Файл: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет) Орловский филиал Сообщение по дисциплине Макроэкономическое планирование и прогнозирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Орловский филиал

Сообщение
по дисциплине: «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»


«Порядок и механизм прогнозирования доходов и расходов бюджета в РФ»

Студент: Акулина О.Ю.

Форма обучения: очно-заочная

Курс: 2

Направление подготовки: 38.03.01 Экономика

Профиль: «Налоги, аудит и бизнес анализ»

Личное дело № 100.19/21 00 32

Преподаватель: Рыкова И.А.

Орел 2022

У бюджетного планирования и прогнозирования имеется собственная методология, базирующаяся на методологии финансового и экономического планирования и прогнозирования. По сути, бюджетное прогнозирование и планирование - это составная часть финансового планирования и прогнозирования.

Принципы бюджетного планирования и прогнозирования - это общепринятые и основополагающие правила и подходы, касающиеся того, как осуществляется планирование и прогнозирование пропорций, темпов и структуры бюджетных расходов и поступлений в их взаимосвязи со структурой и уровнем развития экономики государства.

Из совокупности методов, принципов и способов построения бюджетных прогнозов складывается методология бюджетного планирования и прогнозирования.

Бюджетное планирование и прогнозирование могут быть рассмотрены как инструменты вмешательства государства в экономические процессы, государственного регулирования финансовых, налоговых, фискальных отношений между частным и государственным секторами национальной экономики в связи с мобилизацией государственных фондов расходов и доходов, которые опосредуются через консолидированный бюджет как ключевой механизм распределения и перераспределения ВВП.

Методология бюджетного планирования и прогнозирования определяет конкретную методику: подходов, способов, приёмов, формализованных расчётов, которые используются в финансовом и экономическом анализе при оценке текущего состояния и прогнозировании перспектив развития бюджета исходя из наблюдающихся закономерностей и тенденций.


Методологию бюджетного планирования и прогнозирования можно рассматривать как инструмент для исследования частных и общих методов построения бюджетных прогнозов. Из этого можно сделать вывод, что основу для формирования методологических принципов образуют объективные законы экономики и принципы функционирования рынка, закономерности и тенденции, которые определяют динамическое и сложное развитие национального хозяйства.

Важнейшими принципами бюджетного планирования и прогнозирования являются: научность бюджетного прогнозирования, комплексность, непрерывность, приоритетность, системность, адекватность планирования и прогнозирования реальным экономическим и политическим условиям, целенаправленность, вариантность, эффективность, неопределенность, прозрачность, достижение пропорциональности развития частного и государственного секторов национальной экономики в целом и её отраслей.

Научность бюджетного прогнозирования выражается в том, что прогноз должен быть научно обоснованным, учитывать объективные экономические законы.

Принцип непрерывности выражается в том, что даже принятие плана-закона не заканчивает бюджетный прогноз. Как только план-закон принят, начинается период прогнозной работы по его исполнению. Поскольку будущее всегда неопределённо, необходимо выбирать альтернативные варианты прогнозного развития явлений. Социальная, политическая, экономическая и финансовая среда постоянно изменяются, что требует разрабатывать новые прогнозы, отвечающие границам реального мира.

Поскольку в настоящее время применяется огромное количество видов и типов прогнозов, бюджетное планирование и прогнозирование строится на основе принципа комплексности. В комплексности отражаются закономерности развития консолидированного бюджета в целом и его элементов. Кроме того, принцип комплексности устанавливает связи между общим бюджетным прогнозом и частными бюджетными прогнозами, такими, как прогнозы налоговых и неналоговых поступлений.

Принцип комплексности применяется на всех бюджетных уровнях, использующих сопоставимые показатели. Принцип приоритетности одних процессов по отношению к другим может быть проиллюстрирован следующим примером: первичным является прогноз налоговых доходов, поскольку они составляют большую часть бюджетных поступлений.



Разрабатывая бюджетные планы и прогнозы, необходимо опираться на реальные условия, в которых функционирует бюджет. Для осуществления этого требования важно соблюдать принцип адекватности планирования и прогнозирования реальности. Перед органами власти, разработчиками бюджетных планов и прогнозов должны ставиться реальные цели и задачи.

Принцип вариантности требует разрабатывать большое количество бюджетных прогнозов, в которых будут рассматриваться разные количественные характеристики. Этот принцип дополняется принципом альтернативности, который предусматривает разработку независимых прогнозов, отличающихся вводимыми параметрами по ограничениям.

Принцип целенаправленности бюджетного планирования и прогнозирования является следствием необходимости решать конкретные задачи, порождаемые экономическими и финансовыми отношениями. На базе бюджетных прогнозов вырабатываются оптимальные краткосрочные и среднесрочные планы, служащие для обеспечения целевых показателей.

Государство располагает финансовыми ресурсами для обеспечения различных потребностей, что является государственными доходами. Использование денежных средств на те же цели составляет государственные расходы. Основная часть доходов и расходов представлена в государственном бюджете.

Рациональное планирование государственных финансов влияет на уровень социально-экономического развития страны. Планирование госфинансов содержит все этапы создания, распределения, перераспределения и применения денежных доходов и накоплений.

В основе планирования государственных финансов лежит бюджетный процесс. Это регламентируемая деятельность органов госвласти, муниципалитетов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федеральных и региональных бюджетов.

Основные задачи планирования государственных финансов:

  1. расчет размера финансовых ресурсов по источникам их получения;

  2. определение объема и направлений использования финансов;

  3. согласованность материальных и финансовых ресурсов;

  4. формирование условий для эффективного управления финансами.

Выделяют несколько видов планирования госфинансов: по срокам: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное; по целевой ориентации и инструментарию: стратегическое и оперативное.


Методы государственного финансового планирования:

  1. метод экстраполяции (используется для отражения динамики показателей финансового плана);

  2. нормативный метод (применяются различные нормы и нормативы);

  3. метод математического моделирования (имитация экономических явлений в форме финансовых моделей);

  4. балансовый метод (согласование размеров финансовых средств с источниками их формирования);

  5. бюджетирование (ориентация на результат).

При осуществлении планирования государственных финансов особое значение придется информации, которая обрисует картину в будущем. Процесс получения подобных данных называется прогнозирование.

Прогноз развития бюджета – это совокупность вероятных оценок возможных средств развития его доходов и расходов.

Целью бюджетного прогнозирования является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета и внесение предложение по его укреплению. Результаты прогнозирования - это ключевое условие для принятия эффективных решений в рамках финансовой политики государства.

При разработке финансово-бюджетных прогнозов применяют различные методы:

  • метод экстраполяции (составление перспективы на основе практики за предыдущий период);

  • метод экспертных оценок (прогноз, строящийся на базе обоснованных оценок компетентных специалистов в отдельных отраслях науки и народного хозяйства).

Первый метод подходит для прогнозирования только некоторых статей расходов и доходов госбюджета, которые имеют более или менее стабильный характер. Второй метод при своей его популярности имеет один недостаток – присутствие субъективизма в оставлении оценок экспертами.

На практике оба метода могут применяться одновременно. Но более надежным способом считается построение многошаговых корреляционных моделей, которые предусматривают описание зависимости прогнозных бюджетных показателей от нескольких переменных. Такими переменными или факторами могут быть развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.