Файл: Новоанглийский период ознаменован как период потери окончаний для глаголов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57. Объясните исторически, почему современные модальные глаголы не имеют окончания в 3-ем лице единственного числа настоящего времени.
В древнеанглийском периоде понятие модальные глаголы еще не существовало. В то время они назывались претерито-презентные глаголы. Всего их было 12. К их числу относились такие глаголы как willan, cunnan, mægan, mōtan, āgan, sculan, meahte, nēādian, durran, geneah, munan, unnan. Эти глаголы имели свой собственный план спряжения, не похожий на остальные глаголы.
Новоанглийский период ознаменован как период потери окончаний для глаголов.
Основная особенность глагола willan желать состоит в том, что его формы сослагательного наклонения стали употребляться вместо форм изъявительного наклонения: ср. да. 3. ед. наст. вр. wil(l)e, где отсутствует окончание на согласный (-торн (дает звук вроде th)); с этой особенностью связано и отсутствие в указанной форме окончания -s в современном языке. Вытеснение форм изъявительного наклонения формами сослагательного могло произойти в связи с тем, что у модальных глаголов формы изъявительного и сослагательного наклонения различаются незначительно по своему значению.
58. Объясните происхождение современных форм прошедшего времени и причастия II глагола go.
Существовала также группа аномальных глаголов (современный английский "will", "do", "go" and "be"). Эти четыре глагола имели собственное спряжение, которое сильно отличалось от всех остальных классов глаголов. gā (go, OE); gan eode;
В староанглийском языке прошедшее время от глагола "ga" = "идти" было "eode" - это слово другого корня [прим. перев. - похоже того же корня русское "идти, идёт"].
Слово "went" по своему происхождению является прошедшим временем (претеритом) от глагола "wend" = идти, держать путь, который до сих пор сохранился в английском языке. Словари помечают его как устаревший или поэтический. В среднеанглийском языке "went" вытеснил "eode".
Причастие второе gan.
. Различие между сильными и слабыми глаголами заключалось, далее, в способе образования формы причастия П. У слабых глаголов для образования указанной формы использовался дентальный суффикс, в то время как у глаголов сильных причастие II имело суффикс -
n-
59. Объясните появление притяжательного падежа и множественного числа существительных.
Притяжательный падеж является единственным косвенным падежом, сохранившимся со времен древнеанглийского языка.
В среднеанглийском периоде происходит упрощение древнеанглийской падежной системы. В основном в первой половине среднеанглийского период вырабатывается современная английская четырехпадежная система постепенно стягивается в систему двух падежей с различием по частям речи.
В системе существительных в результате перестройки выделяется общий и притяжательный падеж. При этом старые именительный, винительный и дательный падежи смешиваются и сливаются в общий падеж (Common Case), а родительный падеж обособляется значение его ссуживается, синтаксические функции ограничиваются. Такое обособление родительного падежа не случайно. Уже в древнеанглийском периоде форма родительного падежа в основном имела приименное употребление и выступало в функции определения. Атрибутивная функция данной формы в среднеанглийском языке все больше расширялась, родительный падеж стал специально определительным приименным падежом, обозначающая принадлежность. Таким образом, произошла модификация значения формы родительного падежа, родительный падеж стал притяжательным, обозначающим определение по принадлежности, перестал употребляться при глаголах и в предложных конструкциях. В связи с этим изменилась и само название данного падежа: притяжательный (Possessive Case) и вместо родительного (Genetive).
Категория числа выражалась бинарной оппозицией: единственное число – множественное число. Различия между ними определялись падежными окончаниями: ende (end) – endas (ends); talu (tale) – tala (tales); steorra (star) – steorran (stars); cild (child) - cildru (children).
в начале среднего периода истории английского языка появилось еще большее число омонимичных окончаний, что, по существу, означало уже полный распад не только системы деления на основы, но и системы падежей.
Всякое принципиальное различие существительных по признаку основ утратилось. Чтобы восстановить это различие, которое является существенным для процесса общения, многие слова среднего рода -а- основ, слова мужского рода -i- и -u- основ стали принимать в именительном падеже множественного числа окончания, некогда свойственные только словам мужского рода -а-основ, древнеанглийское окончание -аs, перешедшее в XI, XII веках в -es. Слова женского рода с основами на -о-, на -i- и на -u- совпали в одной группе слов с окончанием множественного числа именительного падежа -е, которое было затем заменено окончанием -еn из склонения -n-основ. Однако существительные с окончанием множественного числа -еn в XIII, XIV веках утратили свой признак множественного числа -n и вынуждены были, так же, как и другие существительные, использовать для образования форм множественного числа единственное сохранившееся в системе существительных окончание -es.
