творениям природы. В отличие от формальной логики, которая имеет дело с абстракциями и пытается таким образом проникнуть в суть вещей |
2. | Место философии | На первый план философских исследований в Новое время вышла проблема метода. Новоевропейская философия была философией субъекта. Культ человеческой субъективности постепенно становился общим достоянием, и эпоха Просвещения узаконила эту тенденцию в культурном пространстве Европы. Кульминацией антропологии Нового времени стала система Канта, объявившего, что человек обладает «абсолютной ценностью». Кант, однако, избегал обожествления человеческого Я и настаивал на несовершенстве человеческого познания и воли. Его последователи, Фихте и Шеллинг, перешли эту границу и провозгласили укорененность человеческого сознания в Абсолюте. Гегель усилил эту тенденцию и теологически истолковал философию. Теоцентризм Гегеля и его учеников вновь пробудил интерес к античной и средневековой философии, для которой были характерны сходные ориентиры. Все это стало достоянием современной мысли. |
3. | Место человека | Человек — весьма несовершенное существо, вовсе не обладающее теми характеристиками, которые связаны с идеей Бога. Значит, идея всесовершенного существа не образована нами самими (ведь более совершенное не бывает следствием менее совершенного). В естественном состоянии разум предоставляет человеку право на все, ибо разум представляет все как подчиненное разуму и принадлежащее человеку Человек занимает срединное положение в мире, «ничто по сравнению с бесконечностью, все по сравнению с небытием, середина между всем и ничем, бесконечно удаленная от понимания крайних пределов; конец и начала вещей скрыты от него в непроницаемой тайне |