Файл: Лекции, часов Практические занятия, часов Лабораторные занятия, часов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическое занятие № 13,14
Тема: Магнитное поле в веществе

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Систематизация теоретического материала по теме магнитное поле в веществе.

  2. Решение задач школьного уровня по теме магнитное поле в веществе.

  3. Коллективное решение задач университетского уровня по теме магнитное поле в веществе. Обсуждение этапов решения каждой задачи, общего метода решения задач данного класса, «создание» алгоритма решения задач.

  4. Самостоятельное решение задач, включающее анализ и оценку полученных результатов.


Практическое занятие № 15, 16
Тема: Электромагнитные колебания

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Систематизация теоретического материала по электромагнитным колебаниям

  2. Решение задач школьного уровня по теме электромагнитные колебания.

  3. Коллективное решение задач университетского уровня по электромагнитным колебаниям. Обсуждение этапов решения каждой задачи, общего метода решения задач данного класса, «создание» алгоритма решения задач.

  4. Самостоятельное решение задач, включающее анализ и оценку полученных результатов.


Практическое занятие № 17,18
Тема: Уравнение Максвелла для электромагнитного поля

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Систематизация теоретического материала по уравнениям Максвелла для электромагнитного поля.

  2. Решение задач школьного уровня по уравнениям Максвелла для электромагнитного поля.

  3. Коллективное решение задач университетского уровня по уравнениям Максвелла для электромагнитного поля.

  4. Обсуждение этапов решения каждой задачи, общего метода решения задач данного класса, «создание» алгоритма решения задач.

  5. Самостоятельное решение задач, включающее анализ и оценку полученных результатов.




5.2.3. Тематика и краткое содержание лабораторных занятий
Учебным планом предусмотрено 15 лабораторных занятий. Длительность выполнения каждой лабораторной работы составляет 4 часа (2 лабораторных занятия). Студенты должны выполнить 7 лабораторных работ из 9 в соответствии с графиком выполнения работ лаборатории «Магнетизм».
ЛабораторнАЯ РАБОТА № 1
Тема: Определение горизонтальной составляющей магнитного поля земли.

Последовательность выполнения лабораторной работы:

  1. Оформить конспект лабораторной работы.

  2. Ответить на контрольные вопросы:

  • Устройство и принцип работы тангенс-гальванометра.

  • Сформулировать и записать закон Био-Савара-Лапласа.

  • Записать формулу связи магнитной индукции с напряженностью, указать единицы измерения этих величин.

  • Знать: а) выводы формул для индукции и напряженности магнитного поля прямого тока, кругового тока в центре и на его оси, соленоида с числом витков N; б) вывод формулы для определения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли; в) методику проведения эксперимента; г) как определяется направление горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли, магнитного поля тока.

  1. Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений).

  2. Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.


ЛабораторнАЯ РАБОТА № 2
Тема: Отношение заряда электрона к его массе e/m

Последовательность выполнения лабораторной работы:

  1. Оформить конспект лабораторной работы.

  2. Ответить на контрольные вопросы:

  • Сформулировать правило левой руки для определения направления силы Лоренца.

  • Какими свойствами обладают линии магнитной индукции?

  • Как определяется направление силы, действующей на заряд в
    электрическом поле?

  • Какой физический смысл имеет критическое значение магнитной
    индукции Bкр?

  • Как определяется направление силы, действующей на заряд,
    движущийся в скрещенных электрическом и магнитном полях?


  1. Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений).

  2. Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.


ЛабораторнАЯ РАБОТА № 3
Тема: Индуктивность и емкость в цепи переменного тока

Последовательность выполнения лабораторной работы:

  1. Оформить конспект лабораторной работы.

  2. Ответить на контрольные вопросы:

  • Записать закон Ома для цепи, содержащей R, C и L.

  • Чему равен сдвиг фаз между напряжением и током в цепи, содержащей катушку, емкость?

  • Изобразить векторную диаграмму для цепи, содержащей R, С и L.

  • Можно ли подобрать R, C и L образом, чтобы напряжение на участке цепи, содержащем R, C и L и подключенном к источнику переменного напряжения, было равно нулю?

  • Каким образом можно уменьшить потери электрической энергии, затрачиваемой на прохождение тока в цепи, содержащей R, C и L?

  1. Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений).

  2. Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.


ЛабораторнАЯ РАБОТА № 4
Тема: Изучение вынужденных колебаний

Последовательность выполнения лабораторной работы:

  1. Оформить конспект лабораторной работы.

