Файл: Лекции, часов Практические занятия, часов Лабораторные занятия, часов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие № 13,14
Тема: Магнитное поле в веществе
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
-
Систематизация теоретического материала по теме магнитное поле в веществе. -
Решение задач школьного уровня по теме магнитное поле в веществе. -
Коллективное решение задач университетского уровня по теме магнитное поле в веществе. Обсуждение этапов решения каждой задачи, общего метода решения задач данного класса, «создание» алгоритма решения задач. -
Самостоятельное решение задач, включающее анализ и оценку полученных результатов.
Практическое занятие № 15, 16
Тема: Электромагнитные колебания
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
-
Систематизация теоретического материала по электромагнитным колебаниям -
Решение задач школьного уровня по теме электромагнитные колебания. -
Коллективное решение задач университетского уровня по электромагнитным колебаниям. Обсуждение этапов решения каждой задачи, общего метода решения задач данного класса, «создание» алгоритма решения задач. -
Самостоятельное решение задач, включающее анализ и оценку полученных результатов.
Практическое занятие № 17,18
Тема: Уравнение Максвелла для электромагнитного поля
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
-
Систематизация теоретического материала по уравнениям Максвелла для электромагнитного поля. -
Решение задач школьного уровня по уравнениям Максвелла для электромагнитного поля. -
Коллективное решение задач университетского уровня по уравнениям Максвелла для электромагнитного поля. -
Обсуждение этапов решения каждой задачи, общего метода решения задач данного класса, «создание» алгоритма решения задач. -
Самостоятельное решение задач, включающее анализ и оценку полученных результатов.
5.2.3. Тематика и краткое содержание лабораторных занятий
Учебным планом предусмотрено 15 лабораторных занятий. Длительность выполнения каждой лабораторной работы составляет 4 часа (2 лабораторных занятия). Студенты должны выполнить 7 лабораторных работ из 9 в соответствии с графиком выполнения работ лаборатории «Магнетизм».
ЛабораторнАЯ РАБОТА № 1
Тема: Определение горизонтальной составляющей магнитного поля земли.
Последовательность выполнения лабораторной работы:
-
Оформить конспект лабораторной работы. -
Ответить на контрольные вопросы:
-
Устройство и принцип работы тангенс-гальванометра. -
Сформулировать и записать закон Био-Савара-Лапласа. -
Записать формулу связи магнитной индукции с напряженностью, указать единицы измерения этих величин. -
Знать: а) выводы формул для индукции и напряженности магнитного поля прямого тока, кругового тока в центре и на его оси, соленоида с числом витков N; б) вывод формулы для определения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли; в) методику проведения эксперимента; г) как определяется направление горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли, магнитного поля тока.
-
Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений). -
Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.
ЛабораторнАЯ РАБОТА № 2
Тема: Отношение заряда электрона к его массе e/m
Последовательность выполнения лабораторной работы:
-
Оформить конспект лабораторной работы. -
Ответить на контрольные вопросы:
-
Сформулировать правило левой руки для определения направления силы Лоренца. -
Какими свойствами обладают линии магнитной индукции? -
Как определяется направление силы, действующей на заряд в
электрическом поле? -
Какой физический смысл имеет критическое значение магнитной
индукции Bкр? -
Как определяется направление силы, действующей на заряд,
движущийся в скрещенных электрическом и магнитном полях?
-
Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений). -
Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.
ЛабораторнАЯ РАБОТА № 3
Тема: Индуктивность и емкость в цепи переменного тока
Последовательность выполнения лабораторной работы:
-
Оформить конспект лабораторной работы. -
Ответить на контрольные вопросы:
-
Записать закон Ома для цепи, содержащей R, C и L. -
Чему равен сдвиг фаз между напряжением и током в цепи, содержащей катушку, емкость? -
Изобразить векторную диаграмму для цепи, содержащей R, С и L. -
Можно ли подобрать R, C и L образом, чтобы напряжение на участке цепи, содержащем R, C и L и подключенном к источнику переменного напряжения, было равно нулю? -
Каким образом можно уменьшить потери электрической энергии, затрачиваемой на прохождение тока в цепи, содержащей R, C и L?
-
Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений). -
Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.
