Файл: Оглавление Введение Глава I. Конституционный контроль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
политической области они связаны, прежде всего, с воплощением в жизнь принципа разделения властей, с созданием демократического правового государства. Данную задачу можно решить лишь при условии четкого и неукоснительного соблюдения законов, прочного правопорядка. Здесь особая роль отводится правовой охране конституции. В научной литературе такая охрана определяется как совокупность юридических средств, с помощью которых обеспечивается выполнение всех норм, установленных конституцией, и строгое соблюдение режима конституционной законности. Эта деятельность осуществляется в различных формах. Особая роль здесь принадлежит конституционному контролю – одному из основных, наиболее эффективных способов охраны конституции.

Конституционный контроль находится в центре всей системы контроля за законностью. Это обусловливается прежде всего тем особым местом, которое занимает конституция в жизни общества; будучи его главным политическим, правовым документом, конституция закрепляет важнейшие стороны социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Ее действие распространяется на всю систему общественных отношений, она составляет юридическую базу для всего законодательства, является ядром всей правовой системы. Деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организации, граждан, нормативные акты должны четко соответствовать конституции. Без этого невозможно правовое государство. Добиться же такого положения можно лишь при наличии эффективной системы конституционного контроля, обеспечивающей точное, последовательное проведение в жизнь конституции, усиливающей ее роль как основного закона страны и выступающей в качестве главнейшего гаранта защиты конституционных прав и свобод граждан. От ее эффективности, в конечном счете, зависит деятельность в области контроля за законностью в целом.

Потребность в конституционном контроле продиктована и самой действительностью. Мировой опыт, а также опыт нашей страны свидетельствует о том, что нередко принимаются акты, не соответствующие конституции, законам, возникают спорные ситуации в сфере применения конституции и текущего законодательства. Разрешение таких проблем находится в компетенции органов конституционного контроля, которые должны обеспечить правильную реализацию конституционных принципов и исключить любую подмену законности.


Конституционный контроль, под которым понимается деятельность по проверке, выявлению, констатации, оценке и устранению несоответствия различных актов конституции, законам, является неоднородным по своему характеру и представляет собой совокупность различных своих вариантов, существенно отличающихся друг от друга. Разнообразие видов конституционного контроля в первую очередь связано с большим количеством полномочий, осуществляемых органами конституционного контроля, а также с разнообразием форм организации и функционирования данных органов.

Конституционный контроль включает: контроль, осуществляемый органами публичной власти, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.

В условиях формирования свободного гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одним из существенных признаков которого является господство права, конституции и закона, конституционное правосудие все более органично входит в государственно-правовую систему России и ее субъектов.

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства Конституции является конституционный контроль, который осуществляют органы конституционного правосудия. В России данная функция осуществляется на федеральном уровне Конституционным Судом РФ, а на региональном – органами конституционной юстиции субъектов РФ.

Список источников и литературы:
I. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ от 21.07.1994г. // Российская газета N 138-139, 23.07.94.


II. Научная и учебная литература

  1. Гусейнова С. Ф. Понятие конституционного контроля, его особенности //Молодой ученый. — 2016. — № 3. —684 с.;

  2. Ибрагимова М.А «К вопросу о необходимости создания судебных органов конституционного контроля в субъектах РФ. // Пробелы в Российском законодательстве. -№1.-2015г. 188 с.

  3. Карасев Р.Е «Проблемы формирования и деятельности конституционных (уставных) судов РФ». // Федерализм. -№4.-2015г. - 225 с.

  4. Карасев Р.Е Конституционный контроль в РФ: генезис, эволюция и Проблемы современного периода. // Государство и право. -№9. -2015г - 169 с.

  5. Карасев Р.Е «Правозащитная функция Конституционного Суда РФ. //Государство и право. -№1.-2015г.- 322 с.

  6. Карасев Р.Е «Разграничение компетенции Конституционного Суда РФ и иных судебные органов при осуществлении норм контроля». // Федерализм. -№1.-2015г. – 275 с.

  7. Наруто С.В «Конституционное право РФ» // Москва. РИОР. 2013г. 326 с.

  8. Сташун Б.А «Эволюция конституционного контроля в РФ» // Сравнительное конституционное обозрение. -№1.-2016г. - 481 с.


1См.: Ибрагимова М.А «К вопросу о необходимости создания судебных органов конституционного контроля в субъектах РФ. // Пробелы в Российском законодательстве. -№1.-2015г.- С. 27.

1 См.: Карасев Р.Е «Правозащитная функция Конституционного Суда РФ. //Государство и право. -№1.-2015г.- С. 153.

1 См.: Гусейнова С. Ф. Понятие конституционного контроля, его особенности //Молодой ученый, 2016. - С. 75.

1 См.: Карасев Р.Е Конституционный контроль в РФ: генезис, эволюция и Проблемы современного периода. // Государство и право. -№9. -2015г – С. 112.


2 Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ от 21.07.1994г. // Российская газета N 138-139, 23.07.94. Ст. 1.

1 См.: Наруто С.В «Конституционное право РФ» // Москва. РИОР. 2013г. - С. 112.

2См.: Сташун Б.А «Эволюция конституционного контроля в РФ» // Сравнительное конституционное обозрение. -№1.-2016г. – С. 422.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Ст. 85

1 См.: Гусейнова С. Ф. Понятие конституционного контроля, его особенности //Молодой ученый. — 2016. - № 3. - С. 376.

1 См.: Карасев Р.Е «Разграничение компетенции Конституционного Суда РФ и иных судебные органов при осуществлении норм контроля». // Федерализм. -№1.-2015г. – С. 148.

2 См.: Карасев Р.Е «Проблемы формирования и деятельности конституционных (уставных) судов РФ». // Федерализм. -№4.-2015г. – С. 200.

1См.: Наруто С.В «Конституционное право РФ» // Москва. РИОР. 2013г. С. 227.

1 См. Гусейнова С. Ф. Понятие конституционного контроля, его особенности //Молодой ученый. — 2016. — № 3. — С. 573.

1 См.: Ибрагимова М.А «К вопросу о необходимости создания судебных органов конституционного контроля в субъектах РФ. // Пробелы в Российском законодательстве. -№1.-2015г.- С. 87.