ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 1
Тема 1. Музыка как вид искусства
Задание
Изучите содержание сайта сетевого электронного научного журнала «Педагогика искусства» по адресу: www.art-education.ru/electronic-journal
Выделите основные тенденции современного музыкального образования. Охарактеризуйте основные пласты музыкальной культуры как содержания современного музыкального образования.
Рекомендации по выполнению практического задания:
Просмотрите и прочитайте материалы статей по проблеме музыкально-эстетического образования детей дошкольного или школьного возраста, составьте краткую рецензию на статью Бодиной Елены Андреевны «Музыкальное образование в новых социокультурных реалиях», размещенную в № 1 за 2021 год, выделите особенности научной идеи, которую раскрывает автор статьи. Объясните, какие аргументы высказывает автор статьи для того, чтобы подчеркнуть актуальные проблемы современного музыкального образования
Согласны ли вы с автором статьи в отношении дистанционного обучения в образовательной области «Искусство»?
Изложите вашу точку зрения в письменной форме.
Практическое задание 2
Тема 2. Теория музыкальности
Задание
Провести диагностику развития основных музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста и/или детей дошкольного возраста (не менее 3 человек). Описать качественные показатели уровней развития музыкальности детей дошкольного и/или младшего школьного возраста. Предложить рекомендации по развитию основных музыкальных способностей данной группы детей.
Рекомендации по выполнению задания:
На основе изучения вопроса о структуре музыкальности личности и возрастных особенностях проявления музыкальных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработайте содержание и заполните таблицу по теме «Музыкальные способности и их диагностика у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Таблица 1 - Содержание диагностики основных музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
№ п/п | Характеристика способности | Задание | Оценка уровня развития |
1 | Ладовое чувство | Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка. Дети составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. | Высокий: |
Средний: | |||
Низкий: | |||
2 | Музыкально-слуховые представления | Прослушать музыкальное произведение (песню), эмоционально отзываться на музыку | Высокий: |
Средний: | |||
Низкий: | |||
3 | Чувство ритма | Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков) | Высокий: |
Средний: | |||
Низкий: |
Реализуйте на практике программу разработанного диагностического исследования, выявите уровень развития основных музыкальных способностей у детей, опишите качественные показатели уровней развития музыкальности детей, внесите результаты качественных проявлений в Таблицу 1 и предложите краткие рекомендации по развитию основных музыкальных способностей у данной группы детей дошкольного и/или младшего школьного возраста.
Практическое задание 3
Тема 3. Музыкальная культура личности. Концепция музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее
Задание
Осуществить анализ учебно-методических комплектов по предмету «Музыка» в начальной школе и программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», составить картотеку авторских образовательных программ музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Рекомендации по выполнению практического задания:
Заполните Таблицу 2, включите в содержание таблицы анализ не менее 2-3 программ музыкального воспитания детей дошкольного и/или младшего школьного возраста (по выбору).
Таблица - Характеристика авторских образовательных программ по музыкальному воспитанию и образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста
№ п/п | Авторы программы | Основные идеи, принципы, методы и виды музыкальной деятельности школьников | Характеристика тем и музыкального репертуара |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
Практическое задание 4
Тема 4. Методы музыкального обучения
Задание
Разработать конспект развернутой беседы о музыке с детьми дошкольного или младшего школьного возраста, представить варианты усложнения заданий по данной теме музыкальной беседы.
Рекомендации по выполнению практического задания:
Примерная тема музыкальной беседы: «Музыка и природа», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Сказка в музыке», «Музыка рассказывает о настроении и чувствах человека».
Музыкальную беседу разработать в соответствии с этапами:
1) вступительное слово;
2) собственно слушание музыкального произведения;
3) анализ-разбор прослушанного;
4) повторное слушание на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне;
5) подведение итога.
Практическое задание 5
Тема 5. Урок музыки как основная форма организации музыкального обучения
Задание
Посмотреть видеозапись урока музыки в первой классе Д.Б. Кабалевского (ссылка в открытом доступе в Интернете http://kabalevsky.ru/catalog/video);
-
Посмотреть запись современного урока музыки в начальной школе (по ссылке https://youtu.be/wy6jZ0b1NTc ). -
Провести анализ уроков музыки по предложенным вопросам.
Рекомендации по выполнению практического задания:
В процессе письменного анализа урока музыки ответить на вопросы.
Вопросы к анализу урока музыки Д.Б. Кабалевского:
Каковы цели и задачи урока?
Выделите методы музыкального обучения и воспитания. Какова воспитательная ценность урока? В чем авторская идея урока?
Как на уроке развиваются музыкально-эстетические чувства детей?
Какие приемы влияют на воспитание музыкального вкуса младших школьников?
Чем вам запомнился урок музыки из 70-х г.г. 20 века, что вы перенесете в свою в педагогическую практику работы с детьми?
Вопросы к анализу современного урока музыки (видео урока Е.Е. Абдрашитовой, конкурсанта Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009 ):
1. Соответствие музыкального материала критериям художественности, доступности, увлекательности для детей, педагогической целесообразности.
2. Реализация основных принципов музыкального воспитания.
3. Степень проблемности изложения учебного материала.
4. Соотношение объема звучащей в классе музыки и бесед о ней.
5. Рациональность и эффективность использования времени урока.
6. Степень целесообразности и эффективности использования методов и организационных форм работы.
7. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО.
8. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока.
9. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений.
10. Степень эмоционального воздействия урока на учащихся.
В своих выводах прокомментируйте позицию известного музыковеда, педагога-музыканта Л.А. Барембойна: «Какова же конечная цель уроков музыки в общеобразовательной школе? В чем эта цель состоит? В том, чтобы научить петь и читать ноты? Музицировать на инструментах? Развить слух и чувство ритма? Познакомить с некоторыми музыкально-теоретическими понятиями? Подвести к элементарному музыкальному сочинительству и к импровизации?
Спору нет, все это очень важно, более того — даже необходимо для музыкального развития ученика и решения конечной стратегической задачи.
Но сама задача, если речь идет об образовательной школе, более широка и глубока: ввести (ввести достаточно рано — упустишь время, потом не наверстаешь) детей в мир большой серьезной музыки, оказав таким путем благотворное воздействие на формирование их личности (ибо, если воспользоваться формулой Д.Б. Кабалевского, перефразировавшего слова Н.Г. Чернышевского, «прекрасное пробуждает доброе»).