В результате всех этих глубоких изменений в конце среднеанглийского периода устанавливается более или менее единообразная форма именительного падежа множественного числа на -es; все же другие падежные окончания исчезают, не считая немногочисленных пережитков.
Основная масса существительных, принадлежавших к корневым основам и образовывавших свое множественное число путем изменения корневого гласного, также выровнялась по общей массе слов и стала образовывать множественное число при помощи окончания -es.
Таким образом, в качестве продуктивных форм современный английский язык из всего многообразия форм древнеанглийского периода сохранил только окончание множественного числа (-e)s и омонимичное ему окончание родительного падежа -'s
60. Дайте историческое объяснение различного написания слов meet – meat.
Великий сдвиг гласных носил системный характер, т.к. затронул все долгие гласные, однако он не получил последовательного отражения на письме, и несколько графических изменений 14-16 вв. не отражают всей его системности. Диграфы “ее”, “ei”, “ie” стали использоваться в среднеанглийский период для обозначения долгого закрытого /e:/, в то время как диграф “ea” был введен в 16 веке для обозначения долгого открытого /ɛ:/. Поскольку позже /e:/ и /ɛ:/ слились в /i:/, их графическое различие оказалось бесполезным, хотя в ряде случаев оно помогает разграничить омофоны: meet - meat;
61. Объясните исторически чтение гласных как в открытом слоге в словах child, bind, climb.
Количественные изменения гласных:
(1) Удлинение краткого гласного перед ld, nd, mb, ng. Это удлинение количества гласного проходило в конце д. а. периода:
cĭld > cīld,
clĭmban > clīmban.
Если после удлиняющей группы выступал еще один согласный, то удлинения не происходило: cĭldru.
62. Объясните исторически наличие двух вариантов степеней сравнения прилагательного old.
Сочетание суффиксов с перегласовкой в тех случаях, когда суффиксу предшествовал элемент -i- (фонетическое явление i-умлаута);
Eald – ieldra – ieldest (НА old – elder)
Однако в конце среднеанглийского периода формы с переднеязычной перегласовкой заменяются формами без чередования гласного корня. Единственной формой, которая продолжает существовать наравне с новой формой, однако она применяется в суженном значении «старший, самый старший»
63. Объясните современный вид системы спряжения английских глаголов.
В древнеанглмйском языке, как и в других древнегерманских языках, существовали глаголы трех морфологических групп: сильные, слабые и претерито-презентные. Они различались способом образования основных форм.
Сильные глаголы образовывали свои основные формы с помощью чередования гласного корня. Это явление спонтанного чередования гласных корня получило название аблаут. Аблаут распространен во всех индоевропейских языках, но только в германских языках он используется как регулярное морфологическое средство, с помощью которого образуются основные формы глагола.
От сильных глаголов произошли неправильные глаголы, которые мы знаем.
Особенностью германской группы языков по сравнению с другими индоевропейскими языками является наличие группы слабых глаголов, то есть глаголов, образующих формы прошедшего времени и причастия II с помощью дентального суффикса (-d-, -t-, -ð- и др.): слабый глагол deman (судить) в прошедшем времени — dem-d-e—, а сильный глагол helpan (помогать) в прошедшем времени — healp. Этот тип образования глаголных форм с суффиксацией оказался жизнеспособным и получил всеобщее распространение в языке, сделавшись основным типом глагольного словообразования в современном английском языке.
От слабых глаголов произошли правильные глаголы.
64. Объясните происхождение глаголов to owe, to own, прилагательного own, модального глагола ought.
претерито-презентные глаголы (preterite-present verbs). Глаголы этой группы характеризовались особым формообразованием: они образовывали форму настоящего времени по типу прошедшего времени сильных глаголов (отсюда и их название «претерито-презентные»), а форму прошедшего времени - по типу слабых глаголов, то есть с помощью дентального суффикса.
Например: претерито-презентный глагол agan (ought to) имел форму настоящего времени аг. Эта форма образована по типу прошедшего времени ед. числа сильных глаголов первого класса.
В современном английском языке претерито-презентные глаголы по значению соответствуют модальным глаголам, однако в древнеанглийском языке они передавали и другие, немодальные значения: аgаn (ought to, to owe);
65. Объясните происхождение модальных глаголов must, may, can.
Формы других претерито-презентных глаголов, сохранившихся в современном языке:
mazan (may) - pres.t. mæz-p.t. meaht, mihte
mot (must) - p.t. möste
В современном английском языке претерито презентные глаголы по значению соответствуют модальным глаголам, однако в древнеанглийском языке они передавали и другие, немодальные значения: cunnan (can, to know); möt (to be allowed, may, must).