  2. Ответить на контрольные вопросы:

  • Какие колебания называются вынужденными?

  • Записать дифференциальное уравнение вынужденных колебаний и
    его решение.

  • Что называется резонансом?

  • Каков физический смысл добротности при резонансе в колеба­тельном контуре?

  • Пояснить физическую сущность использования явления резонанса в радиотехнике.

  1. Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений).

  2. Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.


ЛабораторнАЯ РАБОТА № 5
Тема: Изучение явления гистерезиса ферромагнитных материалов.

Последовательность выполнения лабораторной работы:

  1. Оформить конспект лабораторной работы.

  2. Ответить на контрольные вопросы:

  • Какова причина спонтанной намагниченности доменов в ферромагнетиках?

  • Как ведут себя домены при увеличении напряженности внешнего магнитного поля?

  • Что означает насыщение ферромагнетика?

  • Каковы основные свойства ферромагнетиков?

  • Что понимают под "точкой Кюри"?

  • Какие погрешности имеют место при измерении?

  • Как ведет себя контур с током в магнитном поле?

  • Что такое диамагнетики?

  • Что такое парамагнетики?


  1. Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений).

  2. Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.


ЛабораторнАЯ РАБОТА № 6
Тема: Изучение затухающих колебаний

Последовательность выполнения лабораторной работы:

  1. Оформить конспект лабораторной работы.

  2. Ответить на контрольные вопросы:

  • Какие колебания называются затухающими?

  • Записать дифференциальное уравнение затухающих колебаний и
    его решение.


  • При каком условии движение колебательной системы становится
    апериодическим?

  • Каков физический смысл добротности колебательной системы?

  • От чего зависит частота колебаний в колебательном контуре?

  1. Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений).

  2. Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.


ЛабораторнАЯ РАБОТА № 7
Тема: Изучение магнитного поля соленоида

Последовательность выполнения лабораторной работы:

  1. Оформить конспект лабораторной работы.

  2. Ответить на контрольные вопросы:

  • Что такое магнитная индукция?

  • Вывести формулу для расчета магнитной индукции па оси витка с током на расстоянии х от его плоскости, используя закон Био-Савара-Лапласа.

  • Вывести формулу для расчета магнитной индукции ни оси соле­ноида в произвольной точке.

  • На чем основан метод измерения магнитной индукции, примененный в работе? Какая величина измеряется непосредственно? От чего она зависит?

  1. Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений).

  2. Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.


ЛабораторнАЯ РАБОТА № 8
Тема: Изучение явления взаимной индукции

Последовательность выполнения лабораторной работы:


  1. Оформить конспект лабораторной работы.

  2. Ответить на контрольные вопросы:

  • Дать формулировку закона электромагнитной индукции.

  • В чем заключается явление самоиндукции?

  • Сформулировать правило Ленца.

  • Как соотносятся между собой действующее и амплитудное значение тока?

  • Почему при подключении последовательно соединенных катушек взаимная индуктивность зависит от направления тока в них?

  • Записать закон Ома для цепи переменного тока.

  • От чего зависит взаимная индуктивность двух катушек?

  • При каких условиях индуктивное сопротивление будет намного больше омического?

  • Что такое магнитный поток и потокосцепление?

  1. Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений).

  2. Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.


ЛабораторнАЯ РАБОТА № 9
Тема: Экспериментальное изучение магнитных параметров ферромагнетиков группы железа

Последовательность выполнения лабораторной работы:

  1. Оформить конспект лабораторной работы.

  2. Ответить на контрольные вопросы:

  • Откуда возник термин магнетизм?

  • В чем заключается гипотеза Вейеса?

  • Как объяснить первородную кривую намагничивания ?

  • Чем отличаются две петли гистерезиса с малой и большой величинами ?

  • Как определить следующие магнитные параметры из петель гистерезиса: , , , , , w?

  • В чем заключаются отличия динамической и статической петель ?

  • Магнитострикция. Кто открыл ее и в чем суть этого явления?

  • Области применения магнитно-мягких и магнитно-жестких и магнитно-стрикционных материалов? Приведите примеры из электрорадиотехники, электроники и др.

  • *) Магнитострикция – явление изменения линейных размеров ферромагнетиков (l) под действием (эффект открыт Джоулем в 1842 г.). Величина l»10 – 4 ¸ 10 – 6 и зависит от ряда факторов: состава, температуры, магнитной природы компонентов сплавов, степени атомного упорядочения.