ЛабораторнАЯ РАБОТА № 4
Тема: Изучение вынужденных колебаний
Последовательность выполнения лабораторной работы:
-
Оформить конспект лабораторной работы. -
Ответить на контрольные вопросы:
-
Какие колебания называются вынужденными? -
Записать дифференциальное уравнение вынужденных колебаний и
его решение. -
Что называется резонансом? -
Каков физический смысл добротности при резонансе в колебательном контуре? -
Пояснить физическую сущность использования явления резонанса в радиотехнике.
-
Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений). -
Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.
ЛабораторнАЯ РАБОТА № 5
Тема: Изучение явления гистерезиса ферромагнитных материалов.
Последовательность выполнения лабораторной работы:
-
Оформить конспект лабораторной работы. -
Ответить на контрольные вопросы:
-
Какова причина спонтанной намагниченности доменов в ферромагнетиках? -
Как ведут себя домены при увеличении напряженности внешнего магнитного поля? -
Что означает насыщение ферромагнетика? -
Каковы основные свойства ферромагнетиков? -
Что понимают под "точкой Кюри"? -
Какие погрешности имеют место при измерении? -
Как ведет себя контур с током в магнитном поле? -
Что такое диамагнетики? -
Что такое парамагнетики?
-
Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений). -
Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.
ЛабораторнАЯ РАБОТА № 6
Тема: Изучение затухающих колебаний
Последовательность выполнения лабораторной работы:
-
Оформить конспект лабораторной работы. -
Ответить на контрольные вопросы:
-
Какие колебания называются затухающими? -
Записать дифференциальное уравнение затухающих колебаний и
его решение. -
При каком условии движение колебательной системы становится
апериодическим? -
Каков физический смысл добротности колебательной системы? -
От чего зависит частота колебаний в колебательном контуре?
-
Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений). -
Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.
ЛабораторнАЯ РАБОТА № 7
Тема: Изучение магнитного поля соленоида
Последовательность выполнения лабораторной работы:
-
Оформить конспект лабораторной работы. -
Ответить на контрольные вопросы:
-
Что такое магнитная индукция? -
Вывести формулу для расчета магнитной индукции па оси витка с током на расстоянии х от его плоскости, используя закон Био-Савара-Лапласа. -
Вывести формулу для расчета магнитной индукции ни оси соленоида в произвольной точке. -
На чем основан метод измерения магнитной индукции, примененный в работе? Какая величина измеряется непосредственно? От чего она зависит?
-
Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений). -
Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.
ЛабораторнАЯ РАБОТА № 8
Тема: Изучение явления взаимной индукции
Последовательность выполнения лабораторной работы:
-
Оформить конспект лабораторной работы. -
Ответить на контрольные вопросы:
-
Дать формулировку закона электромагнитной индукции. -
В чем заключается явление самоиндукции? -
Сформулировать правило Ленца. -
Как соотносятся между собой действующее и амплитудное значение тока? -
Почему при подключении последовательно соединенных катушек взаимная индуктивность зависит от направления тока в них? -
Записать закон Ома для цепи переменного тока. -
От чего зависит взаимная индуктивность двух катушек? -
При каких условиях индуктивное сопротивление будет намного больше омического? -
Что такое магнитный поток и потокосцепление?
-
Выполнить лабораторную работу (провести измерения, соблюдая заданные условия; грамотно и аккуратно записать результаты в таблицы; вычислить погрешности прямых и косвенных измерений). -
Оформить отчет о выполнении лабораторной работы.
ЛабораторнАЯ РАБОТА № 9
Тема: Экспериментальное изучение магнитных параметров ферромагнетиков группы железа
Последовательность выполнения лабораторной работы:
-
Оформить конспект лабораторной работы. -
Ответить на контрольные вопросы:
-
Откуда возник термин магнетизм? -
В чем заключается гипотеза Вейеса? -
Как объяснить первородную кривую намагничивания ? -
Чем отличаются две петли гистерезиса с малой и большой величинами ? -
Как определить следующие магнитные параметры из петель гистерезиса: , , , , , w? -
В чем заключаются отличия динамической и статической петель ? -
Магнитострикция. Кто открыл ее и в чем суть этого явления? -
Области применения магнитно-мягких и магнитно-жестких и магнитно-стрикционных материалов? Приведите примеры из электрорадиотехники, электроники и др. -
*) Магнитострикция – явление изменения линейных размеров ферромагнетиков (l) под действием (эффект открыт Джоулем в 1842 г.). Величина l»10 – 4 ¸ 10 – 6 и зависит от ряда факторов: состава, температуры, магнитной природы компонентов сплавов, степени атомного упорядочения.